презентация и разработка урока окружающего мира "Позвоночные в воде и около воды - земноводные" (3 класс)


Позвоночные в воде и около воды - земноводные

Цель: расширить знания учащихся о разнообразии животного мира нашей планеты.

Задачи:

- совершенствовать знания учащихся о позвоночных животных на примере земноводных;

- развивать когнитивные процессы (внимание, монологическую речь, логическое мышление, память);

- воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Формы работы: а) взаимопроверка (актуализация знаний);
б) фронтальная (беседа);
в) индивидуальная (закрепление).

Методы: словесные (беседа с элементами самостоятельной  работы),

наглядно-образные (иллюстрации),

мультимедиа.

Организация деятельности на уроке:

развивающее повторение (актуализация знаний);

изучение нового материала;

рефлексия.


Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

  2. Актуализация знаний (слайд 2) :

  • На какие две группы можно разделить животных?

  • На какие две группы, в свою очередь, можно разделить многоклеточных животных?

  • Почему животные названы беспозвоночными? Кто к ним относится?

  • Почему животные названы позвоночными? О каких позвоночных животных мы с вами говорили на прошлом уроке?

  • Назовите основные признаки, по которым животное можно отнести к рыбам.

  • Упражнение на логику: как правильно сказать: у рыб нет зуб или у рыбов нет зубов?

  • Игра на внимание «Где какая рыба» (взаимопроверка) (слайд 3)


  1. Сообщение темы урока

  • Представьте, что вы гуляете по лесу. В воздухе чувствуется запах цветущих трав. Рядом протекает небольшая речушка. (ролик) (слайд 3)

  • Что за звуки слышим мы?

  • Кто их издает?

  • Как вы думаете, можно ли отнести лягушек к рыбам, ведь они плавают в воде? Почему?

Запись темы в тетрадь (слайд 4)

  • Лягушки относятся к земноводным. Как вы понимаете значение слова «земноводные»? Земноводных иногда называют амфибии, что значит «двоякодышащие» (запись)


  1. Работа по теме урока

  • Признаки земноводных (под запись)

  1. Органы дыхания взрослых животных — кожа и легкие, у личинок — жабры.

  2. Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.

  3. Тело подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.

  4. Земноводные — хищники. Питаясь почти исключительно животной пищей, земноводные истребляют насекомых, вредящих садам, огородам, полям, лесам и лугам. Поедают они и различных переносчиков заболеваний: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков и червей. Амфибии в больших количествах, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также насекомых, обладающих покровительственной окраской. Кроме того, они охотятся ночью, когда подавляющее большинство насекомоядных птиц спит.

  5. Кто из вас знает, что происходит с земноводными в холодное время года? Амфибии – холоднокровные животные, т.е. температура их тела близка к окружающей среде и организм приспособлен к значительным ее перепадам. Большинство из них очень чувствительно к температуре. В холодную погоду они впадают в спячку, прерывающуюся только при достаточном потеплении. Многие формы переживают периоды сильной жары или засухи, зарываясь в почву.

  • Группы (слайды 4-7)

Земноводные — самый малочисленный класс позвоночных, включающий лишь около 2100 (по другим источникам около 4500) современных видов, представленных тремя отрядами: хвостатых, безногих и бесхвостых.

  • Безногие земноводные (Apoda) объединяют примерно 55 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни

  • Бесхвостые земноводные (Anura) содержат наибольшее число — около 1800 — видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей. Сюда относятся различные лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и т.п. Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды.

  • Хвостатые земноводные (Caudata, или Urodela) более примитивны; их всего около 280 видов. К ним относятся всевозможные саламандры и тритоны, распространенные почти исключительно в северном полушарии.

  • Презентация учащегося «Пятнистая саламандра» (слайд 7 про гиперссылке)

  • Опрос (дом. задание) Дома вы просили ответить своих близких и знакомых на вопрос: когда вы видите лягушку, жабу или тритона, то испытываете:

а) восторг, радость;

б) равнодушие;

в) ужас, неприятие.

Данные опроса можно увидеть на диаграмме (слайд 8).

  • Значение:

    • земноводные уничтожают вредителей растений;

    • являются необходимым звеном в цепях питания;

    • объект лабораторных исследований;

    • из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные

    • препараты;

    • в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

    • многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты.

  • Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

  • Продолжительность жизни земноводных невелика (слайд9).

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:

  • Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.

  • Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.

  • Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

  • Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания.


  1. Закрепление. Подведение итогов (слайд 10).

  • Заполните пропуски:

Земноводные – _______________________ животные, приспособленные к жизни в ___________ и на _______________. Как у всех наземных позвоночных, у них имеются ___________________ и ________________. Водные черты земноводных проявляются в том, что ____________________________________ в воде. У взрослых в дыхании участвует голая слизистая кожа. Поэтому земноводные придерживаются влажных местообитаний.


  • Тест (с фронтальной проверкой)

  1. Домашнее задание: с.28, вопросы

  2. Рефлексия (слайд 11)



Послание человечеству

Мы познакомились с представителями класса земноводных, узнали об их приспособлении к жизни, роли в природе.

Представьте себя в роли какого-либо земноводного и напишите послание человечеству. Чтобы вы хотели сказать нам, людям?

Не забудьте в первом предложении представиться, чтобы мы знали, какое земноводное к нам обращается. Достаточно 4-5 предложений.



Отметьте галочкой правильные варианты ответов

  1. Земноводные – это:

    • одноклеточные растения

    • одноклеточные животные

    • многоклеточные животные

    • многоклеточные растения

  2. Среди земноводных выделяют:

    • 2 группы

    • 3 группы

    • 4 группы

    • 5 групп

  3. К земноводным относятся:

    • тритон

    • кобра

    • щука

    • жаба

  4. Признаками земноводных являются:

    • влажная, тонкая, голая кожа

    • чешуя

    • органы дыхания – лёгкие и кожа

    • наличие хлорофилла

  5. Все земноводные не имеют:

    • хвостов

    • перьев

    • потомства

    • яда

  6. Значение земноводных:

    • уничтожают вредителей растений

    • участвуют в фотосинтезе

    • часть пищевой цепочки

    • нужны просто так


Слайд 1
ГОУ СОШ № 454 Колпинского района СПб Учитель начальных классов Хруцкая Т.В. Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Классическая начальная школа»)
Слайд 2
Черви Моллюски Иглокожие Ракообразные Насекомые Паукообразные Рыбы
Слайд 3
Слайд 4
червяги всевозможные саламандры и тритоны лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и др.
Слайд 5
Отсутствуют передние и задние конечности, передвижение червеобразное
Слайд 6
Отсутствует хвост во взрослом состоянии, прыгательные задние конечности
Слайд 7
Длинный подвижный хвост, передвигаются за счёт ног и волнообразного движения туловища
Слайд 8
25% 27% 48% радость равнодушие неприятие
Слайд 9
Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы 36 лет. Саламандры 43 года.
Слайд 10
• Заполните пропуски: Земноводные – ____________________ животные, приспособленные к жизни в ___________ и на _________. Как у всех наземных позвоночных, у них имеются 2 ___________________ и ____________. Водные черты земноводных проявляются в том, что ___________ ________________ в воде. У взрослых в дыхании участвует голая слизистая кожа. Поэтому земноводные придерживаются влажных местообитаний.
Слайд 11
• Мы познакомились с представителями класса земноводных, узнали об их приспособлении к жизни, роли в природе. • Представьте себя в роли какого-либо земноводного и напишите послание человечеству. Чтобы вы хотели сказать нам, людям? • Не забудьте в первом предложении представиться, чтобы мы знали, какое земноводное к нам обращается. Достаточно 4-5 предложений.
Слайд 12
Используемые интернет-ресурсы • • • • • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_animals/475/ http://www.proza.ru/2009/05/22/352 http://www.ittiofauna.org/webmuseum/anfibi/anura/ranidae/ pelophylax/p_kl_esculentus/index_big.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/407705 http://www.resimbulmaca.com/hayvan-resimleri/kurbaga-resi mleri/kirmizi-gozlu-kurbaga.html • • • • http://www.ecosystema.ru/08nature/amf/m01.htm http://animal.discovery.com/amphibians/toad/cane-toad.html http://hubpages.com/hub/Photos-Of-Things-That-Are-Scary http ://900igr.net/kartinki/o-zhivotnykh/Rekordy.files/037-Ljagushk a-goliaf.html • • http://www.dont-panic.co.uk/16-worlds-biggest-animals/ http://www.zooschool.ru/amfib/9.shtml
Слайд 1
Работа ученика 3 класса Б ГОУ СОШ № 454 Колпинского района Санкт-Петербурга Чибиряева Даниила
Слайд 2
В германской мифологии саламандра - дух огня
Слайд 3
• Расположение: Западная Украина, Карпаты, Северная Америка, запад Малой Азии • Предпочитает: поляны, луга, влажные лиственные и смешанные леса, реже хвойные
Слайд 4
Питается, в основном, дождевыми червями, которых выкапывает из почвы. Но может охотится и на крупных насекомых.
Слайд 5
Длина тела – 25 см Продолжительность жизни – 20-25 лет, рекорд в неволе более 50 лет.
Слайд 6
Пятнистая или огненная саламандра имеет околоушные железы, которые выделяют токсичный яд, который в химии назвали саламандрин.
Слайд 7
Естественными врагами в природе для саламандр являются змеи (обыкновенный и водяной уж), хищные рыбы, птицы и кабаны.
Слайд 8
Слайд 9
Используемые интернет-ресурсы: • • • • • • • • • • • • • http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=30535&st=15 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21336/ http://fotki.yandex.ru/users/vibpxhgglzd/view/191218/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Salamandra_salamandra http://allphoto.narod.ru/wall/animals/amfib/16a.shtml http://iguinho.ig.com.br/canalnatureza/anfibios-imagens.html http://salamand.ru/yadovitaya-salamandra/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/411631 http://www.worldclass.net/ecoart/ http://pesikot.org/forum.archive/index.php?showtopic=41110 http://fotki.yandex.ru/users/koci-mariya/view/34343/ http://fotki.yandex.ru/users/evelinalina/view/218655/ http://sesese.narod.ru/2009_karpaty.htm

Полный текст материала презентация и разработка урока окружающего мира "Позвоночные в воде и около воды - земноводные" (3 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хруцкая Татьяна Валерьевна  Тёмка
08.03.2011 4 11444 2876

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК