Урок естествознания (природоведения) в начальных классах "Что такое Периодическая система. "
Анацко Ольга Эдуардовна, учитель химии
ГБОУ гимназия №399, Санкт-Петербург
Что такое Периодическая система.
Урок естествознания (природоведения) в начальных классах
Учащиеся начальных классов на уроках Окружающего мира знакомятся с названиями различных элементов и простых веществ, например металлами и в результате имеют представления о достаточно большом круге веществ. Поэтому кажется возможным привести эти знания в определенную систему, начать формирование у учащихся таких понятий как «химический элемент» и «простое вещество». С этими понятиями ученики встретятся уже в 5 кассе на уроках природоведения.
Цели урока:
Дать понятие о химическом элементе, простом веществе, сложном веществе, начать формировать начальные умения находить различия между понятиями «химический элемент» и «простое вещество». Актуализировать знания о металлах и других химических элементах.
Оборудование:
Различные предметы химической посуды (пробирки, колбы, выпаривательные чашки и т. д.), алюминиевая проволока и различные предметы из алюминия (ложки), медная и железная проволока.
Урок сопровождается электронной презентацией, каждый учащийся работает по специально составленному рабочему листу (см. схема 1).
Схема 1.
Рабочий лист для учащихся.
Знакомство с Периодической системой
Химический элемент – это _______________________ _______________________
|
|
Ход урока:
Актуализация ранее полученных знаний
Так как данный урок является третьим в серии уроков, то в начале урока вспоминаем некоторые ранее изученные моменты: химия, понятия «тело» и «вещество», некоторые моменты техники безопасности при работе в кабинете химии. По мере беседы учителя учащиеся приводят примеры тел, сделанных из разных веществ т веществ и которых можно сделать различные тела, вспоминают, что существует большое разнообразие веществ. Этот этап можно проиллюстрировать демонстрацией одинаковых тел, сделанных из разных веществ, например химические стаканы или воронки, изготовленные из пластика, стекла и фарфора.
В конце данного этапа учитель поясняет, что сегодня на уроке будем более подробно изучать вещество и знакомиться с Периодической таблицей.
Изучение нового материала.
Данный этап урока строится в виде беседы, иллюстрируемой электронной презентацией, по ходу беседы учащиеся заполняют рабочий листок.
А). Понятие «атом».
Учитель задает первый вопрос: из чего состоят вещества?
Учащиеся отвечают, что тела состоят из частиц.
Учитель: То есть можно записать следующую схему (см. слайд 1): Тела образованы веществами, а вещества состоят из частиц.
Наименьшие частицы веществ называются атомами.
Схему учащиеся переписывают на рабочий листок.
Приведем примеры.
Например, тело – алюминиевая ложка сделана из вещества алюминия, а вещество алюминий состоит из атомов алюминия (см. слайд), а медная проволока сделана из вещества меди, которое образовано атомами меди.
То есть, все вещества образованы частицами, наименьшие из которых – атомы.
Б). Понятие «химический элемент».
Вопрос учителя: Все ли атомы в природе одинаковы?
Ответ учащихся: Нет.
Учитель: Сколько видов атомов существует?
Учащиеся высказывают свои предположения, обычно число варьируется от 10 до миллиона. Далее учитель поясняет, что на данный момент известно 114 видов атомов, Каждых вид атома отличается от другого массой и размером и называется химическим элементом. Определение химического элемента записываем на рабочий листок: химический элемент – определенный вид атомов.
Все химические элементы имеют свое название представлены в Периодической системе (см. слайд).
Периодическая система – это наглядное выражение Периодического закона, который открыл русский ученый Д. И. Менделеев (см. слайд).
Далее учитель кратко рассказывает о биографии и основных открытиях Д. И. Менделеева.
После рассказа о Д.И. Менделееве учитель делает вывод:
Химический элемент – определенный вид атома. В Периодической системе представлены химические элементы.
Закрепление полученных знаний.
На этом этапе учащиеся работают с изображениями Периодической таблицы на рабочем листке.
Учитель поясняет, что каждый вид атома, то есть химический элемент имеет свое название и обозначение. Учащиеся внимательно рассматривают таблицу с указанием названий, и выясняют, что обозначение – одна или две латинские буквы. Учитель далее поясняет, что обозначения элементов происходят от латинского названия элемента.
Далее учитель предлагает детям вспомнить знакомые названия химических элементов, найти их обозначение и закрасить ячейку в таблице. По ходу беседы учитель систематизирует знания учащихся о том или ином элементе. Обычно учащиеся имеют представления о кислороде, водороде, (здесь необходимо указать, что эти химические элементы являются составными частями такого вещества как вода), железе, меди, фторе, кальции.
Вид периодической таблицы позволяет на уроке затронуть еще один вопрос – это распространенность элемента на Земле. Чем больше ячейка в таблице – тем больше химического элемента на Земле. Дети сами выясняют, что наиболее распространенные элементы – водород, кислород, углерод, азот.
В конце урока учитель подводит итог, еще раз обращая внимание на понятие химический элемент как вид атома.
Результаты урока
Проведение подобного рода уроков для учащихся 4 классов позволяет не только систематизировать их знания, но и подготовить детей к обучению в 5 классе, познакомить с основами изучаемых в будущем предметов. Так же подобные уроки вызывают стабильный интерес со стороны учащихся, стимулируют их познавательную активность.
Литература:
Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания/Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анацко Ольга Эдуардовна
→ lola399 29.01.2012 0 8192 701 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.