Конспект урока математики "Деление с остатком"; 3 класс
Конспект урока математики 3 класс
Тема урока: «Деление с остатком». (1 урок по теме)
Цель: раскрыть конкретный смысл деления с остатком; закреплять внетабличные случаи умножения и деления.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы; познакомить с правилом деления с остатком; формировать практические навыки деления числа с остатком; продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта; формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
Развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий; развитие культуры речи и эмоций учащихся.
Воспитательные: в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра; формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей.
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения; развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать, решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации; формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Целеполагание и мотивация.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Первичное усвоение новых знаний.
-
Осознание и осмысление учебного материала.
-
Первичное закрепление.
-
Контроль и самопроверка.
I. Организационный момент.
- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу.
- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи!
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.
Эпиграф: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». М. В. Ломоносов
II. Целеполагание и мотивация.
- Ребята, сегодня мы работаем по группам.
Повторить правила работы в группах и инструкцию (на столах).
- Каждая группа – это солнышко с номером внутри у вас на столах. Наша задача – сделать так, чтобы каждое солнышко сияло множеством лучиком. За каждое верно выполненное задание вы будете приклеивать лучики к солнышку. В конце урока мы посмотрим, члены какой группы работали дружно и активно.
- Число, классная работа.
- Минутка чистописания.
Количество букв в слове БУРАТИНО умножьте на число крыльев у орла. (8•2=16).
Взаимопроверка у членов группы.
ЛУЧИКИ ЗА КАЖДУЮ ТЕТРАДЬ, проверить у 1-2 детей.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
III. Актуализация опорных знаний.
«Весёлые примеры».
Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.
1 группа:
Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54:9 =6)
Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
2 группа:
Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45 : 5 = 9)
3 группа:
У рыбы с усами 3 зуба. Умножьте на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)
Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5)
Самое маленькое двузначное число увеличьте в 4 раза. (10•4=40)
4 группа:
Число пальцев на двух руках увеличьте в 5 раз. (10•5=50)
Количество месяцев в году разделите на число голов Змея Горыныча. (12:3=4)
Самое большое двузначное число уменьшите на число хвостов у 10 котов. (99-10=89)
Ребята в группах устно решают.
- А теперь найдите ваши ответы на доске.
ЛУЧИК за каждый правильный ответ.
- Молодцы, с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание.
Продолжают работать в группах.
(на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)
Задание по группам:
Выписать в тетрадь ответы.
ЛУЧИКИ (на экране правильные ответы по группам)
III. Целеполагание.
- Что необходимо было знать для выполнения этого задания?
- Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся.
- Назовите тему урока?
(ДЕЛЕНИЕ)
- Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:
(у доски 4 человека)
10:5 |
9:3 |
24: 3 |
27: 9 |
17:2 |
13 : 3 |
9: 2 |
21 : 5 |
- Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)
- Почему? В чём было затруднение?
- Чем похожи примеры и чем отличаются?
(в таблице умножения нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое).
Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)
(ЛУЧИКИ по 1, дети садятся)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- А если все же попытаться разделить, опираясь на практические действия?
- Можно ли разделить 8 конфет поровну между 2 детьми? Как можно записать наши действия? 8: 2 = 4 (к.). Запишите.
- Давайте проверим с помощью наглядности. Каждому ребенку даем сначала по одной конфете, потом еще по одной и т.д.
- Рассмотрим второй случай. Можно ли разделить поровну эти же 8 конфет между тремя детьми?
- Каждому ребенку даем сначала по одной конфете, потом еще по одной. Мы видим, что у нас осталось 2 конфеты и три ребенка.
- Как вы думаете, а куда записать оставшиеся две конфеты?
В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 8:3=2(ост.2) (учитель проговаривает) (на доску вывесить).
- Что важно знать при делении? (таблицу умножения).
Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. (1-2 ребенка)
- Так какая тема урока? (Деление с остатком)
Открыть вторую часть темы. На доске высвечивается тема урока.
- Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)
- Давайте определим цель урока.
- При делении с остатком необходимо придерживаться алгоритма.
- Назовите компоненты действия деления.
Давайте вместе составим алгоритм.
1. Находим наибольше число в делимом, которое можно разделить без остатка.
2.Данное число делим на делитель. Записываем результат.
3. Вычитаем разделившееся число из делимого. Это остаток.
ФИЗМИНУТКА «У оленя»
Продолжим.
- У вас на столах лежат шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы. Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.
- Посчитайте количество пуговиц.(9)
- Разделите поровну 9 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.
- Что заметили? (поровну разделить не удалось).
- Разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.
- Какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось).
- Как вы думаете, что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).
V. Осознание и осмысление учебного материала.
- Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?
(Записать в группах. Проверить на экране. ЛУЧИКИ 2)
Прочитать.
VI. Первичное закрепление.
- У нас на доске остались примеры. Давайте попробуем их решить.
- Не забывайте, что при делении с остатком нужно придерживаться некоторых правил, то есть выполнять алгоритм. (Дети комментируют).
Каждой команде по ЛУЧИКУ.
VII. Контроль и самопроверка.
Самостоятельно № 2 с. 26. Взаимопроверка в группах. На экране.
VIII. Объяснение д/з. Подведение итогов, рефлексия.
- Домашнее задание вы можете выбрать самостоятельно. Вот два варианта. Давайте откроем рабочую тетрадь и посмотрим на задание. Все ли понятно? 1) составить 5 своих примеров с остатком; 2) р. т. с. 31 № 81, 82.
У вас на столах лежат таблички. Поставьте знак +, если вы ваш ответ да, знак – если ваш ответ нет.
Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.
|
Новая тема мне понятна. |
|
|
Я хорошо понял(а) алгоритм. |
|
|
Я знаю, как пользоваться алгоритмом. |
|
|
Я сумею найти частное и остаток |
|
|
В самостоятельной работе у меня всё получилось. |
|
|
Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки. |
|
|
Я доволен(а) своей работой на уроке. |
|
|
На уроке я учился(ась) учиться: |
|
- У кого получилось 7 плюсов? 6? 5? У кого меньше, не расстраивайтесь, мы еще продолжим изучать деление с остатком, и у вас все получится.
- Итак, какую тему мы начали изучать сегодня на уроке?
- Как выполнить деление с остатком?
- Поняли ли вы алгоритм?
- Давайте посмотрим, какие солнышки у вас получились!
Домашнее задание: 1) составить 5 своих примеров с остатком; 2) р. т. с. 31 № 81, 82.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ракова Ольга Ивановна
→ Olejik 21.01.2019 0 17466 849 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.