Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательных УУД
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Свиридова Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Белоусовская СОШ»
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
Методическое пособие для учителя
Оренбург 2011г.
Рецензент
Андроник Вера Анатольевна, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик
Свиридова О.А.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: методическое пособие для учителей начальных классов и родителей/ О.А.Свиридова; Министерство образования и науки РФ- Оренбург, 2011.- 68с.
В пособии рассматривается опыт использования в начальной школе цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира. Предлагаются примерные разработки уроков с применением ЦОРов «Природа,человек,общество» «Живая и неживая природа».
Содержание
Введение……………………………………………………………4
1.Опыт использования в начальной школе цифровых
образовательных ресурсов на уроках окружающего мира………………………………………………………………...6
1.1.Электронное издание и новые педагогические инструменты……..............................................................................6
1.2. Понятие цифрового образовательного ресурса………………………….………………………………… 9
2. Анализ и методика использования электронного учебного пособия « Природа, человек, общество» в учебном процессе…………………………………………………………..16
3. Анализ и методика использования инновационного учебно - методического комплекса «Начальная школа»- «Окружающий мир» «Живая и неживая природа» в учебном процессе………45
Заключение………………………………………………………62
Литература……………………………………………………….65
Введение.
«В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся». [24]
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. Сильно возросла их информированность. Раньше школа была основным источником информации для ребёнка о мире, человеке, обществе, природе. Сегодня же СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако такой объём информации, воспринимаемой детьми, часто оборачивается негативной стороной. Получаемая информация бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные формы обучения, в том числе и компьютерные.
Переход на новые образовательные стандарты обеспечивает обновление содержания начального образования. Одним из критериев, предъявляемых к курсу «Окружающий мир» является:
• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры.[23]
И этот критерий актуален, так как способствует развитию личности ребёнка, составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Отличительной чертой универсальных учебных действий от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены познавательные, личностные, регулятивные, и коммуникативные действия.
Мы считаем что для того чтобы успешно формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование различных цифровых образовательных ресурсов и компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.
1. Опыт использования в начальной школе цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира.
1.1. Электронное издание и новые педагогические инструменты.
Сегодня, когда в качестве важнейшей стратегической задачи развития российской школы, в том числе начальной, рассматривается формирование новой парадигмы образования, обеспечивающей личностно-ориентированную направленность учебного процесса, его развивающий и деятельностный характер, основанной на совершенствовании информационной среды, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения, требуется принципиально новый подход к обеспечению учебного процесса и его реализации в новых условиях.
Решение названной проблемы возможно при использования в учебном процессе нового вида обеспечения – информационно-технологического, представляющего собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие – информационную и технологическую.
Первая составляющая должна обеспечить содержательный аспект подготовки специалиста в вузе, предоставить учащимся и педагогу полную и адекватную учебную и другого рода информацию, способствующую достижению поставленных дидактических задач. В качестве составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону обучения, рассматривается технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Технология обучения выполняет связующую функцию, т.е. является стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию учителя с учащимися.
Основными целями и задачами использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей) в начальной школе являются:
· интеллектуальное развитие младшего школьника;
· формирование его познавательной деятельности, знаний, умений и навыков;
· реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом.
Главное отличие электронного издания от традиционных учебных и наглядных пособий – в использовании новых инструментов визуализации информации и управления деятельностью обучаемого, предоставляемых современным компьютером и информационными технологиями. Новые педагогические инструменты электронных учебных изданий основаны на следующих свойствах современного компьютера:
- мультимедиа – возможность представления информации с помощью фото, видео и т.д., во всех известных сегодня формах; обеспечивается комплексное, многоканальное воздействие информации на обучаемого;
- интерактив – возможность активного взаимодействия человека с информационной средой;
- моделинг – возможность моделировать на экране не только изучаемые объекты, процессы и явления, но и естественную культурную и социальную среду обитания человека и действия в ней;
- коммуникативность – возможность непосредственного общения в реальном времени с удаленным объектом, оперативность предоставления информации и т.д.;
- производительность – возможность автоматизации нетворческих рутинных процессов. Экономия времени, удобство, эргономичность работы порождают энтузиазм и прилив творческих сил, как у ученика, так и у учителя.
1.2. Понятие цифрового образовательного ресурса.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит нам ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни о применяемых для его реализации конкретных средствах информационных технологий, ни о том, разработан ли тот или иной объект профессионально или создан самим учителем или учащимися в качестве творческой работы, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки».
В отличие от такой вольной трактовки, «официальная» терминология, принятая, в частности, в документах НФПК (Национального фонда подготовки кадров) при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии (и говоря об этом достаточно упрощенно), в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться – что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному, «рядовому» учителю все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия.
Если трактовать термин «ЦОР» именно в широком смысле, то, как уже было сказано выше, под ЦОРами можно понимать не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами в рамках тендеров НФПК, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся. Нередко именно так учителя и решают насущный вопрос компьютерной поддержки преподавания своего предмета – либо (при наличии соответствующих умений) что-то создают на компьютере сами, либо (часто – в «содружестве» с учителем информатики) поручают ученикам выполнить эту работу, раздавая им соответствующие темы творческих работ. И, нужно сказать, далеко не всегда такие «самодельные» ЦОРы проигрывают в исполнении, а тем более – в заложенных в них содержательном материале и методической идее, – «профессиональным» разработкам! Конечно, чаще всего ассортимент технологических средств при реализации этих «учительско-ученических» ЦОРов ограничивается приложениями из пакета Microsoft Office (прежде всего – программой Power Point) или, в лучшем случае, разработкой web-документов, но нередко современные наиболее «продвинутые» учителя и ученики способны удивлять своим владением навыками программирования в Macromedia Flash или на скриптовых языках Java- и VBScript. Но единственным, чаще всего невосполнимым, недостатком таких разработок обычно является их «разношерстность» – отсутствие некоего единого для всех «самодеятельных» разработчиков стандарта (или, скорее, принципа) реализации цифровых объектов и отсутствие такого важного информационного модуля (обязательного для «профессиональных» ЦОР), как метаописание объектов в соответствии с неким общепринятым шаблоном (включая «привязку» цифрового объекта к конкретной теме единого рубрикатора, однозначно определяющего роль и место данного объекта в учебном процессе по данному предмету.
Кстати, здесь же проявляется и еще одна важная особенность ЦОРов – на этот раз уже в «строгом» понимании этого термина. «Настоящий» ЦОР не должен быть автономным с точки зрения его использования. Напротив, если ИУМК всегда представляет собой отдельное, полноценное программное средство, то ЦОР должен представлять собой только лишь некоторый файл данных, подготовленный в таком формате, который соответствовал бы заранее оговоренному допустимому перечню (для ИИСС же допустимы оба варианта: и реализация в виде ЦОР, и создание автономно работающего программного модуля). Поэтому для работы с такими ЦОРами всегда требуется либо соответствующее программное обеспечение (способное работать с такими файлами), либо (что более предпочтительно) некая универсальная оболочка, специально предназначенная для формирования на компьютере требуемого комплекта ЦОР, их упорядоченного хранения, поиска и воспроизведения, а также (желательно) обеспечивающая контроль знаний и предоставляющая ряд функций для управления проведением учебного процесса.
Заметим, что в настоящее время такая оболочка находится в стадии завершения ее разработки, также в рамках одного из тендеров НФПК (конкурс ELSP/A2/C/013). Это – Система организации и поддержки образовательного процесса, разрабатываемая фирмой «1С» и получившая название «1С:Образование 4. Школа». По завершении ее разработки она будет предоставлена российским учителям и, по-видимому, станет основной программной средой для работы с ЦОРами, публикуемыми на сайте Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru). Причем очень важным является тот факт, что одним из компонентов этой системы является среда разработчика ЦОР – простая в освоении и в использовании и вместе с тем достаточно «профессиональная», которая позволит учителям и учащимся не только создавать собственные цифровые ресурсы, но и оформлять их в соответствии с принятыми для Единой коллекции ЦОР стандартами (регламентом), сопровождать эти ресурсы требуемыми метаописаниями и привязкой к единым рубрикаторам, а также формировать «дистрибутивы» этих ресурсов для обмена ими с другими учителями.
Раз уж мы заговорили о разработке ЦОРов, нельзя обойти вниманием такую важную тему, как их качество. Причем речь идет даже не только о качестве их технической реализации (например, – много ли опечаток допущено в тексте, или насколько аккуратно и красиво сделан рисунок) и не только о качестве (научности, доступности, наглядности и т.п.) представленного содержательного материала. Да – эти составляющие качества ЦОР, несомненно, важны, – но они хотя бы более или менее очевидны. Речь идет о том, насколько оптимальной является само представление того или иного учебного материала в качестве ЦОР. И это, как показывает практика рассмотрения даже профессиональных цифровых ресурсов достаточно известных фирм-разработчиков, еще недостаточно осознается «программистско-учительской» общественностью.
Дело в том, что само представление учебного материала в виде ЦОР призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении – на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда для кодоскопа – и даже при его представлении в виде обычной «аналоговой» аудио- или видеозаписи. Но в понимании многих ЦОР все еще остается только лишь «оцифрованным» материалом, независимо от того, придает ли ему эта оцифровка новые качества. А в итоге – мы получаем, например, комплекты ЦОР по математике, где те или иные объекты представляют собой скопированные из учебника абзацы с текстом определений, «отсканированные» (или пусть даже хорошо перерисованные, - это сути дела не меняет!) из того же учебника чертежи графиков функций или записи формул (чаще всего – в виде растрового изображения). Но какая разница – сможет ли ученик прочитать этот текст и формулы или рассмотреть графики на страницах учебника или же на экране дисплея (либо на проекционном экране)? Никакой! За исключением разве что того, что учебник – доступнее: для работы с ним не нужен ни компьютер, ни проектор, – «а можно взять и почитать», – как говорится в одном известном детском стишке. И, может быть, за исключением довольно сомнительной надежды на то, что само по себе общение с компьютером способно хоть на немножко повысить мотивацию школьников к изучаемому материалу...
На самом же деле понять, имеет ли смысл представлять тот или иной материал в форме ЦОР (и вообще в «электронной» форме), нетрудно. Для этого достаточно лишь представить себе этот будущий (или уже существующий) ЦОР, а затем... снова вернуться к «докомпьютерной эре» и попытаться представить себе тот же самый материал в «бумажном» виде. И посмотреть – что при таком «бумажном» представлении этого ЦОРа будет утеряно (в методическом и в содержательном плане). Если эти потери действительно были бы велики и невосполнимы (скажем, показать процесс функционирования того или иного устройства на бумаге удалось бы только в виде последовательности отдельных «кадров» – рисунков с подписями «а)», «б)», «в)», тогда как в ЦОРе это можно максимально наглядно показать в виде анимации; либо, например, при «бумажном» представлении графика окажется утеряна возможность «поиграть» с ним, меняя те или иные параметры и исследуя «поведение» изучаемой функции), – значит данный материал пригоден для его представления в виде ЦОР. Но если при таком «обумаживании» ЦОРа ничего (или почти ничего) не меняется... Тогда следует крепко подумать: а нужно ли оцифровывать такой материал? Иногда это может быть, конечно, оправданным ради большей компактности хранения и быстроты поиска, - но считать такие материалы ЦОРами в полном смысле этого слова, думается, неправильно. Это именно оцифрованные материалы (тексты, рисунки и пр.), – но не ЦОРы!
И вместе с тем – следует проследить: каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала: они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой ЦОР (в том числе в технологическом плане, - например, цифровое видео более ресурсоемко и требует больше места на диске, чем анимация Flash) и не должны «заслонять» собой собственно содержательное наполнение.
Это, кстати, полезно учитывать всем, кто создает собственные презентации в среде PowerPoint. Очень часто при подготовке таких презентаций их разработчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, предоставляемых в современных версиях PowerPoint. А в результате содержание презентации оказывается попросту потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих изо всех углов, мигающих надписей и частей рисунков, – так что внимание «зрителя», просматривающего такую презентацию, отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб собственно презентуемому материалу.
2.Анализ и методика использования электронного учебного пособия
« Природа, человек, общество» в учебном процессе.
«Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы».
Мы в своей работе предлагаем рассмотреть методические возможности одного из видов цифрового образовательного ресурса – электронного учебного пособия (ЭУП) «Природа, человек, общество» предназначенного для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе по курсу «Окружающий мир», как средство формирования у младших школьников познавательных УУД, обеспечивающего способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Дети учатся осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Данный цифровой ресурс размещён на сайте http://school-collection.edu.ru.
Подробное «Руководство пользователя» поможет без особых усилий установить программное обеспечение на компьютер, запустить программу и порядок работы с пособием.
Методические рекомендации по использованию ЭУП на уроках по изучению окружающего мира в начальной школе содержат следующие сведения:
методические принципы, положенные в основу ЭУП;
характеристику содержания учебного материала;
методический комментарий ко всем типам упражнений;
рекомендации по контролю и оценке результатов обучения в процессе использования ЭУП;
советы по использованию ЭУП при разном оснащении школы компьютерами;
методическую помощь по всем упражнениям ЭУП.
Конструктор уроков позволяет учителю создавать свои собственные упражнения и уроки и сохранять их базе ЭУП для дальнейшего использования.
При создании урока учитель может:
включать в него готовые упражнения базы ЭУП;
пополнять базу знаний собственными упражнениями, создавая их с помощью специального редактора на основе существующих упражнений или пустых шаблонов упражнений, предусмотренных в ЭУП.
Использование данного цифрового ресурса на уроках окружающего мира обеспечивает развитие следующих функций:
Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.
Развивающая функция ЭУП ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности: принятие учебной задачи, различение практической и учебной задачи, выбор целесообразных средств ее решения; определение способа построения учебной задачи; осуществление контроля и оценки; построение алгоритма и т.д. Результатом работы школьника с ЭУП усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, мышления и др. психических процессов.
Воспитывающая функция ЭУП определяет возможность формирования правильных взаимоотношений школьника с окружающим миром, его этических, нравственных, эстетических, правовых и др. норм. Возможность индивидуальной работы с ЭУП создает благоприятные условия для развития учебно-познавательной мотивации, осознанного личностного принятия норм существования в природной и социальной среде.
Мы предлагаем конспекты уроков, по окружающему миру разработанные с использованием ЭУП «Природа, человек, общество».
УМК «Гармония»
Учебник Поглазовой О.В.
Предмет «Окружающий мир» 3 класс, 2 полугодие
Раздел: «Организм человека и его здоровье»
Тема: Организм человека.
Цели: сформировать УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
учить работе на компьютере;
сформировать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, организм, орган, система органов, внутренние органы;
совершенствовать умение работать с учебным текстом;
соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма.
Оборудование: ЭУП «Природа, человек, общество», компьютер, проектор, экран, плакат « Внутренние органы человека».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
П. Синявский
– Кто этот сказочник? (Природа.)
– Что такое природа?
Учащимся предлагается выполнить упражнения из ЭУП «Природа, человек, общество»
тема 2. Природа.
подтема 2.1 Что такое природа.
раздел Учебные упражнения
упражнение 1. Отметь объекты неживой природы
-Какие знания необходимы для правильного выполнения упражнения? (Какие объекты окружающего мира относятся к неживой природе).
-Приведите примеры. (Земля, вода, камни, облака, сосулька, снег, вулкан и т.д.)
-Прочитайте задание и отметьте двумя или одним щелчком мыши объекты неживой природы.( учащиеся выходят к доске и выполняют задание по одному)
-Проверьте выполнение задания, нажав на кнопку «Готово»
Упражнение 2. Отметь объекты живой природы
-Какие знания необходимы для правильного выполнения этого упражнения? (Какие объекты окружающего мира относятся к живой природе).
-Приведите примеры. (Деревья, цветы, птицы, человек и т.д.)
-Прочитайте задание и отметьте двумя или одним щелчком мышки объекты живой природы.( учащиеся выходят к доске и выполняют задание по одному)
-Проверьте выполнение задания, нажав на кнопку «Готово»
Комментарий: если позволяет техническое оснащение класса, то данный вид работы можно проводить в виде самостоятельной работы учащихся за компьютерами или работы в группах. После выполнения любого задания проверить правильность его выполнения можно нажав кнопку «Готово», для повторной работы нажать кнопку «Заново».
Упражнение 4. «Заполни таблицу»
Учащиеся должны распределить надписи, относящиеся к телам живой природы и неживой природы.
– Пользуясь результатом выполненного задания, сделайте вывод, в чем отличие тел живой природы от неживой?
-Все организмы могут восстанавливать и заменять свои части: ящерица может отрастить новый хвост; у человека восстанавливается кожа и кости; у дерева – листья. Только живые организмы могут воспроизводить себе подобных. Способны адаптироваться к окружающей среде, могут реагировать на раздражение.
III. Формулирование темы и целей урока.
– Рассмотрите шмуцтитул к разделу «Развитие живых организмов». Предположите, о чем будем говорить, изучая этот раздел. (Об объектах живой природы. О развитии растений, животных, человека.)
– Прочитайте тему урока.
Запись на доске: «Организм человека».
-Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать, как устроен наш организм, зачем изучать его строение, что надо делать, чтобы быть здоровым….)
– Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм.
IV. Изучение нового материала.
Работа по учебнику (ч. 2, с. 6–7).
– Какие науки изучают организм человека? (анатомия, физиология, медицина, гигиена, здоровый образ жизни.)
– Что изучает каждая из этих наук?
Здоровье свое бережем с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед.
– Какая наука могла бы взять это двустишие своим девизом? (Гигиена.)
– Почему необходимо соблюдать правила личной гигиены?
-Какие советы мы можете дать ребятам, которые не соблюдают правила гигиены?
Это интересно!
В Древней Греции люди жили в среднем 29 лет, в Европе XVI века – 21, XVII – 26, XVIII – 34, а в XIX веке средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет (в США). Сегодня: в Афганистане – 36 лет, в Англии – 71 год (мужчины) и 77 лет (женщины), в Японии – 75 лет (мужчины) и 81 год (женщины).
– Подумайте, что влияет на увеличение или уменьшение продолжительности жизни человека?
В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело, второй – хороший характер, третий – правильное питание и режим дня, четвертый – ежедневный физический труд.
– Как вы считаете, трудно ли выполнить все эти секреты и стать долгожителем?
Объясните абхазскую пословицу:
«Злые люди долго не живут».
Среди долгожителей нет угрюмых, черствых, нелюдимых людей. Горячая любовь к жизни, труду помогает прожить долгие годы. Греческий драматург Софокл написал знаменитую трагедию «Эдип» на сотом году жизни, Гиппократ жил 104 года, Микеланджело творил в 90 лет, Репин – в 86 лет.
Пока вы молоды, помните слова известного русского гигиениста Г. В. Хлопина, который писал, что все мы поступаем, как расточительный наследник: не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда узнаем цену этого богатства, и у нас является желание его сохранить, когда мы становимся больными.
Работа по учебнику (ч. 2, с. 7).
– Прочитайте статью «Как развивается ребенок».
– Какие новые понятия вы узнали? (Зародыш, плод, пуповина.)
Средняя длина новорожденного – 50 см. Средний рост взрослого – 170 см. На сколько сантиметров вырастает человек, взрослея?
Объясните:
«Ребенок – это не маленький человек, а маленькая частичка взрослого».
-Давайте попробуем представить процесс развития ребёнка от его рождения до школы.
Работа с ЭУП.
Тема «Человек»
Подтема «Человек-часть природы, организм»
Раздел «Учебные упражнения»
Упражнение 9 «Как человек растёт и развивается»
-Быстро или медленно происходит процесс роста и развития человека? Чему учится ребёнок на каждом этапе своего развития? Необходимы ему будут эти умения в дальнейшем? Обоснуйте свой ответ.
Физкультминутка
Поднимайте плечики (плечи вверх),
Прыгайте, кузнечики (прыжки на месте),
Прыг-скок, прыг-скок,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на ногах легко.
Сели, травушку покушали (сесть за парты),
Тишину послушали.
– Почему люди растут? (Если бы мы рождались взрослыми, то не поместились бы в животе у мамы. Поэтому мы рождаемся маленькими, а потом растем.)
– Как человек растет?
Все наше тело состоит из клеток. Клетки растут и делятся, создавая новые клетки. Чем больше у человека клеток, тем выше и крупнее человек. Рост продолжается до 18–20 лет.
Существует множество различных типов клеток.
– Рассмотрите рисунок (учебник, ч. 2, с. 10).
Клетки увеличены в несколько раз, чтобы мы могли их рассмотреть.
В центре каждой клетки есть ядро, которое контролирует ее работу.
Попробуйте соотнести названия клеток и их изображения.
В крови есть множество мельчайших клеток.
Клетки мозга имеют длинные отростки, по которым идут сигналы.
Клетки кожи напоминают кольчугу.
Клетки костей скреплены друг с другом, поэтому кости крепкие.
Клетки мышц вытянуты, легко растягиваются и сжимаются.
Мерцательные клетки находятся в носовой полости, они своими ресничками останавливают пыль и микробов.
Это интересно!
Скорость роста зависит от времени года. Дети растут быстрее летом, чем зимой.
Каждое утро мы выше, чем были вчера вечером, но в течение дня наш рост уменьшается.
Каждая клетка в организме человека выполняет свою работу не в одиночку, а вместе с другими такими же клетками.
Наше тело состоит из более чем 100 000 000 000 000 (ста триллионов) клеток, они составляют органы человека.
Ты должен знать свое тело,
Знать и понимать.
Каждую клеточку тела
Нужно любить, оберегать.
Работа по учебнику (ч. 2, с. 9).
– Какие новые слова-понятия встретились в статье? (Организм, органы, внутренние органы, система органов.)
– Рассмотрите плакат «Внутренние органы человека».
Рабочая тетрадь № 2 (задание 5, с. 3).
IV. Закрепление изученного материала.
– Отгадайте загадку:
Кто ходит на четырех ногах, затем на двух, а потом на трех? (Человек.)
– Объясните, как можно избежать в старости «третьей ноги»? (Заниматься спортом, физкультурой, вести здоровый образ жизни.)
Работа с ЭУП.
Тема «Человек»
Подтема «Человек-часть природы, организм»
Раздел «Учебные упражнения»
Упражнение 6
-Подберите надписи к рисункам, отметьте рисунки, на которых изображены люди, ведущие здоровый образ жизни и нет.
V. Рефлексия. Итог урока.
-Понравился ли вам наш урок? Какая работа была для вас на уроке наиболее интересной?
-Какие новые знания вы получили? Для чего они вам пригодятся в жизни?
«Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
– Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания 1, 4, 6, с. 2–3). Учебник ч. 2, с. 6–10.
УМК «Гармония»
Учебник Поглазовой О.В.
Предмет «Окружающий мир» 1 класс, 2 полугодие
Тема: Правила поведения в природе.
Цели: сформировать УУД
формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
учить работать на компьютере;
совершенствовать умение работать с учебным текстом;
воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: ЭУП «Природа, человек, общество», компьютер, проектор, экран, карточки трёх цветов: красный, зелёный, жёлтый.
Ход урока
Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
-Ребята, с объектами какой природы мы знакомились на уроках окружающего мира? (Мы изучали объекты живой и неживой природы, говорили о растениях и животных, о деятельности человека и т.д.)
-А можем ли мы сказать природе спасибо? За что мы должны сказать ей спасибо? (Она даёт нам материал для постройки домов, для изготовления мебели, продукты питания. Природа является домом для животных и растений и т.д.)
-Я предлагаю вам посмотреть видио и фото - сюжеты и подумать, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке.
тема 3. Человек и природа.
подтема 3.1 Природа и деятельность.
раздел : демонстрации
Видиофрагмент об уничтожении птичьих гнезд и фотоальбом о загрязнении окружающей среды человеком.
и т.д.
-Какой будет тема нашего урока? (Мы будем говорить о том, как надо беречь и охранять природу).
- Правильно, сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все то, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь.
II. Экологические правила «Как вести себя в природе?».
-Ребята, послушайте стихотворения. Выразите своё отношение к героям этих стихотворений.
БЕЛАЯ ЧЕРЕМУХА
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
– Это чья черемуха? – Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья...
Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук.
Городские школьники шли в далекий
путь,
Увидав черемуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
З. Александрова
***
Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый
кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришел с
большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался
громко.
Стал гнуть орешину – сломал, зажал под
мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал, сорвал второй
и третий...
Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть на это было больно.
Г. Ладонщиков
-Знакомо ли вам такое поведение людей в природе? Какие ещё правила поведения в природе вы знаете? ( Не шуметь, а то можно напугать птиц и зверей, не разжигать костёр, и т.д.)
Работа с ЭУП
тема 3. Человек и природа.
подтема 3.2. Охрана природы
раздел : учебные упражнения
- О чём рассказывают эти знаки, подпишите их, поставив соответствующую подпись под картинку. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задания)
-Какие из предложенных знаков разрешающие, а какие запрещающие?
Работа в группах.
-Послушайте ещё две истории, и попробуйте в своей группе придумать и нарисовать ещё один знак , который бы вы показали героям этих стихов. Он может быть как запрещающий, так и разрешающий.
Все так изрезано в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
вот муравейник подожжен кощунственной
рукой,
мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
П. Бровка
В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник – дом.
Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.
Покой и труд большой семьи нарушила беда.
В дыму метались муравьи, спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.
Спокойно вниз смотрел жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал, себя я не виню –
Ведь ты того не создавал, что предавал огню.
С. Михалков
Группы показываю знаки, которые у них получились и обосновывают их.
Проверка и закрепление полученных знаний.
- А теперь, ребята, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшние правила и выберем правильные утверждения, а компьютер будет оценивать нашу работу.
Работа с ЭУП
тема 3. Человек и природа.
подтема 3.2. Природа и деятельность.
раздел : тесты
При правильном ответе, после нажатия кнопки «Готово» появляется поздравительная анимация.
-Ребята вы показали, что хорошо усвоили сегодняшний урок. А теперь самое главное, что вы должны запомнить «Правила необходимо не только знать, но и выполнять! Только тогда вы сможете назвать себя настоящим защитником природы».
VI. Игра «Экологический светофор».
-За активную работу на уроке я предлагаю вам поиграть в игру «Экологический светофор»
- У нас на пути лесное царство, и помощником в нем будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе; желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения; зеленый свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных – добрые дела.
В класс входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка.)
Учитель. Ты куда идешь?
Мальчик. В лес, конечно.
Учитель. Я смотрю, гость ты какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.
Мальчик достает из рюкзака вещи.
Резиновые сапоги.
– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.
Зажигается желтый свет светофора.
Нож.
– Я хотел ножом содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.
Зажигается красный свет светофора.
Зажигалка.
– Я решил, когда устану, посидеть у костра.
Зажигается красный свет светофора.
Магнитофон.
– Я собирался послушать новые записи – хиты.
Зажигается красный свет светофора.
Небольшое пластмассовое ведро.
– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.
Зажигается зеленый свет светофора.
Пакет с крошками хлеба, крупой.
– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.
Зажигается зеленый свет светофора.
Учитель. Да, я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?
Учащиеся повторяют за учителем «Клятву юного друга природы»:
«Я обещаю охранять природу, быть ее другом и защитником.
Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру, буду стремиться познать законы природы, ее тайны и особенности.
Буду отстаивать и пропагандировать идею охраны природы.
В природе буду вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения, буду другом всем животным.
Буду охранять родники, ручьи, реки, пруды.
Буду заботиться о чистоте окружающей среды».
VI. Итог урока.
-Ребята, с пользой для вас прошёл сегодняшний урок?
- А что нового и полезного вы узнали?
-Какие виды работы вам больше понравились на уроке?
- Я хочу закончить урок словами:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
V. Домашнее задание.
-Расскажите родителям своим друзьям о том, как они могут помочь в охране природы. Придумайте и нарисуйте ещё природоохраняющие знаки.
3.Инновационный учебно-методический комплекс «Начальная школа»- «Окружающий мир» «Живая и неживая природа».
Мы предлагаем познакомиться ещё с одним цифровым образовательным ресурсом разработанным доктором философских наук, профессором А.Ф Малышевским и компанией «ДОС», и находящимся на сайте http://school-collection.edu.ru который также помогает осуществлять формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе, разнообразить и улучшить процесс обучения и преподаваемого предмета.
В методических рекомендациях по использованию образовательного ресурса на уроках окружающего мира в начальной школе вы найдёте следующие разделы:
методические принципы, положенные в основу образовательного ресурса;
характеристику содержания учебного материала;
сведения об организации учебного материала
методический комментарий ко всем типам упражнений;
рекомендации по контролю и оценке результатов обучения в процессе использования ИУМК
методическую помощь по всем упражнениям образовательного ресурса.
Ресурсы данного комплекта можно использовать как целостный УМК так и отдельные его элементы при организации уроков окружающего мира по различным программам и учебникам окружающего мира. Именно на этих возможностях ИУМК мы и остановим своё внимание. Мы предлагаем разработку конспектов уроков окружающего мира с использованием возможностей данного ЦОРа для формирования у учащихся познавательных УУД.
УМК «Гармония»
Учебник Поглазовой О.В.
Предмет «Окружающий мир» 3 класс, 2 полугодие
Тема: Растения – единый, живой организм.
Цели: сформировать УУД
Личностные
развивать познавательные интересы, учебные мотивы;
формировать чувство ответственности за сохранение природы;
Регулятивные
развивать умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;
адекватно воспринимать оценки и отметки;
Познавательные
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
работать с различного рода информацией, искать и выделять необходимую информацию;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
обобщить знания о растениях;
совершенствовать умение работать с учебным текстом;
соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
развивать умение выделять существенные признаки; умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости;
Оборудование: ИУМК «Начальная школа» «Живая природа», «Интегрированный УМК для начальной школы» Кирилла и Мефодия, компьютер, проектор, экран, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Организационное начало. Звучит стихотворение:
Я сорвал цветок — и он завял,
Я поймал жука — и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
П. Гвездослов
-Как вы можете объяснить слова поэта?
Учитель настраивает учащихся на работу на уроке. На фоне спокойной музыкальной композиции просмотреть фотоальбом с разнообразием растительного мира.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Фото
Растения
II. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и целей урока
-Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? О чём вы узнали? (Растения- живой организм). (Мы узнали о тайне растений - о том, где и как растут растения, какие части имеют, как дышат растения, как они на свету получают питательные вещества: сахар и крахмал, из углекислого газа, минеральных веществ и воды).
- Как вы думаете, чему мы посвятим последний урок по этой теме? (Мы вспомним и повторим знания, которые получили на предыдущих уроках).
-Давайте составим план урока, который поможет нам последовательно повторить изученный материал. Посмотрите в учебнике, в каком порядке мы изучали растения и помогите заполнить схему:
растения
Виды растений. Как размножаются?
Какие части имеют? Как развиваются? Как питаются?
III. Повторение и обобщение изученного материала.
-Проверять ваши знания по некоторым вопросам мне будет сегодня помогать программа «Живая природа». Вам необходимо будет выполнять задания, и объяснять выбор своего решения.
- Распределите названия растений в соответствии с местом их обитания , комментируя свой выбор.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Разнеси слова в нужные таблицы №10
(если позволяют технические условия, то можно организовать данный вид работы учащихся по группам за несколькими компьютерами)
Ответы учащихся.
- Душица, мак, зверобой, календула, примула-это растения, которые растут в полях на лугу, т.е. там, где много света. Значит это светолюбивые растения.
-Ночная фиалка расцветает ночью, а ландыш растёт в лесу в тени деревьев -теневыносливые растения.
-Рагоз и калужница растут у воды - влаголюбивые растения.
-Кактус и камнеломка - засухоустойчивые, т.к. долгое время могут обходиться без влаги.
Учащиеся по очереди выполняют задания и комментируют ответы, при необходимости дополняют ответ опрашиваемого ученика.
После выполнения задания нажмите кнопку «Готово», компьютер покажет результат.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Разнеси слова в нужные таблицы № 5
-В следующем задании вам надо распределить растения с учётом сроков их жизни. Выполнение задания подтверждайте своими рассуждениями.
- Если какие-то задания покажутся вам трудными, вам помогут ваши одноклассники.
Учащиеся по желанию выходят к доске и заносят названия растений в соответствующую таблицу.
Заполненная таблица.
-Следующая таблица поможет нам вспомнить виды растений в соответствии с их использованием человеком.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Разнеси слова в нужные таблицы № 7
-Что ещё можете добавить по этому вопросу? (Бывают растения большие и маленькие, цветущие и нет, красивые и не очень красивые, с приятным запахом и нет и т.д.)
-Какой вывод можно сделать после выполнения этих заданий? (В природе встречаются разные виды растений. Они отличаются средой обитания, продолжительностью жизни, использованием человеком).
-Но, несмотря на то, к какому виду относится растение, что можно сказать о его частях? (Они одинаковые)
-Отвечаем на второй вопрос нашей схемы. Подпишите части растений.
Учащимся предлагается самостоятельная работа по карточкам
Правильность выполнения задания проверяется коллективно с помощью программы
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Вставь слово № 12
-Расскажите, для чего служит каждая часть растения? И расставьте слова так, чтобы высказывания стали верными.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Вставь слово № 11
- Какие сведения ещё можете добавить о каждой части растения?
Учащиеся рассказывают о виде стеблей, корней и листьев.
-Для ответа на следующий вопрос «Как развивается растение?» вы будете работать в группах. Вам надо будет составить аппликацию, в которой показать, как по этапам развивается растение. ( Для этой работы делаются карточки - семя (фасоли), семя с корешком, семя с проростком, растение с листьями, растение с цветами и плодами. К обратной стороне карточек наклеивается кусочек двустороннего скотча. Учащиеся в группах составляют схему развития растений на листе и вывешивают на доску).
-Проверьте друг у друга выполненные задания. Для того чтобы вы все смогли проверить выполненную работу посмотрите анимированный фильм о развитии растения из семени.
Анимация взята из ЦОР «Интегрированный УМК для начальной школы»
Конструктор медиатеки
Материалы: Системные
Предмет :Окружающий мир Анимированные сюжеты
- Какой группе необходимо исправить ошибки?
-А дальше один учащийся расскажет, как происходит процесс питания растений на основе следующего анимированного сюжета. Звук будет выключен, и учащийся будет исполнять роль диктора, объясняющего процесс питания. Этот анимированный сюжет мы смотрели на предыдущих уроках.
- В чём будет заключаться задача остальных учащихся? (Послушать ответ и проверить его правильность). Потом мы просмотрим сюжет ещё один раз и все вместе решим, справился ли с заданием отвечающий.
Анимация взята из ЦОР «Интегрированный УМК для начальной школы»
Конструктор медиатеки
Материалы Системные
Предмет Окружающий мир
Анимированные сюжеты
-В доказательство о том, что растения являются живым организмом, мы с вами должны рассмотреть ещё один последний вопрос. Какой? (Как растения размножаются).
-На этот вопрос мы с вами будем отвечать, заполняя кроссворд.
Данный вид работы можно организовать самостоятельно, работу в парах или фронтально.
По вертикали:
1. Часть растения, на месте которого образуется плод с семенами. (цветок)
2.Часть цветка, внутри которого находятся зародыши будущих семян растений. (пестик)
3.Часть цветка, на котором находятся «коробочки» с пыльцой. (тычинка)
5. Землянику размножают…..(усы)
По горизонтали:
4. Горох, фасоль размножают….. (семена)
5.Картофель размножают ………(клубень)
6.Смородину размножают…..(черенок)
IV. Итог урока.
- На все вопросы нашей схемы мы с вами ответили? Где у вас возникли трудности?
-Какой вид работы особенно понравился на уроке?
- Как бы вы оценили сою работу на уроке и работу своих одноклассников?
- Все ответы, которые вы получили на уроке, пригодятся вам для выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: выполнить тестовую работу № 10 (1-вариант) с.101-103 в тетрадях с тестовыми заданиями по окружающему миру.
Заключение.
Использование учителем на уроках окружающего мира цифровых образовательных ресурсов, как одного из видов работы, помогает развитию познавательных универсальных учебных действий: обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; учитываются индивидуальные особенности учащихся; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей, развивает творческие способности учащихся; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке, что повышает эффективность урока; совершенствуется навык работы с информацией; развивается учебное сотрудничество.
Однако данный вид работы не должен использоваться из урока в урок. Частое применение ЦОРов на уроках приводит к потере интереса. При подготовке к уроку учителю необходимо продумать целесообразность использования данного вида работы на уроке. Необходимо сочетать на уроке работу с ЦОРами с другими видами работы.
Преимущества использования ЦОР:
Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить видеофрагмент или фотографию, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует дальнейшее освоение компьютера;
освоение учащимися современных информационных технологий.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения:
не во всех школах достаточное материально - техническое обеспечение, дающее возможность работать учащимся с ресурсом самостоятельно и индивидуально;
недостаточная компьютерная грамотность учителя и желание самостоятельно осваивать данный вид работы;
существует вероятность, что, увлекшись применением ЦОРов на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
К результативности деятельности можно отнести:
положительную мотивацию на уроках окружающего мира с применением ЦОР, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока;
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Мы в своей работе показали, как использование ЦОРов может помочь внедрению ФГОС второго поколения в учебный процесс и достижению необходимых результатов, формированию у учащихся универсальных учебный действий.
Литература.
Алексеева Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_22/cd_site/Articles/art_1_16.htm#top, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: 2003.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: 1995. 336 с.
Богданова С.В. Возможности введения мультимедийных технологий в образование// Информатика и образование. 2001. N 2. С. 12-14.
Болдырева Г.Е. поурочные планы «Окружающий мир» 1 класс. Волгоград: «Учитель» 2007.
Большой Энциклопедический Словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://mirslovarei.com/content_bes/Informacija-23902.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Бондарева Т.В. поурочные планы «Окружающий мир» 3 класс. Волгоград: «Учитель» 2007.
Брусова И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://it-n.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Буримова И. И. Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://it-n.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Былинкина В.Г. Медиаобразование в школе// Медиатехнологии в образовании. 2004. № 3. С. 15-18.
Варченко В.И. Компьютерные игры в начальной школе// Начальная школа. 1997. № 10. С. 92-94.
Варченко В. И., Фуксон Л. М. Педагогические основы использования компьютерных технологий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://katalog.iot.ru/ свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Великович Л.С. Заметки по поводу информатизации образовательного процесса в начальной школе. // Учитель. 2005. №3. С.63-66
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатика. 1995. 220 с.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Единый каталог образовательных интернет-ресурсов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://window.edu.ru/window/catalog/
Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников. //Информатика и образование. 1997. № 7. C. 89-95.
Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.:Воронеж, 2009.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2010.
Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009.
Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009.
Поглазова О.Т. учебник «Окружающий мир» 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
Поглазова О.Т. учебник «Окружающий мир» 3 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
Усенков Д.Ю. Вопросы информатизации образования[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.npstoik.ru/свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свиридова Ольга Александровна
→ Ucitel 24.10.2011 0 16016 1293 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.