Урок математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса


МОУ СОШ № 8

г. Сергиева Посада

учитель начальных классов:

Латыпова Гульшат Минсабировна

Урок математики в о 2 классе

(программа «Школа 2100»)




Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Цель: Научить вычитанию двузначных чисел с переходом через разряд.

Задачи: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

2) Закрепить изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать примеры.

3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Целеполагание

Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности.



Учитель предлагает детям решить примеры:

15-7= 16-8 =

14-7= 11-4 =

17- 9= 15-8 =



Разбейте примеры на группы.











Что общего у всех примеров?


Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать?


Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интерес­ного в разностях:

*9-64,

7*-54,

*5-44,

3*-34,

*1-24

Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом — нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десят­ков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.

Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3.







Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры:

69 — 64. 74 — 54, 85 — 44. 36 — 34,

41 — 24.

Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел про­говаривается вслух:




При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ?

Цель нашего урока — изобрести прием вычитания, который по­может нам решить этот пример и подобные ему примеры.



Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата



Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.



По значению разности — 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разно­сти; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д.

Одинаковый прием вычисления — вычитание с переходом через разряд.



На вычи­тание двузначных чисел.


















В 1-м примере — 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м — 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м — 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м — 6 ед., а в5-м — 4 д.






69 — 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.


«Открытие нового знания»











































Физкультминутка.




Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности



Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстраци­онном полотне:

- Как вычесть двузначные числа?



Почему же здесь возникла трудность?


Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого?

Где же спрятались единицы?

Что надо сделать?


Молодцы! Решите пример.

Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольни­ком, на котором нарисовано 10 единиц:


Итак. Вы предложили новый прием вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы запи­сать и решить так запись комментируется:



А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании это­го приема, где возможна ошибка?



Глубоко и тихо, как

Носиком дышу. Дышу свободно,

угодно.

Выполню задание, задержу дыхание

Раз, два, три, четыре -

Снова дышим: глубже, шире.








Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности











Из десятков вычесть десятки, а из единиц — единицы.



В уменьшаемом не хвата­ет единиц.



Нет, уменьшае­мое больше.

В десятке

1 десяток заменить 10 единицами.











- 11ед -4ед = 7ед, 3дес-2дес=1дес. Всего получилось 1 дес. и 7 ед. или 17.













_ 41

24

17








Число десятков уменьшается на 1.















Первичное закрепление

Создание банка заданий по «новому» способу действий


1, стр. 16.

Прокомментируйте первый пример по образцу:


Решите следующие примеры с объяснением.

Дети дорисовывают графические модели примеров и одновремен­но комментируют решение вслух. Линиями соединяют рисунки с ра­венствами.

2, стр. 16

Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик:

_81 _82 _83 _84 _85 _ 86

29 29 29 29 29 29










Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заме­тят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установ­ленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их.

3, стр. 16.

Сыграем в игру “Угадай-ка”:

82 - 6 41 -17 74-39 93-45

82-16 51-17 74-9 63-45


Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравни­вая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.



Проговаривание вслух алгоритма действий




32 — 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.












Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.

Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами.

Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес.

Ответ: 52.


Решение задач на повторение

Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий





Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры на новый вычислительный прием

98-19, 64-12, 76 - 18, 89 - 14, 54 - 17.

Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:


_98 _76 _54

19 18 17


Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправ­ляют допущенные ошибки.

Найдите закономерность









Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономер­ность

Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумы­вают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консуль­тантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме.

Придумайте задачу и решите по вариантам:

1вариант 2вариант

См. приложение 1.

Выполните взаимопроверку . Что заметили?

Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений























Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.
















Ответы в задачах одинаковые. Это взаимообратные задачи

Саморефлексия (самоконтроль и самооцека)

Организация индивидуальной работы по выявлению работы и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика

Какие примеры учились решать?

Можете ли теперь решать пример, который вызвал трудности в начале урока?

Придумайте и решите такой пример на новый прием!

Дети предлагают несколько вариантов. Выбирается один. Дети. записывают и решают его в тетрадь, а кто-нибудь один из детей — на доске.

Домашнее задание.

5, стр. 16. (Разгадать название сказки и автора.)

Составить свой пример на новый вычислительный прием и решить его графически и в столбик.


Самоконтроль и самооценка полученных результатов




Используемая литература:
1. Методические рекомендации по математике Л.Г.Петерсон для 2 класса



Полный текст материала Урок математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Латыпова Гульшат Минсабировна  tutor
19.10.2010 6 77419 2177

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК