Уроки-прогулки по математике в адаптационный период первоклассников
Урок № 1
Прогулка-наблюдение “ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ”
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки
предметов: цвет, форма, размер;
• формировать у учащихся приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
• дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе программного материала;
• адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;
• способствовать совершенствованию мышления, речи;
• поддерживать и углублять интерес к учению.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.
2. Беседа. Посмотрите вокруг.
- Какое время года наступило? (Осень)
- Что вы видите такого, что позволяет вам так считать? (Ответы детей.)
- Попробуйте отгадать загадку:
Падают с ветки золотые монетки.
- Что это такое? (Листья).
- Представили, что вы осенние листочки и повторяйте слова и движения вместе со мной.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
(Руки в стороны.)
(Присели.)
(Встали.)
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
- Сейчас вы погуляете среди деревьев и наберете разных листочков, а потом соберетесь около меня
3. Формирование новых знаний.
Задание 1.
- Как много красивых листочков подарила нам осень! Они разного цвета, формы, размера. Пусть каждый из вас выберет любые два листика, но одинакового цвета.
Дети выполняют задание и становятся в круг вокруг учителя.
Учитель. Кто хочет показать свои листочки? (Дети показывают свои листики).
- Назовите, какого они цвета.
Учитель. А теперь поднимите руки все, у кого желтые листочки. Кто ошибся?
- Красные листочки? Кто ошибся?
- Зеленые листочки? Кто ошибся? Никто не ошибся! Молодцы!
Задание 2. Учитель подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.
Учитель. Сейчас мы с вами разобьемся по группам: по выделенному признаку – цвету листочков: зеленые, красные, желтые.
- Посмотрите еще раз, какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.
Посмотрим, какая группа выполнит задание правильно и быстрее.
- Раз, два, три – беги! (Каждый ученик бежит в свою группу, либо в группу с желтыми листочками, либо с красными или с зелеными).
- По какому признаку объединялись в группы? (По цвету)
Аналогично проводится игра “Кто быстрее?” при знакомстве с размером.
Учитель. Выполняй мою команду: “На две группы “Большие и маленькие” разделись!” (Дети выполняют команду.)
- По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру)
Учитель. А сейчас мы с вами разделимся по другому, но для этого вам надо отгадать загадки. Слушайте:
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красный наряд.
- Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.
- Слушайте вторую загадку:
По весне в лесу высоком,
На опушке и в глуши
Всех я вкусным, сладким соком
Угощаю от души.
- Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.
- Предлагаю третью загадку:
А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем
И станет покорять своею красотой.
- Угадали, о каком дереве идет речь? Это клен.
- Посмотрите, какие у него листочки: резные, красивые. На что похожи? Верно, листья клена похожи на звезды. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в третью группу.
- По какому признаку объединялись в группы? (По форме)
- Скажите, по какому признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).
Следует иметь в виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого цвета или другого размера и другой формы. Их следует объединять в отдельную группу: “разный” цвет, “разная” форма, “разный” размер.
Игру “Ищу свою группу” можно провести в другом варианте. Ученик находит листочек того дерева, название которого он знает. После того, как все дети выберут листочки, каждый ищет свою группу.
Игра “Кто самый внимательный?”
- Посмотрите внимательно на наше школьное здание. Найдите объекты одинаковой формы и размера.
- А что можно сказать об окнах спортивного зала и окнах первого этажа? Об окнах в бассейне и физкультурного зала на первом этаже?
- Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?
- Посмотрите на спортивную площадку. Что вы можете сказать о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера, цвета и формы.)
А что можете сказать о турниках? Шведской стенке? (Они одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера.)
Итог урока.
Вы, ребята, меня сегодня удивили. Вы были на уроке очень внимательны!
Что запомнилось больше всего?
УРОК № 2
Тема прогулки - наблюдения “Признаки предметов”
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• формировать у учащихся приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;
• изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки предметов: цвет, размер и форма;
• упражнять в счете различных предметов;
• развивать наблюдательность, внимание, память;
• пробуждать познавательную активность всех учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок математики проведем в скверике возле школы.
2. Формирование новых знаний.
Учитель. На прошлом уроке мы собрали гербарий, поместили его между страницами старых книг. Но вот…
Подул осенний ветерок,
И листья полетели вниз.
Давайте вместе с вами мы
Рассмотрим их внимательно сейчас.
Достаю из своей коллекции лист сирени темно-зеленого цвета, показываю, даю задание.
Задание первое.
Учитель. Подойти ко мне тем детям, у которых есть лист, отличающийся по цвету и форме, от моего листа.
Подходят дети с листьями рябины, березы, бересклета.
Отбираю из группы тех, у которых в руках листья березы разного цвета: от ярко-желтого до желто-зеленого.
- Назвать признак сходства листьев, попавших в одну группу.
Дети. Резные, с зубчиками по бокам, кругловатые, как золотые монетки.
Учитель. Листья в ваших руках по цвету и размеру различны.
- Что вы можете сказать о форме? (ФОРМА у них одинаковая.) Вы безошибочно отличите ее от формы листочков рябины или сирени.
Задание второе.
Объединитесь в группы обладателей листьев, относящихся к одинаковой породе деревьев: клена, тополя, дуба, березы и т.д.
Каждой группе задать вопрос: по какому признаку объединились? (По форме)
Задание третье.
- Теперь давайте построимся в ряд, соблюдая такое правило:
• ученик с желтым листочком, другой - с красным, третий – с зеленым;
• продолжаем строиться в ряд, но уже самостоятельно, я буду наблюдать.
- Молодцы! Быстро поняли задание.
- По какому признаку строились? (По цвету)
Физкультминутка. Поупражняемся в счете. Считаем вместе со мной.
Один листочек полетел,
Кружится голова.
За ним дружок слететь хотел,
Теперь их стало два.
Соседям скучно так висеть,
Спешат, ты посмотри,
За ними вслед к земле успеть –
Уже листочков три,
Четыре, пять, и шесть, и семь…
Земли не вижу я совсем!
Их стало восемь, девять…
Что с осенью нам делать?!
Задание четвертое.
Построиться в ряд по следующим правилам:
а) 2 ученика с желтыми листочками, 2 – с зелеными, 2 – с красными;
б) 1 – с желтым листком, 2 – с зелеными, 2 – с красными;
в) 2 - с зелеными листочками, 1 – с желтым, 1 – с красным и т. д.
Учитель. Проводим игру “Измени”.
- Я поднимаю руку, например, с кленовым листочком и произношу слова: “Измени размер и цвет”.
Ученики должны показать соответствующий листик.
Снова произношу: “Измени размер и цвет”.
Можно провести игру “Измени цвет” или “Измени размер, цвет и форму”.
(Но не следует проводить игру “Измени форму” или “Измени форму и цвет”, так как в этом случае довольно трудно подобрать листочки разной формы, но одинакового размера.)
Игра “Создай фигуру”.
Класс делится на три группы. По сигналу каждая группа создает свою геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, круг.
Следует задание. “Измени форму”. Дети перестраиваются, создавая другую геометрическую фигуру.
Итог урока.
- Что понравилось на уроке больше всего?
- Какое задание было самым интересным?
Урок №3
Тема прогулки-наблюдения “Признаки предметов”
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• приучать к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;
• учить уточнению пространственных отношений: слева, справа, за, под, между;
• развивать наблюдательность, внимание, память;
• адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок математики проведем в скверике возле школы.
2. Формирование новых знаний.
Учитель. Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог,
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал,
“Победа!” - раздался ликуюший крик:
Где право, где лево узнал ученик.
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Ответы детей.)
- Да, на уроке мы сегодня уточним, что находится слева, справа, за, перед школой.
Мы с вами поиграем в разные игры, для этого я предлагаю поделиться на три команды.
Задание №1. Игра “Будь внимательным”.
Три человека из первой команды встаньте слева от меня, два человека из второй команды – справа от меня, четыре человека из третьей команды – впереди меня. А теперь по одному человеку из каждой команды встаньте сзади меня. Какая команда лучше всех выполнила задание?
К сведению.
В старину солдатам-рекрутам, кто не умел определять лево и право, привязывали к рукам сено и солому. Вместо команды: налево или направо подавали команду: “Сено” или “Солома”. Так они выполняли повороты налево и направо.
Задание № 2.
Постройтесь в ряд так, чтобы:
а) перед каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?
б) между мальчиками стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?
в) за каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?
Детям надо сначала предоставить возможность самостоятельно выполнить эти задания, а после этого обсудить их.
Физкультминутка. Выполнять вслед за учителем.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек, И – направо!
И еще -
Через левое плечо
(Повороты туловища влево, вправо)
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть.
Задание № 3. Игра “Назови предметы”.
Выберем объект – это наша школа. Назовите предметы слева от школы, справа от школы, перед школой, за школой.
Задание № 4. Игра “Кто больше назовет?”
Назвать как можно больше объектов, находящихся рядом со спортивной площадкой.
Задание №5. Игра “Выбери дорожку”.
а) Вам необходимо дойти от школы до светофора. Перед вами две дорожки. Надо выбрать такую дорожку, чтобы кусты, посаженные вдоль этой дорожки, находились слева от вас, а справа проезжая дорога.
б) На земле раскладывают кубики разного цвета (например, синие и красные). Надо выбрать такую дорожку, чтобы красный кубик находился всегда справа, а синий – слева.
В любом месте, где много объектов, - детская площадка, жилой двор, перекресток – ученики отвечают на вопросы типа: “Что находиться слева от …?”
Задание 6. Игра “Построение в шеренгу”.
Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает следующие задания.
- Кто в классе самый высокий?
- Какой по росту Филипп?
- Кто твой сосед слева? Справа?
- Между кем и кем ты стоишь?
- Шаг вперед сделает Соня.
- Рядом с ней встанет ее сосед слева. Встаньте в затылок друг другу. Кто стоит впереди тебя? Кто за тобой? Позади тебя?
- Карина, сделай шаг влево.
- Сзади Карины станет Аня, а впереди Миша.
- Все сделайте шаг вперед.
(Дети учатся соотносить слова “влево”, “вправо”, “впереди”, “сзади”.)
Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Поднимите руки те, кто сегодня хорошо потрудился на уроке.
Урок №4
Математическая экскурсия
Тема “Отношения. Столько же, больше, меньше”.
Цель:
• раскрыть смысл отношений “больше”, “меньше”, “столько же”.
Задачи:
• научить детей выявлять, не пользуясь счетом, в какой из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
• строить предметные модели, моделировать отношения “столько же”;
• упражнять в счете различных предметов;
• развивать внимание, наблюдательность и зоркость
Ход урока
Организационный момент.
- Урок математики проведем на природе во дворе жилого дома.
Формирование новых знаний.
Задание 1.
- Мы сейчас разобьемся на три группы. Первая группа собирает камешки, вторая группа соберет листочки, третья группа - веточки. Каждая соберет столько, сколько я покажу осенних листочков (или пальцев). 1 группа - 5 листиков (5 камешков), 2 группа - 4 листика (4 ветки),
3 группа - 10 пальцев (10 листиков).
Задание 2.
- Ребята, посмотрите, кто-то раскидал камешки и ветки. Давайте камешки отложим в одну сторону, а ветки - в другую. Сравните, не определяя количества, не считая чего больше, а чего меньше. Как это можно сделать?
Дети. Давайте, к каждому камешку приложим веточку. (Один камешек остался без веточки.)
Учитель. Сделайте вывод о том, чего больше (чего меньше) – камешков или веточек.
Дети. Камешков больше, так как один из них остался лишним. А веток меньше на одну, поскольку одному камешку не хватило веточки.
Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.
Задание 3.
Посмотрите, сколько подъездов вы видите у дома? (5 подъездов.)
Выложите столько опавших листочков, сколько видите подъездов. Теперь положите столько палочек у каждого листика, сколько вы видите скамеек возле каждого подъезда. Сколько скамеек у каждого подъезда? (по 2 скамейки)
Дети составляют картинку из листиков и палочек. У каждого из пяти листиков появляются по две палочки.
Учитель. Чего больше? Чего меньше? Как определили? Сделайте вывод.
Дети. Скамеек больше, чем подъездов. А подъездов меньше, чем скамеек.
Физкультминутка.
Сколько раз в ладошки хлопнем,
Столько раз дрова разрубим.
Сколько веток будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Наклонитесь столько раз,
Сколько лавочек у нас.
Приседайте столько раз,
Сколько камешков у нас.
Сколько покажу листочков,
Столько сделайте прыжочков.
Задание 4.
Учитель. Посчитайте подъезды. (5 подъездов).
- Посчитайте скамейки. (10 скамеек).
- Рассмотрите, какие деревья растут у подъездов. (Березы, рябины, тополя)
- Выложите столько камушков, сколько видите рябинок у каждого подъезда.
- Что вы заметили? Что можно сказать о количестве подъездов и рябинок?
- Чего больше? Почему так считаете?
- Что можете сказать о количестве скамеек и рябинок?
Дети. Рябинок столько, сколько подъездов. Скамеек больше рябинок, значит рябинок меньше чем скамеек.
Учитель. Оглядитесь вокруг. Найдите вокруг группы предметов, про которые можно сказать “столько же”, “больше”, “меньше”.
Закрепление. - У меня два пакета с листьями.
Подумайте, как быстро узнать, в каком пакете листьев больше. (Надо вынимать по одному листочку из каждого пакета.)
Рассматриваются различные варианты: (два ученика выполняют действие, а другие наблюдают и хором считают).
1вариант: одновременно кончились листья в двух пакетах. Какой вывод можно сделать?
2 вариант: в одном пакете листья кончатся, а в другом останутся. Сделайте вывод.
Если занятие проходит в парке или лесу, можно собрать шишки, желуди и организовать парами игру “У кого больше?”, “У кого меньше?”, “Положи в пакет столько же”.
Рефлексия. Кого у нас больше: девочек или мальчиков? Как быстро ответить на этот вопрос? (Дети должны догадаться встать парами.)
Итог.
- Чем занимались на уроке?
- Что сегодня больше всего понравилось на уроке?
Вы хорошо поработали, а теперь стали парами. И парами мы отправимся в свой любимый класс.
Урок № 5
Математическая экскурсия-прогулка по теме “Длина предметов”
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• повторять, закреплять и уточнять пространственные отношения “выше-ниже”, “наверху – внизу”, “шире – уже”, “длиннее – короче”, “ближе – дальше”;
• дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание;
• сравнивать реальные предметы по длине (ширине, высоте);
• адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;
• побудить познавательную активность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.
2. Формирование новых знаний и повторение изученного материала.
Урок начнем с игры. Учитель начинает фразу, ученики заканчивают.
Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь … “низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь … “близко”.
- Когда мы в речи используем данные слова? (В то время, когда нам приходиться ориентироваться в пространстве).
- О чем же мы будем говорить и что будем наблюдать на экскурсии?
Вопросы-задания для уточнения понятий “ближе – дальше”
(Логические задания)
- Таня подойди ко мне ближе, чем Катя, а Маша подойди ближе, чем Таня.
- Станьте так. Петя от меня дальше, чем Сережа, а Коля дальше, чем Петя.
Вопросы-задания для уточнения понятий “выше – ниже”
- Что расположено выше – скамейка или дверь подъезда?
- Встаньте на ступеньки так, чтобы Сергей стоял выше, чем Дима, но ниже, чем Наташа.
- Кто стоит наверху, а кто внизу, если света встанет на поребрик тротуара, Виктор на тротуар, а Семен стоит на тропинке.
- Какой лист висит выше на этой ветке - зеленый или желтый?
- Что ниже расположено - самое нижнее окно этого дома или самый нижний его балкон?
Задание 1. Пусть теперь мальчики нашего класса найдут и назовут то, что находится выше таблички с номером дома и названием улицы, а девочки – все то, что находится ниже таблички.
Задание 2. Разделитесь на группы по четыре человека. Пусть каждая группа подбросит вверх шишку, листочек, камушек и сосновую иголку несколько раз, меняясь предметами. - Что всегда подлетало ниже?
- А что подлетало всегда выше?
Языковые особенности выражения “выше - ниже”.
Учитель. Столб длиннее дерева, а дерево …
Дети. Короче столба.
Учитель. Разве так говорят? О предметах вытянутых снизу вверх, лучше говорить “выше - ниже”. Тогда как нужно сказать?
Дети. Столб выше, дерево ниже.
Учитель. Я выше вас, а вы …
Дети. Мы ниже вас.
Учитель. Оглянитесь вокруг. А что еще можно сравнивать? Про что можно сказать “выше - ниже”?
Дети. Про деревья, кустарники, травы и т.д.
Физкультминутка.
Мы словно деревья
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
Тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Учитель. Про что еще можно сказать “выше - ниже”?
Дети. Про дома. (Кирпичный дом выше панельного).
Учитель. А можно ли дома сравнивать по длине?
Дети. Да, кирпичный дом длиннее, а панельный короче.
Учитель. Докажите. Почему кирпичный дом длиннее панельного? (Визуально)
Дети. У кирпичного 10 подъездов, а у панельного 5 подъездов.
(Учитель раздает детям палочки разной длины).
Учитель (показывая свою палочку). Пусть ко мне выйдут те дети, у которых палочка длиннее, чем моя.
Правильность задания проверяется. Дети прикладывают палочки друг к другу и сравнивают их по длине.
Учитель. Ребята, а как еще можно сравнивать предметы? Мы сейчас сравнивали по высоте, длине. А как еще можно сравнить?
Дети. По ширине.
Учитель. Да. Про предмет можно сказать, “шире” он или “уже”, чем предмет-эталон. Посмотрите на дорогу и тротуар, Как можете их сравнить?
Дети. Дорога шире тротуара. Тротуар уже дороги.
Учитель. Про какие еще предметы можно сказать “шире – уже”?
Дети. Про тропинку и тротуар. Тропинка уже, чем тротуар. Дорога и тротуар шире тропинки.
Про окна домов – на кухне окна уже, чем в зале.
Учитель. Сделайте вывод, о том, когда мы будем говорить про предметы “выше – ниже”?
Дети. Когда предметы вытянуты “снизу – вверх”.
Учитель. А когда мы говорим “короче - длиннее”, “шире – уже”?
Дети. Мы говорим “короче - длиннее”, когда предметы расположены произвольно, сравниваем по длине.
А когда сравниваем по ширине, то говорим “шире – уже”.
“Концовки”
Учитель говорит предложение, а ученики пытаются его закончить, при этом концовка должна быть правильной по смыслу.
1. Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш.. . (по длине равен красному);
2. Если Саша выше Пети, то Петя … (ниже Саши);
3. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… (короче линейки)
4. Если Маша одного роста с Наташей, Наташа одного роста с Катей, то Маша … (одного роста с Катей; Маша, Катя и Наташа одного роста.)
Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- А теперь построились по росту девочки, мальчики.
- Чья команда построится быстрее, та и пойдет в класс первой.
Урок № 6
Экскурсия в математический класс
Цель:
• ввести детей в таинственный и прекрасный мир математики.
Задачи:
• попытаться дать ответ, что изучает математика;
• попытаться дать ответ, для чего изучают математику;
• развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Ход урока
Когда вы пойдете в пятый класс, то все предметы у вас будут вести разные учителя. На каждый предмет вы будете ходить в разные кабинеты. Сегодня мы с вами познакомимся с кабинетом математики, совершив экскурсию. Математический кабинет – это царство чисел, формул, графиков, уравнений. (Дети входят в кабинет.)
Звучит “Песенка об арифметике”, музыка М. Вайнберга
Чтоб водить корабли, что в небо взлететь,
Надо многое знать, надо многое уметь.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука – а-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает а-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась а-риф-ме-ти-ка!
Арифметика - раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действий над ними.
Математика - одна из древнейших наук. Что изучает математика?
Математика изучает правила счета предметов. Так скажет школьник начальных классов только что приступивший к изучению арифметики.
Давайте, ребята,
Учиться считать:
делить,
умножать,
прибавлять,
вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета Без счета
Не может подняться ракета.
Без счета письмо
Не найдет адресата.
И в прятки сыграть
Не сумеют ребята.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Задание.
Посчитайте.
Андрей ссыпал вместе песок из 4 кучек, а Алёнушка ссыпала вместе песок из 5 кучек. Сколько кучек песка получилось? (Две кучки песка)
Ученые говорят: математика – царица наук.
Перед вами портреты знаменитых ученых – математиков: Пифагор, Архимед, Декарт Евклид, Лобачевский, Ньютон, Ферма и т.д.
Прочитаем высказывания ученых о математике:
Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. (Гете)
Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества. (Роджер Бэкон)
Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного. (Аристотель)
В первом классе вы познакомитесь с симметрией.
Симметричен человечек
И увидеть можно:
Глаза и уха два
И руки две – точно! Две ноги и две ноздри,
Щечки улыбаются,
Симметричен человечек,
Это всех касается.
Ученики постарше добавят к сказанному, что в понятие математики входят алгебра и изучение геометрических объектов: линий, их пересечений, плоских фигур, геометрических тел.
Вы уже знаете немножко из геометрии. (Показ геометрических плоских фигур.)
Назовите эти фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
- А какие вы знаете математические инструменты? (Линейка, циркуль, угольник)
- Послушайте стихотворение-шутку Е. Паина “Треугольник и Квадрат”
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему:
“Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – квадрат”.
И сказал еще нежней:
Неизвестно, кто нужней!” Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
“Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!”
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
…(восемь) новеньких углов!
Вот такая история приключилась с треугольником и квадратом.
В старших классах вы познакомитесь с алгебраическими и геометрическими формулами. 2 2
Показать алгебраические формулы: а – в = (а-в)(а+в) и др.
Математика изучает тела: призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и сферу.
(Показать различные тела.)
На уроках геометрии познакомитесь с многогранниками. Будете находить объем тел, площадь этих тел.
Среди всех многогранников выделяются своим совершенством пять правильных многогранников: тетраэдр (правильная треугольная пирамида , 4 грани), гексаэдр или куб (правильный квадрат, 6 граней), октаэдр (правильный треугольник, 8 граней), додекаэдр (правильный пятиугольник, 12 граней), икосаэдр (правильный треугольник, 20 граней). Показ этих многогранников. В старших классах вы даже сможете сами построить эти сложные фигуры.
Математика связана и с другими предметами: физикой, химией, биологией, астрономией, химией.
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным. (Б.Паскаль)
Задания на сообразительность.
Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь пирогов,
В каждом пироге семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостов.
Сколько было старичков?
Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания? (8, 69, 88, 0)
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?
- Интересная наука математика?
- Желаем вам отличных успехов в математике!
Вот и подошла к концу наша экскурсия в кабинет математики. До свидания!
Литература
1. Жильцова Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии. – М., 2004.
2. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику. - Смоленск, 2006.
3. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. – М., 2001.
4. Попова С.В. Уроки математической “гармонии”. - М., 2003.
5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период: Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001г. № 408/13-13 “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы”. // Вестник образования. 2001.№ 15.
6. Смолеусова Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе. – М., 2005.
7. Тарабрина Т. И. И учеба, и игра: математика. – Ярославль, 1997.
8. Товпинец И.П. Роль экскурсии в развитии младших школьников // Нач. шк. 1987. № 1.
9. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. - Ярославль, 1997
10. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. - М., 1975.
11. Энциклопедический словарь юного математика. – М., 1985
12. Энциклопедия для детей. Аванта+, Математика. - М., 1998
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прасолова Валентина Ивановна
→ Тишка 05.12.2010 3 18958 1268 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.