Конспект урока математики "Единицы измерения"; 1 класс


 

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Артюхова Светлана Анатольевна

Место работы

ГБОУ НАО СОШ с. Ома

Должность

Учитель начальных классов

 

Общая информация

Модуль

Математика 1 класс

 

УМК

Школа России

 

Тема урока

Единицы измерения…

 

Тип урока

Проектная задача

 

Цель

Формирование у учащихся понимания добра как высшей нравственной ценности.

 

Задачи

1. Изготовить наглядное пособие «Единицы измерения…» для детей подготовительной группы детского сада.

2. Закрепить знания обучающихся по математике «Величины»

3. Подвести к выводу о том, что хорошее настроение «измеряется» улыбкой, а доброта – полезными делами и добрыми словами.

 

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная доска, проектор, набор инструментов для каждой группы

 

Дидактическое обеспечение

Учебники, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, презентация

 

Планируемые результаты урока

 

личностные

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- развитие морального сознания и ориентировка учащегося в сфере нравственно-этических отношений: взаимопомощь, толерантность, доброта;

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;

 

 

предметные

- обобщить и систематизировать знания по теме «величины», представить в форме наглядного пособия;

- «открыть» единицу измерения добра.

 

 

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

регулятивные УУД:

- целеполагание;

- умение определять временные границы;

- умение планировать свои действия.

познавательные УУД:

- формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;

- моделирование, построение логической цепи рассуждений;

- переработка и структурирование информации;

- развитие умения выстраивать стратегию решения проблем;

- понимать и строить простые модели ( в форме схематических рисунков ) математических понятий.

коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, вступать с ним в диалог;

- умение планировать общие способы работы, контролировать результат своей - деятельности и деятельности партнёра;

 

 

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Изготовление наглядного пособия для будущих первоклассников «Единицы измерения…»

 

 

 

Литература и Интернет-ресурсы

 

Основная

Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования уни-версальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.

Материалы курсов повышения квалификации по теме ФГОС НОО «Технологии формирования универсальных учебных действий учащихся, «Архангельский областной институт открытого образования»

 

 

Дополнительная

С. А. Горячкова, Е. Г. Ромицына «Обратная связь и рефлексия: приёмы работы педагога» практическое пособие – Архангельск: изд. АО ИОО, 2014.

 

 

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

Электронные образовательные ресурсы

Видеописьмо из детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

 

 

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

 

Эмоциональный настрой на урок
Учитель задаёт вопросы:

- Как живёте?

-Как идёте?

-Как бежите?

- Ночью спите?

-Как шалите?

-Как грозите?

- А за партой как сидите?

Дети отвечают с элементами движения
Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

 

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Приём «Хочу – Надо»

- Что вы хотите от сегодняшнего урока?

- А что для этого надо?

- А я хочу, чтобы наш сегодняшний урок был для нас удачным и продуктивным. Что для этого надо? Поему?

 

 

 

 

- Вы уже поняли, что сегодня не совсем обычный урок, вернее, совсем необычный. Почему, вы сейчас поймёте, внимание на экран. (Видеообращение будущих первоклассников с просьбой)

- Как вы думаете, сможем ли мы помочь ребятам?

- Мы сами знаем, то такое единицы измерения?

-Какие будут предложения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О чем будем говорить на уроке (тема)?

 

- Чего необходимо достигнуть в течение урока?

 

 

- А то такое единицы измерения?

 

 

 

- Какие величины нам уже известны?

 

Учитель просит помощи у учащихся. Но работы много, а времени на уроке мало. Как же быть?

 

Дети высказываются

 

 

 

 

 

- Для этого надо хорошее настроение. Потому что, хорошее настроение помогает даже в трудную минуту, у него лучше всё получается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают помощь в изготовлении наглядного пособия «Единицы измерения…».

 

 

 

 

 

 

 

- На уроке будем говорить о единицах измерения.

 

- Изготовить наглядный материал для дошкольников.

 

 

- Единицы, в которых измеряется величина, называются единицами измерения.

 

- Длина, масса, объём.

 

 

 

 

Дети предлагают выполнить эту работу в группах.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий; способность к волевому усилию в преодолении препятствий.

 

 

 

Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

 

 

 

 

 

 

Способность обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность к целеполаганию как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель предлагает разделиться на группы и каждой группе составить страницу об одной величине.

 

Задания для распределения учащихся в группы

 

Учитель предлагает отгадать загадки и получить жетон (жетоны разного цвета на обратной стороне жетона написаны буквы)

 

 

 

 

 

 

- Прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила работы в группе.

 

 

 

 

-Определим план действий:

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети решают задачи в стихах (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Дети распределяются в группы по цвету жетона.

 

 

 

1) распределить работу в группе;

2) рассмотреть предложенные материалы и отобрать те из них, которые понадобятся им для выполнения задания;

3) оформить «страничку» своей величины;

4) представить результат своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

умение планировать— определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

 

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- На обратной стороне жетона вы видите буквы. Составьте слово из этих букв.

 

- Каждая группа будет моделировать страничку о своей величине.

 

Давайте вместе составим план работы.

 

 

Первая группа составит слово «длина», вторая – «масса», третья – «объём».

 

 

 

 

 

 

Дети составляют план:

1.Величина.

2.В каких единицах измеряется.

3.С помощью какого прибора.

4.Что можно измерить.

Коммуникативные :

использовать речь, математические символы, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем, учебником.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- Для каждой группы выдан необходимый набор материала, выберите только то, что подходит к вашей величине и подготовьтесь рассказать о ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит музыка, дети работают.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят информацию, выполняя работу в малых группах:

1 группа составляет страничку о длине

2 группа составляет страничку о массе

3 группа составляет страничку об объёме

 

 

 

 

 

Познавательные:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

 

 

 

 

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Организует выступления спикеров

Спикеры представляют работу своей группы.

Коммуникативные:

оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения (невербальному).

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Приём «Три угла да-нет-не знаю»

 

- В 1 дм это 10 см?

- Массу измеряют с помощью линейки?

- Длина ленты 17 см?

- Арбуз весит 6 кг, а дыня на 2 кг меньше. Дыня весит 3 кг? Почему?

- Настроение у вас хорошее?

- Можно ли измерить настроение?

- Однажды на уроке мы выяснили, что настроение можно измерить…чем? Почему?

 

Учащиеся переходят в углы «да»-«нет»-«не знаю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети отвечают, что улыбкой.

 

Регулятивные:

способность осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Приём «Важно-необходимо»


 


 


 


 


 


 


 


 

- А можем ли мы измерить, например, добро?

Добро линейкой не измеришь,

Добро не взвесишь на весах,

Добро – не камень у дороги,

Добро – не ветер в парусах.

- А то же такое добро?

-Можно ли без него прожить? Поему?

- В каких единицах измеряется добро?


 

- Как вы думаете надо об этом рассказать дошкольникам? Для чего?

Доброта помогает людям жить

И беды и невзгоды все победить.

Чем больше создаешь ты доброты,

Тем больше в этом мире красоты.

 

- Что для человека необходимо?

- Что для человека важно?

 

Необходимо

 

Воздух

Пища

Одежда

Жилище

 

Важно

 

Общество

Знания

Добро

Любовь

Счастье

Настроение

 

 

 

 


 


 


 


 

Дети высказывают предположения и делают вывод: -

- Добро измеряют делами,

Хорошими и тёплыми словами.

 

Оформляют страничку: единицы измерения добра.

 

 

Регулятивные:

осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

 

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Добрые поступки необходимо совершать только по отношению к другим людям или к самому себе тоже? Например?

- Как вы думаете, мы сегодня на уроке совершили что-то доброе?

Если да, то что?

 

Дети отвечают:

 

 

 

- Подарили всем хорошее настроение.

- Выполнили просьбу воспитателя.

- Вспомнили все величины и их единицы измерения.

- Открыли единицу измерения добра.

 

Регулятивные:

оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

 

 

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

-А где находится добро?

- Перед вами маленькие сердечки, как маленькие частички доброты. Если вы считаете, что урок удался, что вы справились со всеми поставленными задачами, поставьте на сердечко «+», а если не совсем, то « - «.

Если хотите, подарите человеку, которому желаете добра. Если хотите, оставьте себе.

- В сердце.

- Дети выполняют рефлексию.

Идет доброта по земле

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Добро на Земле - это чудо!!!!

Регулятивные:

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задачи в стихах

 

1. Мы большущая семья.

Самый младший – это я.

Таня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Зина, Маша,

И Наташа тоже наша.

Сколько детей в семье? (8)

 

2. Едут с горки

Три сестрички,

На ручонках

Рукавички.

Подскажите,

У сестричек

Сколько вместе

Рукавичек? (6)

 

3. Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера десять конфет.

Скушал пять конфеток внук.

Сколько же осталось штук? (5)

 

 

4. У мышки два ушка.

Сколько ушей у четырёх мышей?

(8)

 

 

5. Мама вышила ковёр.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки

В каждой по три веточки

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет? (6)

 

6. На кустике перед забором

Десять красных помидоров

Потом четыре оторвалось,

А сколько на кусте осталось? (6)

 

7. Собралась к обеду

Вся семья:

Папа, мама, бабушка и я,

И еще сестренка со щенком,

И с котенком

Маленький Пахом.

А теперь скажите мне,

Кто может, -

Сколько на столе

Должно быть ложек? (6)

 

8. Три тетради дали Наде,

А четыре дали Ире.

Сколько же тетрадей дали

Ирочке и Наде? (7)

 

9. Подарил ежатам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько у ежа ежат? (2)

 

 

10. У Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане

И корова в юбке

В тёплом полушубке.

Сколько всего гостей у Алёнки? (7)

11. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трёх окуней.

Другой рыбак – поймал башмак,

Евсей – поймал пять карасей,

Рыбаку Алёше попалась галоша,

А рыбак Михаил Сома изловил.

Сколько рыбок рыбаки

Натаскали из реки? (9)

 

12. Знаем точно, что в кармане

Было семь рублей у Вани.

Ваня в магазин сходил

И за шесть батон купил.

Продавец был озадачен,

Сколько ж дать ребенку сдачи? (1)

 

13. К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок

Прилетело на урок? (4)

 

14. Три карандаша у Миши,

Шесть карандашей у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (9)

15. Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели:

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их? (8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока математики "Единицы измерения"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Артюхова Светлана Анатольевна  Публикатор
04.11.2021 0 1051 129

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК