Урок окружающего мира по теме "Неживая природа и растения зоны лесов" для 4 класса


Муниципальное общеобразовательное учереждение

Высоковская средняя общеобразовательная школа №4

Клинский муниципальный район

Московская область















Разработка урока по окружающему миру по теме:

«Неживая природа и растения зоны лесов»


4 класс








Автор: Шалоха Светлана Геннадьевна

учитель начальных классов











2011 г.


Цели урока:

  • обобщить знания детей о неживой и живой природе Арктики и тундры;

  • выявить характерные особенности лесной полосы;

  • познакомить учащихся с разнообразием растительного мира каждой подзоны;

  • обогащать словарный запас учащихся, учить обобщать, сравнивать, классифицировать и устанавливать причинноследственные связи;

  • развивать речь учащихся, логическое мышление, аналитические

способности;

  • воспитывать бережное отношение к природе.


Ход урока

I Организационный момент

Дети рассаживаются по группам (3 группы)

II Проверка домашнего задания

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о природных зонах нашей страны. Какие природные зоны мы уже изучили? (Дети отвечают на вопросы).

- Сейчас вам предстоит вспомнить характерные особенности этих природных зон и некоторых представителей растительного и животного мира, разгадывая кроссворд. У вас на столах карточки с вопросами по этим темам. Сейчас вы их прочтёте и дадите свои варианты ответа. Если он будет верен, открываю слово, если нет - на этот вопрос попытаются ответить другие группы.

После того как кроссворд будет полностью разгадан, откроется название следующей природной зоны. За каждый правильный ответ группа получит жетон. В конце урока мы подсчитаем количество жетонов, набранное группами. Та, у которой их будет больше, станет победителем.

(Кроссворд) Слайд №2

Карточка 1

О какой природной зоне идёт речь?


Белый мох на скале, а в расщелине лёд.

Старый снег залежался, не тает.

Ледяная пустыня на мили вокруг,

А тепло здесь совсем не бывает.

(Арктика)

Карточка 2

Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8-9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днём. (Тундра)

Карточка 3

Назовите растение, которое встречается в обеих природных зонах. (Мох)

Карточка 4

Полярная лисица. (Песец)

Карточка 5

Это животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выбирается на сушу только для отдыха и сна. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)

Карточка 6

Основной корм для северных оленей. (Ягель)

Карточка 7

Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду, ловко прыгает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

Карточка 8

Самый крупный зверь тундры. (Северный олень)

Карточка 9

Это растение - ближайший родственник малины, однако, не кустарник, а многолетнее травянистое растение. (Морошка)

Карточка 10

Все особенности строения и жизнедеятельности этой птицы приспособлены к ночной охоте: у неё бесшумный полёт, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух.

Оперение белое. (Белая сова)

Карточка 11

Одно из самых распространённых тундровых растений. Его плоды синеватые, округлые ягоды с сизым налётом. (Голубика)

Карточка 12

О каком явлении идёт речь?

«Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из неё то и дело вылетали тысячи разноцветных лучей». (Полярное сияние)

На кроссворде появляются ответы и название новой природной зоны.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать неживую природу и растительный мир лесной полосы. Что, по- вашему, означает слово «исследовать»? Слайд № 3


III Работа над новым материалом

У. Для начала давайте выясним, где эта зона расположена и каковы её особенности, какие растения характерны для зоны лесов. А поможет нам известный всем сказочный персонаж. Он путешествовал с дикими гусями, видел много интересного, много знает. По книге шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, главным героем которой он является, дети в начале XX века изучали географию. Слайд № 4 Кто это? (Нильс)

Нильс (один из учеников). Сегодня мы отправимся к югу от тундры, туда, где солнце поднимается гораздо выше и греет лучше; туда, гдевыпадает много осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне гораздо богаче и разнообразнее. Поэтому-то, лес поселился здесь и шумит листвою могучею.

У. Обратите внимание, что вся лесная полоса состоит из трёх подзон. В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Эту территорию называют тайгой. Слайд №5 Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев сих мощными корнями. Почему же именно хвойные деревья растут именно в северной части лесной полосы? Подумайте и ответьте.

- Какие хвойные деревья вы знаете? Ребята из 1 группы в процессе подготовки к уроку подобрали интересный материал об одном из представителей растительного мира тайги. (Доклад о кедре) Слайд № 6 (Докладчик получает отметку, а группа жетон).

- А вот Нильс хочет что-то дополнить.

Нильс. Кроме хвойных деревьев, в подзоне тайги на вырубках встречаются мелколиственные деревья – береза и осина.

У. К юго-западу от тайги поверхность земли получает много тепла и влаги, зима гораздо мягче, мерзлоты нет. Поэтому там преобладают смешанные леса, где вместе с хвойными деревьями растут лиственные. Попробуйте их назвать. Слайд № 7

- Ребята из 2 группы подобрали интересный материал о представителе растительного мира смешанных лесов. (Доклад о лиственнице) Слайд №8 (Докладчик получает отметку, а группа жетон).

- Итак, первая подзона - это хвойные леса (или тайга); вторая - смешанные леса (или хвойно-широколиственные); а третью попробуйте назвать сами. (Широколиственные леса) Слайд № 9

У. Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими крупными листьями. Назовите их. Слайд № 10

Нильс. Рассмотрите карту и скажите, в какой подзоне живёте вы?

У. Поэтому мы хорошо знакомы и с хвойными, и с широколиственными лесами. Ребята из 3 группы познакомят нас с представителем растительного мира широколиственных лесов. (Доклад о дубе). Слайд № 11 (Докладчик получает отметку, а группа жетон).


IV Физкультминутка Слайд № 12

У. А теперь давайте отдохнём и вместе с Нильсом совершим прогулку в лес. (Включается кассета со звуками леса).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь-мы свои.

Нильс. Вот мы и в лесу. Ребята, замечали ли вы, что в лесу растут не только деревья, но и кустарники.

У. А также маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Мхи и лишайники. Теперь вы видите, как богат растительный мир леса.

Нильс. Я с большим интересом слушал ваши сообщения о деревьях, встречающихся в зоне лесов. Мне очень хотелось рассказать о кустарниках и травах леса. Но, к сожалению, мне пора домой. Я принёс гербарии растений, которые я собрал во время своего путешествия. Оставляю их вам и надеюсь, что вы изучите их сами. Я с вами прощаюсь. При следующей встрече расскажу о другой природной зоне.

У. Спасибо, Нильс. Ты помог ребятам познакомиться с зоной лесов, узнать о ней много интересного. Рассмотрите в гербариях растения леса. К сожалению, Нильс не успел подписать их названия. Определите названия с помощью гербариев. К каким группам они относятся: кустарники, травы?

Практическая работа.

У. Молодцы! Все группы хорошо подготовились к уроку. Сегодня мы изучили очень много растений леса. А теперь давайте их расселим по подзонам. Но сначала вы откроете атласы, найдёте карту природных зон и рассмотрите зону лесов. Каждая группа найдёт свою подзону, а руководитель группы покажет её на большой карте.

Учащиеся выполняют задание.

У.А теперь с помощью фишек с изображением лесных растений, лежащих на ваших столах, населите карту природных зон. Каждая группа – свою подзону.

Учащиеся работают с картой.


V. Итог урока

У.Давайте подведём итоги нашей работы. Над какой темой работали? Посмотрим, как работала каждая группа. Сколько жетонов набрали?

Подсчитайте.

Оценка работы каждой группы.


VI. Домашнее задание Слайд № 13

У. Домашнее задание будет аналогичным той работе, которую мы проводили в классе. Только выполнять её вы будете на карточках. Они лежат на ваших столах. Посмотрите: таблица разбита на два столбца. В левом столбце названия растений леса, а в правом – названия подзон. Вам надо стрелками соединить названия растений с подзонами, в которых они произрастают. А помощниками будут учебник и справочные пособия (энциклопедии и др.)


Название растения

Природная зона

Вяз


Осина


Клен

Широколиственные леса

Венерин башмачок


Сосна


Сирень


Ель


Ландыш


Пихта

Тайга



Библиография Слайд № 14

  • «Я познаю мир. Детская Энциклопедия: растения», А. Багрова «АСТ» 2001 год

  • «Зелёные страницы», А. Плешаков «Просвещение» 2004 год

  • «Здравствуй, лес», С. Погореловский «Детская литература» 1988 год

Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Высоковская средняя общеобразовательная школа №4 Автор: Шалоха Светлана Геннадьевна Учитель начальных классов Шалоха С. Г. Клин 2011 МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 2
Кроссворд м о м7 р е о д т2 ш в у к 10 н а я6 е с д о д г ь в р е а а л ь 9 т5 ю л е н ь м3 о8 11г 12 п4 о л о с е х е л и с н у я е ь б н ц и и к е а а1 р к т и к а Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 3
Что означает слово «исследовать»? Подвергать научному изучению Осматривать что-то очень тщательно Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 4
По книгам шведской писательницы в начале XX дети изучали географию Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 5
Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 6
Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 7
Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 8
Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 9
Подзоны лесной полосы: Хвойные леса Смешанные леса Широколиственные леса Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 10
Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 11
Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 12
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре Весь в росе и серебре? Всё открой, не утаи. Ты же видишь- мы свои! Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 13
Библиография Иллюстрации • • • • • • • • • • • • • • Литература: • «Я познаю мир. Детская энциклопедия: растения», А. Багрова, «АСТ», 2001 г. http://nancy-the-best.ucoz.ru/forum/65-314-1 http://www.omskbook.ru/news/7.html ttp://darudar.org/gift/772728/ http://www.liveinternet.ru/users/zinur/post192 661104/ http://www.tvoyhram.ru/travnik/travnik241.htm l http://www.24open.ru/blogs/user/Margo35151 91/?searchnext=2 http://fotoejjiki.livejournal.com/256193.html http://hqwall.ucoz.com/news/2009-08-13-344 http://smotret-mir.ru/ukraina/kievskayavozvyshennaya-lesostep.html http://ka4aem.ru/?action=blog&id=2007-07-07 http://chernomorsk.narod.ru/Html/Flora/Tree/p ages/Populus.html http://www.zoogeo365.ru/biome/ http://www.puzzleit.ru/puzzles/view/24658 http://forum.forumok.ru/index.php? act=Print&client=printer&f=33&t=2153 • «Зеленые страницы», А. Плешаков, «Просвещение», 1995 г. • «Здравствуй лес», С. Погореловский «Детская литература», 1988 г. Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов
Слайд 14
Спасибо за внимание! Шалоха С. Г. МОУ СОШ №4 Г. Высоковск Учитель начальных классов

Полный текст материала Урок окружающего мира по теме "Неживая природа и растения зоны лесов" для 4 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шалоха Светлана Геннадьевна  shalkha
19.11.2011 0 11527 1350

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК