Слайд 1
ГОУ СОШ № 454 Колпинского района СПб
Учитель начальных классов Хруцкая Т.В.
Урок окружающего мира в 3 классе
(УМК «Классическая начальная школа»)
Позвоночные в воде и около воды - земноводные
Цель: расширить знания учащихся о разнообразии животного мира нашей планеты.
Задачи:
- совершенствовать знания учащихся о позвоночных животных на примере земноводных;
- развивать когнитивные процессы (внимание, монологическую речь, логическое мышление, память);
- воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Формы работы:
а) взаимопроверка (актуализация знаний);
б) фронтальная (беседа);
в)
индивидуальная (закрепление).
Методы: словесные (беседа с элементами самостоятельной работы),
наглядно-образные (иллюстрации),
мультимедиа.
Организация деятельности на уроке:
развивающее повторение (актуализация знаний);
изучение нового материала;
рефлексия.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Актуализация знаний (слайд 2) :
На какие две группы можно разделить животных?
На какие две группы, в свою очередь, можно разделить многоклеточных животных?
Почему животные названы беспозвоночными? Кто к ним относится?
Почему животные названы позвоночными? О каких позвоночных животных мы с вами говорили на прошлом уроке?
Назовите основные признаки, по которым животное можно отнести к рыбам.
Упражнение на логику: как правильно сказать: у рыб нет зуб или у рыбов нет зубов?
Игра на внимание «Где какая рыба» (взаимопроверка) (слайд 3)
Сообщение темы урока
Представьте, что вы гуляете по лесу. В воздухе чувствуется запах цветущих трав. Рядом протекает небольшая речушка. (ролик) (слайд 3)
Что за звуки слышим мы?
Кто их издает?
Как вы думаете, можно ли отнести лягушек к рыбам, ведь они плавают в воде? Почему?
Запись темы в тетрадь (слайд 4)
Лягушки относятся к земноводным. Как вы понимаете значение слова «земноводные»? Земноводных иногда называют амфибии, что значит «двоякодышащие» (запись)
Работа по теме урока
Признаки земноводных (под запись)
Органы дыхания взрослых животных — кожа и легкие, у личинок — жабры.
Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.
Тело подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.
Земноводные — хищники. Питаясь почти исключительно животной пищей, земноводные истребляют насекомых, вредящих садам, огородам, полям, лесам и лугам. Поедают они и различных переносчиков заболеваний: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков и червей. Амфибии в больших количествах, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также насекомых, обладающих покровительственной окраской. Кроме того, они охотятся ночью, когда подавляющее большинство насекомоядных птиц спит.
Кто из вас знает, что происходит с земноводными в холодное время года? Амфибии – холоднокровные животные, т.е. температура их тела близка к окружающей среде и организм приспособлен к значительным ее перепадам. Большинство из них очень чувствительно к температуре. В холодную погоду они впадают в спячку, прерывающуюся только при достаточном потеплении. Многие формы переживают периоды сильной жары или засухи, зарываясь в почву.
Группы (слайды 4-7)
Земноводные — самый малочисленный класс позвоночных, включающий лишь около 2100 (по другим источникам около 4500) современных видов, представленных тремя отрядами: хвостатых, безногих и бесхвостых.
Безногие земноводные (Apoda) объединяют примерно 55 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни
Бесхвостые земноводные (Anura) содержат наибольшее число — около 1800 — видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей. Сюда относятся различные лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и т.п. Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды.
Хвостатые земноводные (Caudata, или Urodela) более примитивны; их всего около 280 видов. К ним относятся всевозможные саламандры и тритоны, распространенные почти исключительно в северном полушарии.
Презентация учащегося «Пятнистая саламандра» (слайд 7 про гиперссылке)
Опрос (дом. задание) Дома вы просили ответить своих близких и знакомых на вопрос: когда вы видите лягушку, жабу или тритона, то испытываете:
а) восторг, радость;
б) равнодушие;
в) ужас, неприятие.
Данные опроса можно увидеть на диаграмме (слайд 8).
Значение:
земноводные уничтожают вредителей растений;
являются необходимым звеном в цепях питания;
объект лабораторных исследований;
из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные
препараты;
в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;
многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты.
Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
Продолжительность жизни земноводных невелика (слайд9).
Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания.
Закрепление. Подведение итогов (слайд 10).
Заполните пропуски:
Земноводные – _______________________ животные, приспособленные к жизни в ___________ и на _______________. Как у всех наземных позвоночных, у них имеются ___________________ и ________________. Водные черты земноводных проявляются в том, что ____________________________________ в воде. У взрослых в дыхании участвует голая слизистая кожа. Поэтому земноводные придерживаются влажных местообитаний.
Тест (с фронтальной проверкой)
Домашнее задание: с.28, вопросы
Рефлексия (слайд 11)
Послание человечеству
Мы познакомились с представителями класса земноводных, узнали об их приспособлении к жизни, роли в природе.
Представьте себя в роли какого-либо земноводного и напишите послание человечеству. Чтобы вы хотели сказать нам, людям?
Не забудьте в первом предложении представиться, чтобы мы знали, какое земноводное к нам обращается. Достаточно 4-5 предложений.
Отметьте галочкой правильные варианты ответов
Земноводные – это:
одноклеточные растения
одноклеточные животные
многоклеточные животные
многоклеточные растения
Среди земноводных выделяют:
2 группы
3 группы
4 группы
5 групп
К земноводным относятся:
тритон
кобра
щука
жаба
Признаками земноводных являются:
влажная, тонкая, голая кожа
чешуя
органы дыхания – лёгкие и кожа
наличие хлорофилла
Все земноводные не имеют:
хвостов
перьев
потомства
яда
Значение земноводных:
уничтожают вредителей растений
участвуют в фотосинтезе
часть пищевой цепочки
нужны просто так
Автор: Хруцкая Татьяна Валерьевна
→ Тёмка 08.03.2011 4 11444 2876 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.