Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Высоковская средняя общеобразовательная школа
№4
Автор:
Шалоха Светлана Геннадьевна
Учитель начальных классов
Шалоха С. Г.
Клин
2011
МОУ СОШ №4
Г. Высоковск
Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учереждение
Высоковская средняя общеобразовательная школа №4
Клинский муниципальный район
Московская область
Разработка урока по окружающему миру по теме:
«Неживая природа и растения зоны лесов»
4 класс
Автор: Шалоха Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
2011 г.
Цели урока:
обобщить знания детей о неживой и живой природе Арктики и тундры;
выявить характерные особенности лесной полосы;
познакомить учащихся с разнообразием растительного мира каждой подзоны;
обогащать словарный запас учащихся, учить обобщать, сравнивать, классифицировать и устанавливать причинноследственные связи;
развивать речь учащихся, логическое мышление, аналитические
способности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I Организационный момент
Дети рассаживаются по группам (3 группы)
II Проверка домашнего задания
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о природных зонах нашей страны. Какие природные зоны мы уже изучили? (Дети отвечают на вопросы).
- Сейчас вам предстоит вспомнить характерные особенности этих природных зон и некоторых представителей растительного и животного мира, разгадывая кроссворд. У вас на столах карточки с вопросами по этим темам. Сейчас вы их прочтёте и дадите свои варианты ответа. Если он будет верен, открываю слово, если нет - на этот вопрос попытаются ответить другие группы.
После того как кроссворд будет полностью разгадан, откроется название следующей природной зоны. За каждый правильный ответ группа получит жетон. В конце урока мы подсчитаем количество жетонов, набранное группами. Та, у которой их будет больше, станет победителем.
(Кроссворд) Слайд №2
Карточка 1
О какой природной зоне идёт речь?
Белый мох на скале, а в расщелине лёд.
Старый снег залежался, не тает.
Ледяная пустыня на мили вокруг,
А тепло здесь совсем не бывает.
(Арктика)
Карточка 2
Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8-9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днём. (Тундра)
Карточка 3
Назовите растение, которое встречается в обеих природных зонах. (Мох)
Карточка 4
Полярная лисица. (Песец)
Карточка 5
Это животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выбирается на сушу только для отдыха и сна. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)
Карточка 6
Основной корм для северных оленей. (Ягель)
Карточка 7
Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду, ловко прыгает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)
Карточка 8
Самый крупный зверь тундры. (Северный олень)
Карточка 9
Это растение - ближайший родственник малины, однако, не кустарник, а многолетнее травянистое растение. (Морошка)
Карточка 10
Все особенности строения и жизнедеятельности этой птицы приспособлены к ночной охоте: у неё бесшумный полёт, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух.
Оперение белое. (Белая сова)
Карточка 11
Одно из самых распространённых тундровых растений. Его плоды синеватые, округлые ягоды с сизым налётом. (Голубика)
Карточка 12
О каком явлении идёт речь?
«Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из неё то и дело вылетали тысячи разноцветных лучей». (Полярное сияние)
На кроссворде появляются ответы и название новой природной зоны.
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать неживую природу и растительный мир лесной полосы. Что, по- вашему, означает слово «исследовать»? Слайд № 3
III Работа над новым материалом
У. Для начала давайте выясним, где эта зона расположена и каковы её особенности, какие растения характерны для зоны лесов. А поможет нам известный всем сказочный персонаж. Он путешествовал с дикими гусями, видел много интересного, много знает. По книге шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, главным героем которой он является, дети в начале XX века изучали географию. Слайд № 4 Кто это? (Нильс)
Нильс (один из учеников). Сегодня мы отправимся к югу от тундры, туда, где солнце поднимается гораздо выше и греет лучше; туда, гдевыпадает много осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне гораздо богаче и разнообразнее. Поэтому-то, лес поселился здесь и шумит листвою могучею.
У. Обратите внимание, что вся лесная полоса состоит из трёх подзон. В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Эту территорию называют тайгой. Слайд №5 Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев сих мощными корнями. Почему же именно хвойные деревья растут именно в северной части лесной полосы? Подумайте и ответьте.
- Какие хвойные деревья вы знаете? Ребята из 1 группы в процессе подготовки к уроку подобрали интересный материал об одном из представителей растительного мира тайги. (Доклад о кедре) Слайд № 6 (Докладчик получает отметку, а группа жетон).
- А вот Нильс хочет что-то дополнить.
Нильс. Кроме хвойных деревьев, в подзоне тайги на вырубках встречаются мелколиственные деревья – береза и осина.
У. К юго-западу от тайги поверхность земли получает много тепла и влаги, зима гораздо мягче, мерзлоты нет. Поэтому там преобладают смешанные леса, где вместе с хвойными деревьями растут лиственные. Попробуйте их назвать. Слайд № 7
- Ребята из 2 группы подобрали интересный материал о представителе растительного мира смешанных лесов. (Доклад о лиственнице) Слайд №8 (Докладчик получает отметку, а группа жетон).
- Итак, первая подзона - это хвойные леса (или тайга); вторая - смешанные леса (или хвойно-широколиственные); а третью попробуйте назвать сами. (Широколиственные леса) Слайд № 9
У. Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими крупными листьями. Назовите их. Слайд № 10
Нильс. Рассмотрите карту и скажите, в какой подзоне живёте вы?
У. Поэтому мы хорошо знакомы и с хвойными, и с широколиственными лесами. Ребята из 3 группы познакомят нас с представителем растительного мира широколиственных лесов. (Доклад о дубе). Слайд № 11 (Докладчик получает отметку, а группа жетон).
IV Физкультминутка Слайд № 12
У. А теперь давайте отдохнём и вместе с Нильсом совершим прогулку в лес. (Включается кассета со звуками леса).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь-мы свои.
Нильс. Вот мы и в лесу. Ребята, замечали ли вы, что в лесу растут не только деревья, но и кустарники.
У. А также маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Мхи и лишайники. Теперь вы видите, как богат растительный мир леса.
Нильс. Я с большим интересом слушал ваши сообщения о деревьях, встречающихся в зоне лесов. Мне очень хотелось рассказать о кустарниках и травах леса. Но, к сожалению, мне пора домой. Я принёс гербарии растений, которые я собрал во время своего путешествия. Оставляю их вам и надеюсь, что вы изучите их сами. Я с вами прощаюсь. При следующей встрече расскажу о другой природной зоне.
У. Спасибо, Нильс. Ты помог ребятам познакомиться с зоной лесов, узнать о ней много интересного. Рассмотрите в гербариях растения леса. К сожалению, Нильс не успел подписать их названия. Определите названия с помощью гербариев. К каким группам они относятся: кустарники, травы?
Практическая работа.
У. Молодцы! Все группы хорошо подготовились к уроку. Сегодня мы изучили очень много растений леса. А теперь давайте их расселим по подзонам. Но сначала вы откроете атласы, найдёте карту природных зон и рассмотрите зону лесов. Каждая группа найдёт свою подзону, а руководитель группы покажет её на большой карте.
Учащиеся выполняют задание.
У.А теперь с помощью фишек с изображением лесных растений, лежащих на ваших столах, населите карту природных зон. Каждая группа – свою подзону.
Учащиеся работают с картой.
V. Итог урока
У.Давайте подведём итоги нашей работы. Над какой темой работали? Посмотрим, как работала каждая группа. Сколько жетонов набрали?
Подсчитайте.
Оценка работы каждой группы.
VI. Домашнее задание Слайд № 13
У. Домашнее задание будет аналогичным той работе, которую мы проводили в классе. Только выполнять её вы будете на карточках. Они лежат на ваших столах. Посмотрите: таблица разбита на два столбца. В левом столбце названия растений леса, а в правом – названия подзон. Вам надо стрелками соединить названия растений с подзонами, в которых они произрастают. А помощниками будут учебник и справочные пособия (энциклопедии и др.)
Название растения |
Природная зона |
Вяз |
|
Осина |
|
Клен |
Широколиственные леса |
Венерин башмачок |
|
Сосна |
|
Сирень |
|
Ель |
|
Ландыш |
|
Пихта |
Тайга |
Библиография Слайд № 14
«Я познаю мир. Детская Энциклопедия: растения», А. Багрова «АСТ» 2001 год
«Зелёные страницы», А. Плешаков «Просвещение» 2004 год
«Здравствуй, лес», С. Погореловский «Детская литература» 1988 год
Автор: Шалоха Светлана Геннадьевна
→ shalkha 19.11.2011 0 11489 1350 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.