Слайд 1
Урок математики в 4-ом классе по учебнику
Л.Г.Петерсон
Тема: Площадь прямоугольного
треугольника (урок № 32)
Трегулова Виктория Сергеевна
МОУ СОШ №21, г. Благовещенск
учитель начальных классов
Трегулова Виктория Сергеевна
МОУ СОШ №21, г. Благовещенск
учитель начальных классов
Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон
Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие нового знания).
Цели: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы, расширять кругозор.
Оборудование: учебники-тетради Л.Г. Петерсон «Математика, 4 класс»; модели прямоугольника для работы учащихся, ножницы
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы
делать и рассуждать.
А чтобы урок
пошел каждому впрок,
Активно в работу
включайся, дружок!
-Сегодня у нас урок открытия нового знания. Какую тему мы изучаем?
-Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?
-Что для этого вы должны будете сделать? (Сами понять, что не знаем, а затем сами открыть новое.) Готовы?
-С чего начнем урок? (С повторения)
-Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1) –Используя первое равенство, найдите значения второго и третьего выражений:
16 x m = 80
(16 : 2) x m
16 x (m x 2) (40, 160)
- Как изменяется произведение при увеличении одного из множителей в несколько раз, уменьшении его в несколько раз? (Увеличивается, уменьшается во столько же раз.)
- Запишите следующие два числа ряда так, чтобы разность между его членами увеличивалась в два раза. (40, 160, 400, 880)
2) Решение задач.
повторение правила, эталона
-Как найти часть числа, выраженную дробью?
-Как найти число по доле?
-Как найти периметр прямоугольника?
-Как вычислить периметр прямоугольника?
тренировочное упражнение
– Решите задачи, а в тетради запишите решение:
Одна сторона прямоугольника равна 12 см, а другая составляет 5/6 первой. Найдите его площадь. (120 кв.см)
Сторона прямоугольника, равная 15 мм, составляет 3/5 его второй стороны. Чему равен периметр этого прямоугольника? (80 мм)
Периметр квадрата равен 40 дм. 60% его площади закрашено. Какая площадь квадрата закрашена? (60 кв.дм)
-Кто сразу сделал всё без ошибок? Молодцы!
-Кто нашёл свои ошибки? Что вам надо повторить?
-Все ошибки исправлены? Молодцы!
беседа
- Что сейчас повторяли?
- Почему я взяла именно эти задания? (Помогут узнать что-то новое.)
- Какой следующий наш шаг? ( Пробное действие.)
4. практическая работа
-Возьмите модель прямоугольника и проведите одну из его диагоналей. Сколько получилось треугольников? (2)
-Определите виды углов этих треугольников. (По два острых и одному прямому углу.
-Треугольник, содержащий прямой угол, называют прямоугольным.
-Равны ли полученные прямоугольные треугольники? Докажите. (Ученикам необходимо разрезать прямоугольник по диагонали и полученные прямоугольники совместить.)
-Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника, называются катетами, а третья сторона, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой. Выделите катеты красным цветом, а гипотенузу – синим.
-Сравните данные треугольники по площади. (Треугольники равны, поэтому равны и их площади.)
- Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Площадь одного треугольника равна половине площади прямоугольника.)
5. индивидуальное задание
-Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами 12 см и 25 см.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учитель переносит на доску варианты решений детей).
- Докажите, что ваше решение верно. (Мы не можем доказать.)
- Значит, что показало пробное действие? (Мы не смогли решить это задание.)
- Что теперь мы должны сделать? (Разобраться, в чём наше затруднение.)
III. Выявление места и причины затруднения.
-Какое затруднение возникло при выполнении последнего задания?
-Почему получились разные результаты? Каких знаний нам не хватает, чтобы справиться с возникшей проблемой? (Причиной затруднения является то, что не известно, как связаны между собой катеты.)
-Так что же нам надо сделать, чтобы решить задачу – поставьте перед собой цель. (Вывести формулу, устанавливающую взаимосвязь между площадью прямоугольного треугольника и его катетами.)
-Сформулируйте тему урока. («Площадь прямоугольного треугольника».)
ФИЗМИНУТКА
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Давайте подумаем, как нам получить способ решения. (Так как площадь прямоугольника равна S = a * b , а прямоугольный треугольник составляет половину прямоугольника, то формула будет S = (a * b) : 2.)
- Запишем эту формулу в тетрадь: S = (a * b) : 2
- Что означают в формуле буквы а и в? (Это катеты).
- Сформулируйте правило.
-Для любого ли прямоугольного треугольника это верно?
V. Реализация построенного проекта
-А теперь прочитайте текст на стр. 95 и сравните.
(«Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов».)
-Итак, пользуясь полученным правилом, решите задачу, которая вызвала затруднение. ((25 x 12) : 2 = 150 (кв.см))
-Давайте составим план наших действий. Какой будет 1-й шаг? 2-й шаг? …
-Это всё или что-то надо сделать в конце? (Оформить эталон.)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
-Какой следующий шаг? (Потренироваться.)
-Для этого я предлагаю выполнить №3-4 с.94. Кто хочет работать у доски? (По алгоритму 2-3 ученика у доски.)
-Проверьте. Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки и объясните их. Вы молодцы, что поняли причину своей ошибки.
-Кто выполнил верно? Молодцы. Поставьте себе «+».
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Научились вы решать задачи на нахождение числа по его части? Как это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.) – с.95 №5 (2-3)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Выполним задание №6 с.95. (Хорошоуспевающие ученики затем могут выполнить дополнительное задание с.96 № 10(а).)
-Проверка по эталону. Кто не смог сам верно выполнить задание? А где вы сможете еще раз потренироваться в выполнении таких заданий? (При выполнении домашнего задания)
-У кого нет ошибок? Молодцы! Поставьте «+».
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
-Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою деятельность)
-Какова была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите.
-Какие же трудности у вас ещё встречаются? Где можно над ними поработать?
-Нарисуйте в тетради «лестницу успеха» и оцените свою деятельность.
X. Домашнее задание.
С.95 № 5(а) – составить алгоритм, с.96 № 7, (для хорошоуспевающих учащихся: С.95 № 5(а) – составить алгоритм, с.96 № 8)
-Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок.
Автор: Трегулова Виктория Сергеевна
→ Вика2392 05.01.2011 3 36444 3148 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.