Конспект урока математики "Текстовая задача: структурные элементы. Дополнение текста до задачи"; 1 класс



  1. Фамилия,имя,отчествоавтора:Шматкова Марина Викторовна


  1. Местоработы:Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»

Укажитеполноеназваниеобразовательнойорганизацииимуниципалитет


  1. Должность:учитель начальных классов

  2. Класс:1

  3. Предмет:математика

  4. Темаурока: «Текстовая задача: структурные элементы. Дополнение текста до задачи.

  5. Место урока в теме и в программе по предмету: Урок открытия новых знаний.Раздел: «Текстовые задачи». Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.

Предыдущие темы: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание как действие, обратное сложению»

Последующие темы: «Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема»

Ключеваяидеяурокавформатепроблемноговопроса2: Чем задача отличается от других текстов? Решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к выводу, что задача –это математический рассказ, в которой имеется условие и вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.

  1. Цель3(прописаннаячерезрезультат):кконцуурокакаждыйученикбудет:

1Данныйпунктэтосвоеобразнаяпояснительнаязаписка,котораяопределяетместопредставляемого урока в теме и в программе по предмету, позволяет проследить связь его содержания спредыдущими и последующими темами и уроками, а также определить динамику формирования знаний,уменийи навыков обучающихся.2Ключевая идея урока позволяет сориентировать обучающихся в содержании урока, темы и предметав целом; ключевая идея помогает сформулировать конкретные учебные цели к уроку и подобрать задания кним. Ключевая идея формулируется в формате проблемного вопроса. Проблемный вопрос не предполагаетпростого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемными являются те вопросы, которые вызываютзатрудненияуобучающихся,посколькуунихнетзаранееготовогоответанаэтивопросы.Ответнапроблемныевопросыобучающиесяполучают(ищут) самостоятельно в ходеурока.

Признакипроблемноговопроса:

­открытый —неимеетпростого, краткого,быстрого изаранееизвестногоответа,

­требует обоснования,

­дискуссионный,

­требует мышления на высоких когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение,прогнозированиеидр.),

­опираетсянаключевые идеи предметаилидаже выходитза егорамки.

3Цельдолжнасоответствоватьтехнологии SMART:

S (Specific) Конкретные– цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменениеконкретнойситуации.

M (Measurable) Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будетневозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен бытьизмеренкачественноили количественночерезсистемуиндикаторовреализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и,таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточносложныецели(предполагающиеусилия),нопри этомони должныбытьдостижимыми

знать:

­структуру текстовой задачи

уметь(сможетпродемонстрировать):

­различать условие задачи, вопрос;

-составлять текстовую задачу по образцу;

­правильно оформлять решение задачи

научится:

-определять и формулировать цель учебной деятельности (с помощью учителя);

-проводить сравнение, обобщать и систематизировать изученное; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь)

  1. Инструментыикритерии/показатели/индикаторыоценкидостижениязапланированныхрезультатов4:Самооценивание: в листе самооценивания за каждый правильный ответ -1 балл. (Приложение1)

Задания для проверки достижения планируемых результатов

Задание №1.Работа в парах. Устный счет. Задание: решите примеры на карточке (Приложение 2) и расшифруйте загаданное слово. Каждое число в ответе соответствует определенной букве.

Самооценивание: в листе самооценивания за каждый правильно решенный пример -1 балл.

Вывод:Какое слово получилось?Получилось слово- ЗАДАЧА- это и есть тема урока.

Задание №2. Фронтальная работа. Проблемная ситуация. Задание: Прочитайте тексты. Найдите задачу.

1)Коля съел 2 пирожка.

2)В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка.

3)В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?

- Какой текст будет являться задачей?

- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем? Чем задача отличается от других текстов?

-Прочитайте информацию на карточке (Приложение 3)

-Что известно в задаче? (это условие)

-Что нужно узнать? (это вопрос)

-Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (5-2=3 это решение) (3 пирожка- это ответ.

Самооценивание:в листе самооценивания за каждый правильный ответ -1 балл

Вывод: текст задачи имеет свои отличительные признаки . Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой.

Задание №3

Самостоятельная работа. Проверка работы в группе. Приём «Углы» Дети сидят в группах по 4 человека. В разных углах кабинета размещены карточки со словами: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Учащиеся получают карточку с одной из частей задачи (условие, вопрос, решение, ответ). Дети определяют к какому понятию относится их часть задачи и встают к соответствующей карточке, доказывая свой выбор.

Вывод:-А получилась ли задача? Почему так решили? Есть условие, вопрос, решение, ответ.

Условие- это то, что известно в задаче. Вопрос-это то, что необходимо найти. Чтобы ответить на вопрос задачи надо её решить.

Самооценивание:в листе самооцениванияза правильный выбор карточки -1 балл.

Задание №4 Работа в группе.Дополнение текста до задачи.

Задание: Дополни текст так, чтобы получилась задача.

Проверка. Отвечают 2-3 группы. У кого такая же получилась задача?

Решение одной задачи записывают в тетради.

Вывод: Задачу можно составить самим. В тексте задачи имеются условие и вопрос. Так же задачу можно решить и записать ответ.

Самооценивание:в листе самооцениванияза правильно составленную задачу каждый член группы получает 1балл.

  1. Организационно-педагогическиеусловияпроведенияурока5

До начала урока дети делятся на группы в произвольном порядке.

1 этап урока. Организационный момент. Урок начинается с девиза: «Мы пришли сюда учиться…»(эмоциональный настрой)

2этап урока.Мотивация к учебной деятельности. Устный счёт с выходом на тему урока. Учащиеся решают примеры, ответ которых соответствует определенной букве. В итоге получается слово ЗАДАЧА (тема урока)

Работа в парах.

Цель выполнения данных заданий:

-развитие вычислительных навыков; математической культуры, речи;
-формирование
умения обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания;

-повышение познавательного интереса;

-формирование умения слушать и слышать партнера;

-свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения

3 этап урока. Сообщение темы урока. Постановка цели. Устный счёт дал возможность назвать тему урока.

Фронтальная работа. Проблемная ситуация. Задание: Прочитайте тексты. Найдите среди данных текстов задачу.

1) Коля съел 2 пирожка.

2) В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка.

3) В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?

Работа с данным заданием дает возможность совместно с учителем определить задачи урока.

Цель выполнения данных заданий. Формирование умений:

-определять учебную проблему и задачи урока;

-принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

-высказывать свое мнение, дополнять высказывания по теме.

4 этап. Решение поставленной проблемы

Самостоятельная работа. Проверка работы в группе. Приём «Углы» Дети определяют к какому понятию относится их часть задачи и встают к соответствующей карточке, обосновывая свой выбор. В группах проверяют друг друга, делают вывод о том, какие части имеет задача.

Данная работа формирует следующие умения:

-сравнивать и обобщать информацию.

-устанавливать причинно-следственные связи;

-планировать учебную деятельность;

-выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра.

Физминутка «Мы считали и устали»

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

(Приседания.)

Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

5 этап урока. Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Задание: Дополни текст так, чтобы получилась задача.

Проверка. Отвечают 2-3 группы. У кого такая же получилась задача?

Решение одной задачи записывают в тетради.

Данная работа формирует следующие умения:

- дополнять текстовую задачу, использую математическую терминологию;

-принимать правила совместной деятельности при работе в группах; 

-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

6 этап урока. Закрепление

На слайде иллюстрация. Какое задание можете предложить? (составить задачи)

Работа в группах. Проверка. Отвечают 2-3 группы.

Решение одной задачи записывают в тетради.

Данная работа формирует следующие умения:

-использовать математическую терминологию для описания сюжетной ситуации;

-принимать правила совместной деятельности при работе в группах; 

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

7 этап урока. Рефлексия

Какие задачи ставили на урок?

На какие части можно разбить задачу?

- Посчитайте количество заработанных баллов. Оцените свою деятельность на уроке.

Данная работа формирует умение совместно с учителем оценивать результатывыполнения общей работы

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоватьсяисходяизрезультата, а неколичества проделываемойработы.

T(Time-bounded)–Соотносимыесконкретнымсроком:цельдолжнабытьвыполнимавопределенномвременномизмерении.

Цельдолжнаопределятьсяиформулироватьсячерез результатдеятельностиобучающегося.

4 К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов,относятся: устный/письменный опрос, публичное выступление (презентация чего-либо), создание продукта,тест,самостоятельная/контрольнаяработа и т.п.

Критерии/показатели/индикаторынапрямуюсвязаныстемизаданиями,которыедаютсяобучающимсядляпроверкидостижениязапланированныхрезультатов.Например,еслиинструментпроверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантамиответовнаних,обозначитьправильныеответыивескаждогоправильногоответа.Другойпример–результатом обучения у вас будет выполнение задания при устном или письменном опросе. Следовательно,вамнеобходимопривестиформулировкусамогозадания,форматпредставленияответаназадание(например, таблица, перечень вопросов на которые надо ответить, требования к оформлению текста и т. п.),критерии оценки этого задания (сколько баллов и за что ставится или какая оценка и за что конкретноставится)+шкалупереводабаллов вотметку (еслив критериях обозначеныбаллы).

5 Организационно-педагогические условия включают в себя: описание логики проведения урока иорганизационные моменты, связанные с его проведением и представляются в формате рекомендаций попроведениюурокадругимпедагогом.Приописанииходаурока(логикиегопроведения)необходимопоследовательнопредставитьдеятельностьпедагогаиобучающихся:счегоначинаетсяурок,какразворачивается; какие задания, с какой целью и каким обучающимися даются; какие учебные материалыиспользуются(отборучебногосодержаниянеобходимопроводитьвсоответствиисцелямиурока,возрастнымособенностямиобучающихся,еголичностнойзначимостиипрактическойнаправленности);какие оргформы, где и с какой целью используются в ходе урока (фронтальная, индивидуальная, групповаяработа). Если используется групповая форма работы, необходимо указать основания деления на группы. Входеописаниянеобходимо отразитьгдеи вкакомвиде, согласнокаким критериямбудетпроводитсяоценивание знаний и умений обучающихся (текущий и промежуточный контроль (при наличии) и итоговыйконтроль,направленныйнапроверкудостижениязапланированных вамирезультатов).

ВАЖНО:

­обосновать необходимость всех видов работ и заданий в соответствии с их направленностью ндостижениезапланированныхрезультато


  1. Переченьдидактическихматериалов6: «Лист самооценивания» (Приложение 1),карточка «Устный счет» (Приложение 2), карточка « Что такое задача?» (Приложение 3) , карточки со словами (Приложение 4), презентация

  2. Оснащение урока7:Компьютер, проектор, экран


Приложение 1

Лист самооценивания


Ф.И.__________________

задания


Кол-во баллов

1


2


3


4


5


6




Итого:



Приложение 2


Приложение 3





­в ходе описания логики проведения урока делать сноски на конкретные дидактические материалы,которые можно представить в приложении или в виде отдельных файлов; в случае обращения к учебникунеобходимоуказатьвыходныеданныеучебникаипривеститекст,скоторымбудут работатьобучающиеся;

­организационно-педагогические условия и логика проведения урока должны быть представлены ввидесвязноготекста(использованиетехнологическихкарти сценариевуроказапрещено);

­писать простымпонятнымязыком, избегатьклишеи общихслов;

­всеиспользуемыесокращениярасшифровываются.

6 К дидактическим материалам урока относятся все раздаточные и наглядные материалы (включаяаудио и видео файлы). В данном пункте необходимо перечислить все дидактические материалы и сделатьсноски на них, сами материалы размещаются в Приложениях к описанию урока или прикладываются к немуввидеотдельныхфайлов. Примероформленияперечнядидактическихматериалов:

­Текстдляработыгруппы 1 «Откуда взялисьбабочки»(см.Приложение 1)

­Презентацияобэволюции бабочек (см. файлЭволюциябабочек.pptx)

­Таблицасравнительных характеристикбабочек разныхполушарий (см.файлСравнибабочек.docx)

­Микроистория.Превращениебабочки–видео, ссылкаhttps://youtu.be/fLIPq8xZi4k

7Вданномпунктенеобходимоуказатьнеобходимоеоборудование,включаяоснащениерабочегоместапедагога, обучающихся, кабинета в целом.




2



Полный текст материала Конспект урока математики "Текстовая задача: структурные элементы. Дополнение текста до задачи"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Текстовая задача: структур  Публикатор
15.09.2024 0 761 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК