Слайд 1
Тайны грибного
царства
Урок окружающего мира
во 2 классе МОУ СОШ № 2
Учитель Белова А.А.
Белый гриб Подберезовик
Мухомор Бледная поганка
Сыроежка Груздь
Маслёнок Подосиновик
Пояснительная записка к презентации
1)
Учебное заведение, город : МОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов» г.
Реутов, Московская область
2) Автор
: учитель начальных классов Белова Анна
Анатольевна
3) Название: «Тайны
грибного царства»
4) Предметная
область, мероприятие, класс: урок
окружающего мира во 2 классе.
5)
Литература и Интернет ресурсы.
Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' – М. : Агропромиздат, 1986
Надеждина Н. Каждой былинке брат – М.: Детская литература, 1973
Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93
Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.Ю. Новицкая и др. –М. : Просвещение, 2009.
http://www.lukoshko.bloknotwoman.ru
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок по окружающему миру во 2 классе
«Тайны грибного царства»
подготовила учитель начальных классов
Белова Анна Анатольевна
г. Реутов, 2010 год
Урок окружающего мира
2 класс
Тема: Многообразие грибов.
(Тайны грибного царства).
Цель: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.
Задачи:
дать понятие о грибах как особом царстве живой природы,
показать взаимосвязь царств живой природы,
познакомить детей с различными видами грибов, строением грибов,
развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам,
воспитывать культуру поведения в лесу.
Оборудование: муляжи грибов, учебник-тетрадь, компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока, карточки с нарисованными грибками, корзинки
Ход урока.
Оргмомент.
Постановка темы и целей урока.
У нас сегодня на уроке необычный гость. Как его зовут, угадайте. (2 слайд)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Появляется Гриб-боровичок.)
Правильно, это гриб, но не простой, а вот такой забавный Гриб-боровичок.
Скажите, ребята, а вы когда-нибудь с родителями ходили в лес за грибами? Расскажите о своих впечатлениях, наблюдениях.
Сегодня у нас есть возможность отправиться в лес. Боровичок приглашает нас к себе в гости, и готов открыть нам некоторые тайны грибного царства.
(3 слайд)
С кем дружат грибы?
Какие грибы дымят?
Где живут грибы-карлики?
Кто живёт в грибном доме?
Надеюсь, что вы будете активны и внимательны. В конце урока мы определим по вашей работе на уроке лучшего грибника.
Знакомство с некоторыми видами грибов и взаимосвязью грибов с растениями.
Отправляемся в лес. Что с собой возьмём? (лукошко, ножик, палочку).
(4 слайд) Звучат звуки леса.
Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть очень много самых разных грибов. Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.)
А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы.
(5 слайд.) Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова. ( читает учитель)
По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!
Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель. (щелчок по 5 слайду)
Берёза – подберёзовик
Дуб (в бору) – боровик (белый гриб)
Осина – подосиновик
Сосны – маслята
Старые пни – опята
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему грибы связаны с деревьями? (Предположения детей)
Прочитаем в учебнике ответ на этот вопрос – с. 87, 2 абзац.
Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы.
Вывод: вот вам и первый секрет раскрывается: с кем дружат грибы? (С деревьями.)
Вы назвали разные грибы. Их на земле тысячи видов. (6 слайд)
От самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову.
Среди представленных здесь грибов (6 слайд - щелчок) есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. Вот вам второй секрет раскрыл Боровичок.
4. Строение шляпочного гриба.
(6 слайд - щелчок) Посмотрите на эти фотографии и скажите, что общего есть почти у всех грибов? (Шляпка, ножка.)
Рассмотрим строение гриба. (7 слайд) Как вы назовёте каждую часть?
Давайте проверим. (7 слайд - щелчок) Боровичок нам поможет.
-А теперь в своих тетрадях на стр. 52 № 2 подпишите, как называется каждая часть гриба.
Дети работают в тетради с.52 № 2.(рисуем гриб как на доске и подписываем его части).
- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? (слайд 8)
Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок (8 слайд - щелчок), и трубчатые – похожа на губку (8 слайд - щелчок).
Учёные долго спорили, куда отнести грибы: к растениям или к животным. И, наконец, приняли решение. Какое, как вы думаете?
Прочитаем об этом в учебнике на страничке умного совёнка. – с.125
Вывод: грибы - это отдельное царство живой природы. Они не похожи на растения и животных. (9 слайд)
5. Физкультминутка (10слайд)
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
6.Классификация грибов по разным признакам. (11слайд)
На какие группы можно разбить грибы?
Работа с учебником с. 88-89 –чтение .
Назовите съедобные грибы , ядовитые. (11 слайд - щелчок).
Дети разбивают грибы на группы по признакам «съедобный-несъедобный» в раб.тет. с.53 № 3
7.Грибы – карлики.
Грибы бывают большие. Например, гриб чага. (показ гриба)
И грибы бывают маленькие , по-другому их называют карлики.
Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с родителями в деревню, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? Она заплесневеет. А что такое плесень?
Это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они очень похожи на привычные для нас грибы. И таких грибов-карликов много. (12 слайд)
(12 слайд - щелчок).-Ваши мамы ставят тесто на пирожки?
Тесто должно подняться, а что надо добавить для этого в тесто?
Дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки, батоны и другие хлебные изделия.
(12 слайд - щелчок).
-Что дает корова?
- В магазинах помимо молока есть кефир, сметана, ряженка, творог – это все молочные продукты. А как получают кефир? Его тоже дает корова?
Есть кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир.
(12 слайд - щелчок).Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название «пенициллин»? Этот маленький грибок живёт в лекарствах. Он был изобретен во время ВОВ, когда было много раненых и многим из них приходилось ампутировать руки и ноги, т. к. не было этого нужного лекарства. А его изобретателю поставлен за это памятник.
Вывод: грибы-карлики можно встретить в кефире, хлебе, лекарствах.
8. Лесная физкультминутка для глаз. (13 слайд)
9. Правила сбора грибов. Работа в группах. (14 слайд)
Ребята, давайте перечислим правила сбора грибов в лесу.
Могут ли дети одни собирать грибы? Почему?(щелчок)- Дети собирают грибы только со взрослыми
Можно ли собирать незнакомые грибы? Почему?( (щелчок) Собирайте только знакомые грибы
Вася Иванов выдергивает грибы. Правильно ли это? Почему?( (щелчок) Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом
Что делать с незнакомыми грибами и ядовитыми? Почему?( (щелчок) Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы.
Особенно поясним последнее правило. Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. А ещё всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса. Для кого? (прикрепить к грибу улитку)
-Вот сколько много грибов мы назвали. А какие еще вы знаете?
10. Обобщение и подведение итогов.
Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека?
Еще один интересный факт: в Европе люди не употребляют в пищу грибы, растущие в лесу. Они специально выращивают грибы. Эти грибы называются шампиньоны и трюфели. Даже стали разводить специальную породу свиней, которые находят грибы по запаху.
Вывод: в природе любые грибы нужны. Они питают деревья, служат домом для насекомых, и для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами.
Какие же тайны нам открыл сегодня Боровичок?
Определение лучшего грибника. Благодарность за работу. (15 слайд)
11. Домашнее задание (16 слайд)
Учебник: с.86-89, изучить внимательнее и запомнить.
Тетрадь: № 1, 4 с. 53
Литература:
1.Жигалкина Т. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах, М: Новая школа, 1997 2. Журнал «Начальная школа» №7 1989г.
3. Ковалько В. Младшие школьники на уроке, М: Эксмо, 2007
4. Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986
5. Надеждина Н. Каждой былинке брат, М: Детская литература, 1973
6.Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93
7. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.Ю. Новицкая и др. –М. : Просвещение, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
«Грибы» демонстрационный материал, М: «ТЦ Сфера», 2000
http://www.bibliotekar.ru ( отрывок из произведения Н. Сладкова)
В приложении материалы для оформления доски
Автор: Белова Анна Анатольевна
→ Анечка4004 09.06.2011 6 9822 1577 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.