Урок математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса
МОУ СОШ № 8
г. Сергиева Посада
учитель начальных классов:
Латыпова Гульшат Минсабировна
Урок математики в о 2 классе
(программа «Школа 2100»)
Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Цель: Научить вычитанию двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
2) Закрепить изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать примеры.
3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний. Целеполагание |
Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности.
Учитель предлагает детям решить примеры: 15-7= 16-8 = 14-7= 11-4 = 17- 9= 15-8 =
— Разбейте примеры на группы.
— Что общего у всех примеров?
— Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать?
Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интересного в разностях: *9-64, 7*-54, *5-44, 3*-34, *1-24 Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом — нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется. — Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3.
Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры: 69 — 64. 74 — 54, 85 — 44. 36 — 34, 41 — 24. Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел проговаривается вслух:
При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ? Цель нашего урока — изобрести прием вычитания, который поможет нам решить этот пример и подобные ему примеры.
|
Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата
Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.
По значению разности — 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разности; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д. Одинаковый прием вычисления — вычитание с переходом через разряд.
На вычитание двузначных чисел.
В 1-м примере — 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м — 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м — 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м — 6 ед., а в5-м — 4 д.
69 — 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.
|
«Открытие нового знания»
Физкультминутка.
|
Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности
Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстрационном полотне:
- Как вычесть двузначные числа?
Почему же здесь возникла трудность?
Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого? Где же спрятались единицы? Что надо сделать?
Молодцы! Решите пример. Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольником, на котором нарисовано 10 единиц:
Итак. Вы предложили новый прием вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы записать и решить так запись комментируется:
А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании этого приема, где возможна ошибка?
Глубоко и тихо, как Носиком дышу. Дышу свободно, угодно. Выполню задание, задержу дыхание Раз, два, три, четыре - Снова дышим: глубже, шире.
|
Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности
Из десятков вычесть десятки, а из единиц — единицы.
В уменьшаемом не хватает единиц.
Нет, уменьшаемое больше. В десятке 1 десяток заменить 10 единицами.
- 11ед -4ед = 7ед, 3дес-2дес=1дес. Всего получилось 1 дес. и 7 ед. или 17.
_ 41 24 17
Число десятков уменьшается на 1.
|
Первичное закрепление |
Создание банка заданий по «новому» способу действий
№ 1, стр. 16. — Прокомментируйте первый пример по образцу:
— Решите следующие примеры с объяснением. Дети дорисовывают графические модели примеров и одновременно комментируют решение вслух. Линиями соединяют рисунки с равенствами. № 2, стр. 16 Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик: _81 _82 _83 _84 _85 _ 86 29 29 29 29 29 29
Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заметят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их. № 3, стр. 16. — Сыграем в игру “Угадай-ка”: 82 - 6 41 -17 74-39 93-45 82-16 51-17 74-9 63-45
Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравнивая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.
|
Проговаривание вслух алгоритма действий
32 — 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками. Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами. Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес. Ответ: 52.
|
Решение задач на повторение |
Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий
Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры на новый вычислительный прием 98-19, 64-12, 76 - 18, 89 - 14, 54 - 17. Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:
_98 _76 _54 19 18 17
Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. — Найдите закономерность
Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономерность Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумывают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консультантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме. — Придумайте задачу и решите по вариантам: 1вариант 2вариант См. приложение 1. — Выполните взаимопроверку . Что заметили? |
Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений
Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.
Ответы в задачах одинаковые. Это взаимообратные задачи |
Саморефлексия (самоконтроль и самооцека) |
Организация индивидуальной работы по выявлению работы и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика Какие примеры учились решать? Можете ли теперь решать пример, который вызвал трудности в начале урока? Придумайте и решите такой пример на новый прием! Дети предлагают несколько вариантов. Выбирается один. Дети. записывают и решают его в тетрадь, а кто-нибудь один из детей — на доске. Домашнее задание. № 5, стр. 16. (Разгадать название сказки и автора.) Составить свой пример на новый вычислительный прием и решить его графически и в столбик.
|
Самоконтроль и самооценка полученных результатов |
Используемая
литература:
1. Методические рекомендации
по математике Л.Г.Петерсон для 2 класса
На странице приведен фрагмент.
Автор: Латыпова Гульшат Минсабировна
→ tutor 19.10.2010 6 77397 2177 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.