Конспект урока математики "Текстовая задача: структурные элементы. Дополнение текста до задачи"; 1 класс
Фамилия,имя,отчествоавтора:Шматкова Марина Викторовна
Местоработы:Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»
Укажитеполноеназваниеобразовательнойорганизацииимуниципалитет
Должность:учитель начальных классов
Класс:1
Предмет:математика
Темаурока: «Текстовая задача: структурные элементы. Дополнение текста до задачи.
Место урока в теме и в программе по предмету: Урок открытия новых знаний.Раздел: «Текстовые задачи». Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Предыдущие темы: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание как действие, обратное сложению»
Последующие темы: «Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема»
Ключеваяидеяурокавформатепроблемноговопроса2: Чем задача отличается от других текстов? Решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к выводу, что задача –это математический рассказ, в которой имеется условие и вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.
Цель3(прописаннаячерезрезультат):кконцуурокакаждыйученикбудет:
1Данныйпунктэтосвоеобразнаяпояснительнаязаписка,котораяопределяетместопредставляемого урока в теме и в программе по предмету, позволяет проследить связь его содержания спредыдущими и последующими темами и уроками, а также определить динамику формирования знаний,уменийи навыков обучающихся.2Ключевая идея урока позволяет сориентировать обучающихся в содержании урока, темы и предметав целом; ключевая идея помогает сформулировать конкретные учебные цели к уроку и подобрать задания кним. Ключевая идея формулируется в формате проблемного вопроса. Проблемный вопрос не предполагаетпростого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемными являются те вопросы, которые вызываютзатрудненияуобучающихся,посколькуунихнетзаранееготовогоответанаэтивопросы.Ответнапроблемныевопросыобучающиесяполучают(ищут) самостоятельно в ходеурока.
Признакипроблемноговопроса:
открытый —неимеетпростого, краткого,быстрого изаранееизвестногоответа,
требует обоснования,
дискуссионный,
требует мышления на высоких когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение,прогнозированиеидр.),
опираетсянаключевые идеи предметаилидаже выходитза егорамки.
3Цельдолжнасоответствоватьтехнологии SMART:
S (Specific) – Конкретные– цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменениеконкретнойситуации.
M (Measurable) – Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будетневозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен бытьизмеренкачественноили количественночерезсистемуиндикаторовреализации цели).
A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и,таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточносложныецели(предполагающиеусилия),нопри этомони должныбытьдостижимыми
знать:
структуру текстовой задачи
уметь(сможетпродемонстрировать):
различать условие задачи, вопрос;
-составлять текстовую задачу по образцу;
правильно оформлять решение задачи
научится:
-определять и формулировать цель учебной деятельности (с помощью учителя);
-проводить сравнение, обобщать и систематизировать изученное; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь)
Инструментыикритерии/показатели/индикаторыоценкидостижениязапланированныхрезультатов4:Самооценивание: в листе самооценивания за каждый правильный ответ -1 балл. (Приложение1)
Задания для проверки достижения планируемых результатов
Задание №1.Работа в парах. Устный счет. Задание: решите примеры на карточке (Приложение 2) и расшифруйте загаданное слово. Каждое число в ответе соответствует определенной букве.
Самооценивание: в листе самооценивания за каждый правильно решенный пример -1 балл.
Вывод:Какое слово получилось?Получилось слово- ЗАДАЧА- это и есть тема урока.
Задание №2. Фронтальная работа. Проблемная ситуация. Задание: Прочитайте тексты. Найдите задачу.
1)Коля съел 2 пирожка.
2)В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка.
3)В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?
- Какой текст будет являться задачей?
- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем? Чем задача отличается от других текстов?
-Прочитайте информацию на карточке (Приложение 3)
-Что известно в задаче? (это условие)
-Что нужно узнать? (это вопрос)
-Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (5-2=3 это решение) (3 пирожка- это ответ.
Самооценивание:в листе самооценивания за каждый правильный ответ -1 балл
Вывод: текст задачи имеет свои отличительные признаки . Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой.
Задание №3
Самостоятельная работа. Проверка работы в группе. Приём «Углы» Дети сидят в группах по 4 человека. В разных углах кабинета размещены карточки со словами: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Учащиеся получают карточку с одной из частей задачи (условие, вопрос, решение, ответ). Дети определяют к какому понятию относится их часть задачи и встают к соответствующей карточке, доказывая свой выбор.
Вывод:-А получилась ли задача? Почему так решили? Есть условие, вопрос, решение, ответ.
Условие- это то, что известно в задаче. Вопрос-это то, что необходимо найти. Чтобы ответить на вопрос задачи надо её решить.
Самооценивание:в листе самооцениванияза правильный выбор карточки -1 балл.
Задание №4 Работа в группе.Дополнение текста до задачи.
Задание: Дополни текст так, чтобы получилась задача.
Проверка. Отвечают 2-3 группы. У кого такая же получилась задача?
Решение одной задачи записывают в тетради.
Вывод: Задачу можно составить самим. В тексте задачи имеются условие и вопрос. Так же задачу можно решить и записать ответ.
Самооценивание:в листе самооцениванияза правильно составленную задачу каждый член группы получает 1балл.
Организационно-педагогическиеусловияпроведенияурока5
До начала урока дети делятся на группы в произвольном порядке.
1 этап урока. Организационный момент. Урок начинается с девиза: «Мы пришли сюда учиться…»(эмоциональный настрой)
2этап урока.Мотивация к учебной деятельности. Устный счёт с выходом на тему урока. Учащиеся решают примеры, ответ которых соответствует определенной букве. В итоге получается слово ЗАДАЧА (тема урока)
Работа в парах.
Цель выполнения данных заданий:
-развитие
вычислительных навыков; математической
культуры, речи;
-формирование
умения
обобщать и систематизировать, переносить
полученные знания на новые задания;
-повышение познавательного интереса;
-формирование умения слушать и слышать партнера;
-свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения
3 этап урока. Сообщение темы урока. Постановка цели. Устный счёт дал возможность назвать тему урока.
Фронтальная работа. Проблемная ситуация. Задание: Прочитайте тексты. Найдите среди данных текстов задачу.
1) Коля съел 2 пирожка.
2) В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка.
3) В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?
Работа с данным заданием дает возможность совместно с учителем определить задачи урока.
Цель выполнения данных заданий. Формирование умений:
-определять учебную проблему и задачи урока;
-принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
-высказывать свое мнение, дополнять высказывания по теме.
4 этап. Решение поставленной проблемы
Самостоятельная работа. Проверка работы в группе. Приём «Углы» Дети определяют к какому понятию относится их часть задачи и встают к соответствующей карточке, обосновывая свой выбор. В группах проверяют друг друга, делают вывод о том, какие части имеет задача.
Данная работа формирует следующие умения:
-сравнивать и обобщать информацию.
-устанавливать причинно-следственные связи;
-планировать учебную деятельность;
-выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра.
Физминутка «Мы считали и устали»
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
(Приседания.)
Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
5 этап урока. Первичное закрепление новых знаний и способов действий
Задание: Дополни текст так, чтобы получилась задача.
Проверка. Отвечают 2-3 группы. У кого такая же получилась задача?
Решение одной задачи записывают в тетради.
Данная работа формирует следующие умения:
- дополнять текстовую задачу, использую математическую терминологию;
-принимать правила совместной деятельности при работе в группах;
-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
6 этап урока. Закрепление
На слайде иллюстрация. Какое задание можете предложить? (составить задачи)
Работа в группах. Проверка. Отвечают 2-3 группы.
Решение одной задачи записывают в тетради.
Данная работа формирует следующие умения:
-использовать математическую терминологию для описания сюжетной ситуации;
-принимать правила совместной деятельности при работе в группах;
осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
7 этап урока. Рефлексия
Какие задачи ставили на урок?
На какие части можно разбить задачу?
- Посчитайте количество заработанных баллов. Оцените свою деятельность на уроке.
Данная работа формирует умение совместно с учителем оценивать результатывыполнения общей работы
R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоватьсяисходяизрезультата, а неколичества проделываемойработы.
T(Time-bounded)–Соотносимыесконкретнымсроком:цельдолжнабытьвыполнимавопределенномвременномизмерении.
Цельдолжнаопределятьсяиформулироватьсячерез результатдеятельностиобучающегося.
4 К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов,относятся: устный/письменный опрос, публичное выступление (презентация чего-либо), создание продукта,тест,самостоятельная/контрольнаяработа и т.п.
Критерии/показатели/индикаторынапрямуюсвязаныстемизаданиями,которыедаютсяобучающимсядляпроверкидостижениязапланированныхрезультатов.Например,еслиинструментпроверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантамиответовнаних,обозначитьправильныеответыивескаждогоправильногоответа.Другойпример–результатом обучения у вас будет выполнение задания при устном или письменном опросе. Следовательно,вамнеобходимопривестиформулировкусамогозадания,форматпредставленияответаназадание(например, таблица, перечень вопросов на которые надо ответить, требования к оформлению текста и т. п.),критерии оценки этого задания (сколько баллов и за что ставится или какая оценка и за что конкретноставится)+шкалупереводабаллов вотметку (еслив критериях обозначеныбаллы).
5 Организационно-педагогические условия включают в себя: описание логики проведения урока иорганизационные моменты, связанные с его проведением и представляются в формате рекомендаций попроведениюурокадругимпедагогом.Приописанииходаурока(логикиегопроведения)необходимопоследовательнопредставитьдеятельностьпедагогаиобучающихся:счегоначинаетсяурок,какразворачивается; какие задания, с какой целью и каким обучающимися даются; какие учебные материалыиспользуются(отборучебногосодержаниянеобходимопроводитьвсоответствиисцелямиурока,возрастнымособенностямиобучающихся,еголичностнойзначимостиипрактическойнаправленности);какие оргформы, где и с какой целью используются в ходе урока (фронтальная, индивидуальная, групповаяработа). Если используется групповая форма работы, необходимо указать основания деления на группы. Входеописаниянеобходимо отразитьгдеи вкакомвиде, согласнокаким критериямбудетпроводитсяоценивание знаний и умений обучающихся (текущий и промежуточный контроль (при наличии) и итоговыйконтроль,направленныйнапроверкудостижениязапланированных вамирезультатов).
ВАЖНО:
обосновать необходимость всех видов работ и заданий в соответствии с их направленностью ндостижениезапланированныхрезультато
Переченьдидактическихматериалов6: «Лист самооценивания» (Приложение 1),карточка «Устный счет» (Приложение 2), карточка « Что такое задача?» (Приложение 3) , карточки со словами (Приложение 4), презентация
Приложение 1
-
Лист самооценивания
Ф.И.__________________
№ задания
Кол-во баллов
1
2
3
4
5
6
Итого:
Приложение 2
Приложение 3
в ходе описания логики проведения урока делать сноски на конкретные дидактические материалы,которые можно представить в приложении или в виде отдельных файлов; в случае обращения к учебникунеобходимоуказатьвыходныеданныеучебникаипривеститекст,скоторымбудут работатьобучающиеся;
организационно-педагогические условия и логика проведения урока должны быть представлены ввидесвязноготекста(использованиетехнологическихкарти сценариевуроказапрещено);
писать простымпонятнымязыком, избегатьклишеи общихслов;
всеиспользуемыесокращениярасшифровываются.
6 К дидактическим материалам урока относятся все раздаточные и наглядные материалы (включаяаудио и видео файлы). В данном пункте необходимо перечислить все дидактические материалы и сделатьсноски на них, сами материалы размещаются в Приложениях к описанию урока или прикладываются к немуввидеотдельныхфайлов. Примероформленияперечнядидактическихматериалов:
Текстдляработыгруппы 1 «Откуда взялисьбабочки»(см.Приложение 1)
Презентацияобэволюции бабочек (см. файлЭволюциябабочек.pptx)
Таблицасравнительных характеристикбабочек разныхполушарий (см.файлСравнибабочек.docx)
Микроистория.Превращениебабочки–видео, ссылкаhttps://youtu.be/fLIPq8xZi4k
7Вданномпунктенеобходимоуказатьнеобходимоеоборудование,включаяоснащениерабочегоместапедагога, обучающихся, кабинета в целом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Текстовая задача: структур
→ Публикатор 15.09.2024 0 986 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы