Статья "Роль интегрированного курса "Математика и конструирование" в мыслительной и конструкторско-практической деятельности"



Сесина Наталья

Валерьевна,

учитель начальных классов первой категории

Роль интегрированного курса «Математика и конструирование» в мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей.


В 2008-2009 учебном году я вступила в эксперимент по апробации федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения. Во внеучебную деятельность первоклассников был включен предмет «Математика и конструирование». Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, нестандартно.

Эти задачи помогает решать интегрированный курс «Математика и конструирование», который объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими учебных предмета: математику и трудовое обучение, такое объединение помогает мне повышать качество обучения и развивать креативные способности учащихся, так как создает условия для осуществления единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей. Математические знания и мыслительная деятельность учащихся (умение проводить сравнение, анализ, обобщение и т.п.) служат базой для овладения курсом. Конструкторско-практическая деятельность детей, специальным образом организованная на её основе, дает возможность формировать элементы конструкторского мышления, отрабатывать трудовые навыки, проводить анализ предстоящей работы, а все вместе взятое позволяет развивать пространственное и логическое мышление учащихся, актуализировать математические знания за счет их целенаправленного использования в новых для детей условиях.

В методике проведения уроков по интегрированному курсу «Математика и конструирование» я учитываю возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в связи с чем большое место в процессе изучения курса занимают такие методы, как частично-поисковый, исследовательский, деятельностно - творческий, метод наблюдения и наглядности. Существенным компонентом познавательной деятельности детей младшего школьного возраста является игра. Поэтому материал на занятиях представляется в форме игр и игровых ситуаций, сказочных сюжетов, путешествий, викторин, эвристических бесед, сказок и др.


При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, луч, прямая, отрезок) я использую нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату.

С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявление их основных свойств, отыскивание введенных геометрических фигур на предметах и объектах окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий.

Для выполнения заданий такого характера школьники используют счетные палочки, прямоугольные и произвольные листы бумаги и картона, модели геометрических фигур, мягкую проволоку, пластилин и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными геометрическими и чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем и др. Так, после введения в 1-ом классе одной из важнейших геометрических фигур - отрезка - предлагается целая серия специальных заданий на проведение сравнения длин отрезков, на их взаимное расположение, а также на их использование для построения каркасов многоугольников на плоскости и многогранников в пространстве. Многие задания требуют доконструирования или переконструирования заданных фигур в другие как с сохранением числа использованных отрезков, так и с изменением (увеличением или уменьшением) их числа (игра «Волшебные палочки).В ряде случаев дети производят графическую фиксацию полученного результата в форме рисунка, эскиза, чертежа.

Изученные геометрические фигуры используются для различных аппликаций (сюжетные картинки, транспортные средства, животные – игра «Танграм») задание дается в занимательной форме:

Лиса:- Я несчастная лиса, мне вцепилась в хвост оса.

Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите!), а также для конструирования различных объектов ( модель платяного шкафа, коробочка для семян, кораблик, бабочка, рыбка и др).

С помощью складывания бумаги («Оригами») дети изготавливают различные изделия: лодочка, поросенок, зайчик, собачка.

В результате работы у учащихся, с одной стороны, существенно расширяются геометрические представления, знания и умения, а с другой, формируются умения использовать полученные знания для


моделирования и конструирования новых объектов, совершенствуются умения и навыки изображать геометрические фигуры и композиции из них на бумаге в форме рисунка, чертежа, умения читать и преобразовывать чертёж по заданным условиям. Улучшается организация умственного труда, которая основывается на выборе и последовательном осуществлении оптимальных для данной ситуации форм, методов и приемов деятельности, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогающие восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач.




Полный текст материала Статья "Роль интегрированного курса "Математика и конструирование" в мыслительной и конструкторско-практической деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сесина Наталья Валерьевна  переменка
11.01.2011 1 3838 555

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК