Статья и урок по окружающему миру "Пути реализации экологического образования и воспитания младших школьников на уроках окружающего мира"



Сушко Марина Осиповна

ГОУ СОШ №541

Учитель начальных классов


Статья и урок по окружающему миру


ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ на уроках окружающего мира


Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе. Экологическое развитие должно отражать несколько аспектов: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически-деятельностный. Научно-познавательный аспект – может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный аспект – призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Нормативный аспект – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Практически-деятельностный аспект – конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного научить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы, а особенно окружающий мир, призваны вносить свой вклад в формирование  экологических понятий у детей. Таким образом, целью уроков окружающего мира должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой экологического развития младшего школьника.

Экологические знания составляют научную основу охраны и преобразования природы. Одно из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний – познавательные задачи. Экология для ребёнка – это всё, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек. Решая задачи, учащиеся ищут правильный ответ; как можно поступить, что можно сделать. Дети обращаются за помощью  к дополнительной литературе, знакомятся самостоятельно с определенными понятиями. Задания, включенные в урок, должны отражать экологические взаимодействия в природной среде («Почему кузнечик зеленый?», «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?). Все задания должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания должны быть обращены непосредственно к каждому школьнику, и побуждать его самого оценить, самого думать, самого сделать вывод, самого предвидеть, самого оказать помощь, если она кому-то потребуется. А самое главное - они должны ставить ребенка в положение первооткрывателя и исследователя.

Одной из важных форм организации учебной деятельности на уроках ознакомления с окружающим миром являются экскурсии. Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:


- между органами животных и растений и их функциями;

- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

- между различными живыми существами в одной экосистеме.


Экскурсии  имеют  большое познавательное и воспитательное  значение.  Они  конкретизируют,  углубляют, расширяют знания учащихся. На  экскурсиях  учащиеся  проверяют  на  практике многие теоретические знания и переводят их в умения и  навыки.  Мы  живём  в непосредственной близости к природе,  являющейся  естественной  лабораторией для экологического воспитания. Задача современного педагога – донести до ума и сердец  младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние  здоровья  и природы, и человека 


Еще одной оптимальной формой организации процесса экологического развития и образования является игра. Она может применяться как отдельный метод образования. Детские игры - отражение жизни, подражание взрослым отношениям и взрослой деятельности в них не автоматическое, оно связано с творчеством, с работой воображения, с переживанием подлинных чувств в воображаемых ситуациях. Игра превращается в средство образования и средство развития личности. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде Игры, используемые для  формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры- путешествия.

Дидактические игры - это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Эти игры помогают формировать принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценку. К дидактическим играм экологического содержания относятся игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?», игры-загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии.

Ролевые игры - основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза»:разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «социологов», «автомобилистов», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует  их умение вести дискуссию, использовать знания.

Игры-путешествия с экологическим содержанием направлены на развитие познавательных интересов и потребностей детей, их экологического сознания, формирование ценностных экологических ориентаций. Они способствуют осознанию детьми взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшем развитии, закреплению навыков экологически грамотного поведения в природе. Игра-путешествие - это занимательный, познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности, указанной в маршрутном листе. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их 

Метод проектов – один из способов организации учебно–познавательной деятельности, который можно использовать в своей практике. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Формирование ключевых компетентностей, проявляющихся в проектной деятельности (коммуникативная, информационная, решение проблемы), является необходимым условием для успешного применения проектного метода. Использование проектного метода при изучении курса природоведения позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Таким образом, в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, целесообразно применять различные формы организации учебного процесса, способствующие экологическому развитию и образованию учащихся, а именно: дидактические и ролевые игры, игры-путешествия, экологические экскурсии, праздники и вечера, экологические задания, задачи и ситуации, проектная деятельность и т. п.








Данные формы позволяют ребенку:


– развивать умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы и выдвигать версии-ответы;

– видеть необычное в привычном;

– развивать образное художественное мышление;

– чувственно познавать мир;

– содержательно общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Некоторые из этих форм приведены мною в приложении




























Урок по курсу «Окружающий мир», 2 класс

Тема: «Зимние изменения в природе», урок-экскурсия.

ЦЕЛИ:

  • образовательные

а) познакомить младших школьников с зимними изменениями в природе.

б) раскрыть доступные взаимосвязи предметов и явлений в природе, показать влияние на труд людей изменений, происходящих в природе.

в) формировать практические умения и навыки по измерению температуры воздуха, глубины снежного покрова.

- развивающие

а) развивать наблюдательность, обогащая личный опыт учащихся

конкретными представлениями о зимних изменениях в природе.

б) развивать у детей познавательную активность.

  • воспитывающие

а) воспитывать бережное отношение к природе.

б) способствовать эстетическому воспитанию, пониманию красоты зимнего пейзажа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • уличный термометр для измерения температуры воздуха

  • рейка с делениями для измерения глубины снежного покрова

  • лопатка для раскапывания снега

  • корм для птиц

ПРИМЕЧАНИЕ:

Зимняя экскурсия в природу проводится после установления постоянного снежного покрова, на то же место, где проводилась осенняя экскурсия.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

1ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  • Ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию в лесопарк, а это значит, что каждому из вас необходимо вспомнить правила поведения в природе.

2ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ.

- Давайте попробуем, отгадав загадки, обозначить тему экскурсии.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

( Зимние месяцы).

-Какие зимние месяцы знаете?

-Слушая внимательно загадки, о каких зимних месяцах идет речь? Объясните, почему вы так думаете?

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни кого – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем новый год.

(Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица,

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это (Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

-О каких явлениях наиболее характерных для зимы шла речь?

- Какова тема нашей экскурсии?

3ЭКСКУРСИЯ.

-Теперь отправляемся в лесопарк! Будьте наблюдательны!

-Какие изменения произошли в лесу с приходом зимы, о которых ещё не шла речь в загадках?

(Войдя с детьми в лесопарк, обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа.)

Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыв снегом деревья, поля, замостив лужи, озёра и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой - неба, чёрный - деревьев. Но как завораживает зимний пейзаж!”

  • Неживая природа зимой.

-Какая сегодня погода?

а) солнце

б) температура воздуха (Практическая работа №1 – используется уличный термометр)

в) ветер

г) облачность

д) осадки

е) другие погодные явления

-Как изменилась погода с приходом зимы?

-Что произошло с водоёмами? (Наблюдения за рекой в лесопарке.)

-Почему это произошло?

  • Практическая работа №2 (измерение глубины снега на открытом и закрытом местах с использованием рейки)

-Почему в разных местах глубина снега неодинаковая?

  • Живая природа зимой.

-Ребята, неужели с приходом зимы жизнь в лесу остановилась?

а) Находим лиственные и хвойные деревья.

На лиственных деревьях обратить внимание детей на:

-почки;

-семена, которые созревают к зиме на таких деревьях как: берёза, липа, ольха, клён;

-ярко-красные плоды на рябине;

(сбор семян для поделок на уроках труда)

Под хвойными деревьями показать жёлтые, старые хвоинки. Это свидетельствует о постепенной смене хвои, поэтому они всегда зелёные.

б) Практическая работа №3.

Наблюдение над зимующими растениями под снегом. Использование лопатки для раскапывания снега. (Зелёными под снегом зимуют такие травянистые растения, как злаковые, копытень, земляника.)

-Какую роль играет снежный покров для этих растений?

в)-Кого из животных можно встретить в зимнем лесу?

-Верно, птиц, о которых идёт речь в стихотворении:

(Тихо. Читает учитель. Дети слушают, наблюдают.)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы

И торопятся куда-то

Ярко-красные щуры.

Как рассвет, встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

Наблюдение за теми птицами, которых удалось увидеть на кормушке (дети насыпали в кормушку семена подсолнечника, арбуза, тыквы), на деревьях. Большинство птиц из-за недостатка корма улетели в тёплые края.

  • Можно отыскать в лесопарке и следы присутствия зверей: здесь пировали белки, там мыши обгрызли шишки.

Многие звери от холода и голода спрятались в норах, гнёздах и различных укромных местах, также как и насекомые.

4 ИТОГ ЭКСКУРСИИ.

Зимой жизнь в лесу продолжается, она менее заметна человеческому глазу, но так как изменилась природа с приходом зимы, изменились и наши наблюдения в неживой и живой природе.

5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Экологические задачи


Из тысячи частей воды, поглощенной деревом, лишь около двух частей усваивается им в процессе питания. Береза поглощает в день 75 л воды, липа - 200. Сколько гр. воды в день идет на питание березы, липы? Какие экологические выводы можно сделать по этим данным?


В палаточном лагере на площади в 1 га за 3 месяца отдыхают 10 тыс. туристов. За сутки один невоспитанный турист может: 1) сжечь 1 м? древесины; 2) оставить на дереве автограф площадью 1дм?; 3) сломать до 10 молодых деревьев. Какой вред могут принести лесу 10 тыс. невоспитанных туристов?


Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?


В вершинах квадратной клумбы 4х4 (в дециметрах) растут 4 куста. Площадь клумбы, не выкапывая кустов, хотят увеличить 2 раза. Как они это сделают, и чему будет равен площадь новой клумбы? (Ответ выразите в сантиметрах).


В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся? В чем состоит основная причина их гибели?


Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?


Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 т  какое количество загрязняющих веществ  выбрасывает в атмосферу такая машина?



Дидактическая игра «Деревья и кусты». В начале игры вспоминают, как по величине  можно  отличить  деревья  и кусты (дерево высокое,  а  куст  низкий).  Сообщается  условие  игры:  когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст –  опустить  вниз. Учащиеся  делятся  на  две  команды,  выбирают  ведущего,  который  называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст  (опускает  руки  вниз). Все учащиеся  повторяют  эти  движения  осмысленно.  Ведущий  может  назвать дерево, а руки  при  этом  опустить,  или  назвать  куст,  а  руки  поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот,  кто  ошибся выбывает  из  игры.  Выигрывает  та  команда,  в  которой  останется  больше участников.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт». В  игре  могут  участвовать  5-6  учеников,  остальные  –   наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает  каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников. Содержание игры: каждый из участников,  идя  (по  очереди)  вперёд  от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева  или кустарника. Останавливаться  нельзя.  Если  участник  игры,  сделав  шаг , не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться  и  присесть.  В  игру вступает  другой  участник.  Выигрывает  тот,  кто  пройдёт   дальше.   Игра тренирует  память,  помогает  запомнить  названия  деревьев  и  кустарников, которые видели во время экскурсии.

Источники материалов:



- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. - 316с.


- Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.


- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология >> Как связаны между собой учебная деятельность и другие виды деятельности младших школьников?


- Сайт Окружающий Мир: занимательные вопросы http://www.vneuroka.ru/okrmir.php


- Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. - --


- Экологические экскурсии. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.


Полный текст материала Статья и урок по окружающему миру "Пути реализации экологического образования и воспитания младших школьников на уроках окружающего мира" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сушко Марина Осиповна  Mari2277
30.10.2011 1 4920 549

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК