Урок естествознания (природоведения) в начальных классах."Явления, и не только природы."
Анацко Ольга Эдуардовна, учитель химии
ГБОУ гимназия №399, Санкт-Петербург
Явления, и не только природы.
Урок естествознания (природоведения) в начальных классах.
Цели урока:
Дать понятие о физических и химических явлениях, сформировать начальные умения находить различия между понятиями «физическое явление» и «химическое явление». Актуализировать знания о смесях веществ и способах их разделения, как физических процессах.
Оборудование:
Различные предметы химической посуды (пробирки, колбы, выпаривательные чашки и т. д.), различные смеси (например, поваренной соли и речного песка), спиртовка, прибор для фильтрования, сахар, парафин, алюминиевая проволока, порошок магния.
Ход урока:
Актуализация ранее полученных знаний
Беседа о химической посуде, о способах ее использования. В ходе беседы учащиеся вспоминают, зачем используется та или иная химическая посуда, что такое тело и вещество.
Явление
Что же может происходить с телами и веществами? Учитель задает вопрос: что такое явление, приведите пример явлений? Учащиеся приводят примеры природных явлений: дождь, гроза, снег и т.д. Учитель указывает, что названные явления очень сложные и их не так просто объяснить, но между ними есть сходства. Какое? Далее происходит беседа, в ходе которой учащиеся выясняют, что любое явление сопровождается изменениями. Учитель формулирует определение явления, которое учащиеся записывают:
Явления – изменения, происходящие в природе.
Виды явлений.
Все ли явления одинаковы?
Что бы ответить на этот вопрос посмотрим два опыта: нагревание парафина и нагревание сахара. Далее учитель проводит следующие опыты, комментируя и поясняя каждое изменение.
Нагревание парафина.
До проведения опыта необходимо пояснить, где ребята могут встретиться с веществом парафин. Лучше всего для этого зажечь свечу, и пояснить, что свеча один из самый простых и древних светильников.
Для проведения опыта в выпаривательную чашку помещаем небольшой кусочек парафина. Парафин при обычных условиях твердое вещество, окраска зависит от красителя. Чашку нагреваем на спиртовке, парафин постепенно плавиться, то есть переходит из твердого состояния в жидкое. Цвет вещества при этом не изменяется. Если прекратить нагревание, то парафин постепенно застынет, то есть перейдет из жидкого состояния в твердое.
Нагревание сахара
Сначала нужно отметить, что сахар известное всем вещество. Для чего употребляют сахар? На это вопрос учащиеся с радостью ответят, что сахар сладкое вещество, которое употребляется в пищу. Необходимо спросить, знает ли кто-либо из учеников, что происходит при нагревании сахара? Обычно, хотя бы один учащийся вспоминает, что так приготовляли карамель.
Для проведения опыта в выпаривательную чашку помещаем небольшое количество сахара. Сахар при обычных условиях твердое белое вещество. Чашку нагреваем на спиртовке, сахар постепенно плавиться, то есть переходит из твердого состояние в жидкое – аналогично парафину. Но постепенно с процессом плавления начинает протекать другой процесс, при котором изменяется цвет вещества – сахар становиться сначала желтым, а потом коричневым. Так же изменяется, точнее появляется запах. Постепенно из сахара образуется новое вещество – карамель. Если прекратить нагревание, то карамель застынет, но не превратится в сахар. В отличие от предыдущего опыта с парафином сахар превратился в другое вещество – карамель.
После проведения опытов учитель делает вывод. Мы рассмотрели два явления, происходящих при нагревании: в первом случае, при нагревании парафина, вещество не изменилось, лишь перешло в другое состояние, а другом случае, при нагревании сахара, вещество изменилось и превратилось в другое вещество. Первое явление называется физическим, а второе – химическим.
Далее учитель на доске составляет схему (схема 1), и учащиеся записывают ее в тетрадь (если есть возможность, то заготовка схемы раздается всем учащимся (схема 2)):
Примеры физических явлений
Учитель задает вопрос: где мы сталкиваемся с физическими явлениями? И просит привести примеры физических явлений. Учащиеся приводят знакомые им с предыдущего урока явления плавления льда и кипения воды. Учитель дополняет, что плавление любого вещества – явление физическое. Еще примером физических явлений может быть любое движение тела или изменение его формы. Это можно продемонстрировать на примере изгибания медной или алюминиевой проволоки, показывая, что, меняя форму проволоки, мы не изменяем вещество.
Далее вспоминаем процессы разделения смесей, на примере знакомой смеси соли и речного песка. Совместно с учащимися учитель повторяет последовательность разделения и поясняет, что все эти процессы – физические.
Приведенные примеры учитель и учащиеся записывают в схему.
Примеры химических явлений.
Учитель снова задает вопрос, где мы можем столкнуться с химическими явлениями? Обычно это вопрос вызывает большее затруднении для учащихся, но с помощью учителя ученики приводят такие примеры как горение древесина и бумаги, скисание молока, при котором из молока, образуется простокваша, отличающаяся другими свойствами.
Далее учитель при наличии времени и возможности проводит несколько опытов, особенно указывая на то, что в течение прохождения реакции вещество меняется. Рассмотрим подробнее на примере горения магния.
Для проведения опыта берем магний в виде порошка серого цвета. Порошок магния осторожно, с помощью железной ложечки насыпаем на пламя спиртовки, магний сгорает с красивыми яркими вспышками, а на металлической ложечке образуется белый налет – оксид магния. Необходимо отметить, что исходное вещество магний превратился в другое вещество оксид магния, отличающиеся цветом.
Приведенные примеры учитель и учащиеся записывают в схему.
Учитель дополняет, что часто химические явления называют химическими реакциями.
Завершая урок, учитель подводит итог: сегодня мы познакомились с различными видами явлений: физическими и химическими явлениями, которые позволят нам объяснить сложные природные явления.
Результаты урока
В конце уроков, проведенных в двух вторых, двух третьих и четвертом и пятом классе (в рамках курса «Естествознание»), была осуществлена обратная связь с учениками, которым была предложены следующие вопросы:
На уроке тебе было:
Интереснее, чем на обычном уроке
Так же как на обычном уроке
Не интересно
Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:
Сложным
Простым
Анализ ответов показал, что урок вызвал интерес практически у всех учеников всех классов. Материал, изученный на уроке, был более сложным для учащихся вторых и частично третьих классов. Изучаемые понятия являются новыми для учащихся вторых и третьих классов и знакомыми для учащихся четвертых и пятых классов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анацко Ольга Эдуардовна
→ lola399 29.01.2012 0 12084 959 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.