Управление
образования администрации города
Иваново
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №44
Технологическая
карта.
Математика
1 класс
Образовательная
программа «Перспектива».
Учебник
«Математика» 1 класс, авторы Г. В. Дорофеев,
Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.
Тема
урока: «Число и цифра 3».
Морозова
Наталья Александровна
18
марта 1969 год
МБОУ
гимназия № 44
Учитель
начальных классов
kblf1947@mail.ru
Урок
математики 1 класс.
Образовательная
программа «Перспектива»
Учебник
«Математика» 1 класс, авторы Г. В. Дорофеев,
Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.
Тема
урока:
Число и цифра 3.
Тип
урока:
урок изучения и первичного закрепления
знаний.
Форма
урока:
практикум.
Педагогическая
цель:
создание условий для обеспечения
осознания и усвоения числа и цифры 3.
Планируемый
результат:
знать названия и последовательность
чисел при счёте; знать название числа
3; уметь находить число 3 в числовом ряду;
уметь находить предметы представленные
по три; уметь записывать цифру 3.
Задачи:
Обучающие:
формирование
понятия числа и цифры 3;
умение
сравнивать числа;
определение
места числа в числовом ряду; написание
цифры 3.
Развивающие:
способствовать
развитию познавательного интереса у
обучающихся, логических общеучебных
умений и навыков, мыслительных операций,
различных видов памяти;
развивать
наблюдательность и умение делать выводы
по результатам наблюдений.
Воспитательные:
продолжить
воспитание положительных личностных
качеств (доброжелательность, трудолюбие,
ответственного отношения к учебному
труду) и речевой культуры обучающихся,
формировать навыки саморегуляции
поведения, умения работать в коллективе,
развивать коммуникационные навыки.
Метапредметные:
Коммуникативные
УУД:
формирование
умения отвечать на поставленный вопрос,
учёт разных мнений и стремление к
координации разных позиций в
сотрудничестве;
контроль
действий партнёра.
Познавательные
УУД:
умение
ставить и формулировать проблему;
осмысление
математических понятий на
предметно-конкретном уровне.
Регулятивные
УУД:
умение
принимать и удерживать задание учителя,
планировать собственную деятельность
в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, искать
средства её осуществления, освоение
способов установления количественных
взаимосвязей между объектами.
Личностные
УУД:
желание
учиться; осознание необходимости
самосовершенствоваться; проявлять
желание и умение преодолевать трудности
на уроке, проявлять в работе усердие.
Основное
содержание темы, понятия и термины:
число, цифра, знак, натуральный числовой
ряд, плюс, минус, равно, раньше, потом,
больше, меньше.
Методическая
цель:
демонстрация приёмов работы при
знакомстве с новым числом, новой цифрой.
Оборудование:рабочая
тетрадь, учебник, карточки для парной
работы, иллюстрации из сказки.
План
урока:
Мотивирование
к учебной деятельности (Организационный
этап) (1 мин).
Ориентировочный
этап (5 мин).
Целеполагающий
этап (5 мин)
Операционно-исполнительный
этап (22 мин)
Рефлексно-оценочный
этап (2 мин)
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика.
|
I.
Мотивирование к учебной деятельности
(Организационный этап)
|
|
Проверка
готовности к уроку.
-
Дети, вам тепло?
-
В классе светло?
-
Прозвенел уже звонок?
-
Уже закончился урок?
-
Только начался урок?
-
Хотите учиться?
-
Значит, можно садиться.
|
Приветствуют
учителя.
Организуют
своё рабочее место, проверяют наличие
индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.
Ответы
детей.
|
II.
Ориентировочный этап.
|
Иллюстрация
из сказки «Три поросёнка и серый волк»
|
-
Расскажу вам очень кратко:
-
Ко мне явились поросятки.
-
Три брата из одной известной сказки.
-
Ну как, достаточно подсказки?
-
Герои, какой сказки представлены?
-
Как их зовут?
-
Старания свои приложим.
-
В проблемах разобраться им поможем.
|
«Три
поросёнка и серый волк»
Ниф-ниф,
Наф-наф, Нуф-нуф.
|
рисунок
Наф-нафа и его домика, числовой ряд от
1 до 10.
|
-
Наф-наф строил домик из кирпичей.
-
Строил он много дней и ночей.
-
Давайте поможем ему сосчитать,
-
На улице стало уже холодать!
-
А ну-ка, ребятки, в обратном порядке.
-
Соседей числа, кто сможет мне назвать?
(7, 5, 8, 3)
-
Какое число стоит справа от 3, слева
от 3?
-
Назовите число которое следует за
числом:6, 9, 4; предыдущее число: 7, 5, 8.
-
Как получить последующее число?
предыдущее число?
|
Прямой
счёт от 1 до 10.
Обратный
счёт от 10 до 1.
Дети
называют числа.
Прибавить
1, вычесть 1.
|
рисунокНиф-нифа
и его домика, цветы (розы и ромашки)
|
-
Ниф-ниф поросёнок думать не стал,
-
Он из соломы свой домик слатал.
-
Лёг на полянке, вытянул ножки.
-
Видит – растут цветы у дорожки
-
Не может Ниф-ниф цветы сосчитать.
-
Вперёд, ребята, ему помогать!
-
Ниф-ниф разводит руки как быть?
-
На какие множества цветы можно разбить?
-
Сколько множеств у вас получилось?
-
Сколько элементов в каждом множестве?
-
Как сделать так, чтобы элементов в
множествах было одинаковое количество?
|
Дети
считают количество цветов.
Дети
делять цветы на множества (розы,
ромашки)
2
2
и 3.
Добавить
одну ромашку или убрать одну розочку.
|
рисунок
Нуф-нуфа и его домика
|
-
Встречайте все – братец Нуф-нуф
-
В отличие от братьев двух
-
Он очень долго ветки лучшие искал и
немножко устал.
-
Уши навострите и поросёнку помогите,
глазами зорче посмотрите.
|
|
Физкультминутка
для глаз.
Упражнение «Муха»
|
III
Целеполагающий этап.
|
|
-
Помогли мы братцам?
-
Сколько было их?
-
Ну, конечно, братьев было три.
|
Ответы
детей.
|
На
доске запись «Число и цифра 3»
цифры
от 1 до 10.
|
-
Кто сможет сформулировать тему нашего
урока?
-
Чему мы будем учиться на уроке?
-
Среди рассыпавшихся цифр найдите три.
-
Правильно, сегодня на уроке мы
познакомимся с числом и цифрой 3.
|
Число
и цифра 3.
Считать,
учиться писать цифру 3, размышлять …
Находят
цифру 3.
|
IV
Операционно-исполнительный этап.
|
|
-
Где в натуральном ряду чисел стоит
число 3?
|
Дети
отвечают, используя слова: после,
перед, слева, справа, между.
|
|
-
Цифра 3 живёт и в нашем учебнике.
-Сколько
цыплят вылупилось у курицы раньше?
-
Сколько стало теперь?
-
Как получили 3? Кто покажет?
-Сколько
окон в нашем классе?
-
Представьте, что одно окно я закрыла
шторой. Сколько осталось?
-
Как получили 2?
|
Учебник
с. 58
Два.
Три.
2
+ 1 = 3
Три.
Одно.
3
– 1 = 2
|
Физкультминутка.
1,
2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз
– подняться, потянуться.
Два
– согнуться, разогнуться.
Три
- в ладоши три хлопка,
Головою
три кивка.
На
четыре – руки шире.
Пять
– руками помахать.
Шесть
– за парту тихо сесть.
Семь
и восемь – лень отбросим.
|
|
-
Продолжим работу по учебнику.
-
Посмотрите, сколько лошадей запряжено
в повозку?
-
По-другому говорят «тройка лошадей».
-
Кого на картинке удобно считать
тройками?
-
Сколько троек хоккеистов на поле?
Всего их?
-
Сколько троек грибов? Всего?
-
Сколько пучков моркови? Всего?
|
Три.
Хоккеистов,
грибы, морковку, колёса у велосипеда.
Одна.
Три.
Три.
Девять.
Два.
Шесть
|
|
-
А теперь продолжим работу в тетради?
Прежде чем приступить к работе, давайте
сделаем зарядку для рук.
|
|
Упражнение
для рук «Две весёлые лягушки»
Проверка посадки, положение тетради
на парте, проверить, как дети держат
ручку.
|
|
-
Найдите нашу именинницу, обведите и
разукрасьте её.
-
Сколько треугольников надо закрасить
справа?
-
А теперь попробуем сами написать цифру
3. На что похожа цифра 3?
Объяснение
написания цифры
«Начинаем писать верхний полуовал
чуть выше середины клетки. Вписываю
в верхний правый угол, заканчиваю
писать первый полуовал, прописываю
второй»
-
Возьмите ручку и давайте пропишем в
воздухе.
-
Напишите цифру 3 в тетради. Обведите
самую красивую.
-
Прежде чем продолжить работу немного
отдохнём.
|
Три.
Ответы
детей.
Прописывание
в воздухе под счёт.
Работа
детей в тетради.
|
Физкультминутка.
Учитель демонстрирует карточки с
цифрами:
4
– столько раз топните ногами;
3
– столько раз хлопните в ладоши;
2
– столько раз присядьте;
1
– столько раз наклонитесь;
3
– столько раз подпрыгните.
|
|
Работа
в парах.
-
Вспомните правила работы парами.
1
… 1 = 2 3 … 1 = 2
2
…. 1 = 1 1 … 2 = 3
2
… 1 = 3
Проверка
работы.
|
Называют
правила работы в паре.
Работа
одной пары у доски.
|
V.
Рефлексно-оценочный этап.
|
|
-
Со всеми заданиями мы справились,
поросятам помогли. В конце сказки все
они стали жить в одном домике. У кого?
-
Поросята строили свои домики поздней
осенью, опадают листья. К вам на парту
тоже упал листочек.
Раскрасьте
красным
цветом те, кто всё понял и может
объяснить своему товарищу;
зелёным
те, кто понял, но объяснить пока не
может;
синим
те, кому было трудно.
-
Встаньте у кого красные листочки,
зелёные, синие.
-Молодцы!
Спасибо за работу!
|
Наф-нафа.
Дети
прикрепляют листочки к доске.
|