Слайд 1
ТЕМА УРОКА
Полезные
ископаемые и их
значение в жизни
человека.
Сибгатова Наталья Николаевна
Мартукская средняя школа №1
Актюбинская область с.Мартук
Учитель начальных классов
Сибгатова Наталья Николаевна – учитель начальных классов
Мартукская средняя школа №1, Актюбинская область, с. Мартук.
Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
Создать условия для:
усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дидактический материал и оборудование: географическая карта Казахстана, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-Три
клада у Природы есть:
Вода, земля и
воздух –
Три ее основы.
Какая бы
ни грянула беда –
Целы они –
Все
возродится снова.
Проверка знаний.
- Составление кластера.
Индивидуальная работа по карточкам.
(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)
Содержание карточки:
1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.
2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.
3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.
Изучение нового материала
1. Составление плана изучения:
- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?
(В ходе обсуждения составляется кластер.)
2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:
1 группа - Что называют полезными ископаемыми?
2 группа – Что такое месторождения?
3 группа - Что называют шахтой, карьером?
3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.
Таблица «Инсерт»
«V» |
«+»
|
«–» |
«?» |
4. Составление кластера.
Термины
Полезные ископаемые Шахта Строительство
Месторождение Карьер Машиностроение
Руда
Физминутка.
Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.
Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд.) Ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.)
Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.
5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Карточка для первой группы учащихся:
Тип источника информации |
Цель |
Результат (+/-) |
учебник (с.64-65), атлас «Мой мир», географическая карта Казахстана, коллекция полезных ископаемых, поисковые системы Яндекс и Google |
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение. Что называется горючими полезными ископаемыми? Что относится к горючим пол. ископаемым? Месторождения на территории Казахстана. Применение горючих пол. ископаемых. |
|
Карточка для второй группы учащихся:
Тип источника информации |
Цель |
Результат (+/-) |
учебник (с.64-65), атлас «Мой мир», географическая карта Казахстана, коллекция полезных ископаемых, поисковые системы Яндекс и Google. |
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение. 1. Что называется рудными полезными ископаемыми? 2. Что относится к рудным пол. ископаемым? 3. Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение рудных пол. ископаемых. |
|
Карточка для третьей группы учащихся:
Тип источника информации |
Цель |
Результат (+/-) |
учебник (с.64-65), атлас «Мой мир», географическая карта Казахстана, коллекция полезных ископаемых, поисковые системы Яндекс и Google. |
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение. 1.Что называется нерудными полезными ископаемыми? 2. Что относится к нерудным пол. ископаемым? 3. Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение нерудных пол. ископаемых. |
|
Закрепление изученного
Работа в парах.
- Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.
1.
Полезные ископаемые добывают из земной
коры.
2.
Полезные ископаемые используются
только на больших заводах и фабриках.
3.
Каменный уголь относится к горючим
полезным ископаемым.
4.
Для добычи полезных ископаемых,
находящихся глубоко в земле, строят
шахты.
5.
На территории Казахстана не ведется
добыча нефти и газа.
1.
Места залегания полезных ископаемых
называют месторождениями.
2.
Существуют две основные группы полезных
ископаемых.
3.
Гранит относится к нерудным полезным
ископаемым.
4.
Самое большое месторождение угля на
территории Казахстана находится в
Актюбинской области.
5.
Полезные ископаемые, залегающие близко
к поверхности земли, добывают из открытых
карьеров.
Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Домашнее задание.
1. Работа с материалами учебника.
2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).
Автор: Сибгатова Наталья Николаевна
→ Nata2011 17.03.2011 6 58908 6751 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.