Первые русские князья
Играева Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 212 г. С- Петербург
Презентация представлена в виде листов книги. В презентации только один слайд. «Эффект перелистывания страниц» производится только при нажатии на розовые страницы. . В некоторых версиях Microsoft при разархивации может произойти самопроизвольное перелистывание страниц. Нужно вернуться в начало, на розовые страницы.
Играева Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 212 г. С- Петербург
Рюрик
В презентации на первой странице вставлены годы правления.
Рюрик
(862-879) - сын норманнского конунга Гадлива,
внук новгородского старосты Гостомысла.
Был приглашён частью жителей Новгорода,
чтобы "володеть" ими.
в 862 г.
занял Ладогу, а через два года, по смерти
своих братьев Синеуса и Трувора ,
присоединил к ней их владения - Белоозеро
и Изборск; перенес столицу в Новгород
и срубил город над Волховом (ныне
Городище), где впоследствии жили
новгородские князья. В другие города
(по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро)
он послал "своих мужей". В 866 г. он
отпустил к Царьграду двух своих бояр
Аскольда и Дира. После смерти братьев
Рюрик остался единовластным правителем
и значительно расширил свои владения.
В 879 г. он умер, вручив правление и
малолетнего сына своего, Игоря, своему
родственнику Олегу.
Олег (Вещий)
Олег
(Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с
882) киевский. Будучи родственником и
воеводой Рюрика, правил за его малолетнего
сына Игоря.
Первым шагом Олега стало
овладение Киевом, в котором в то время
правили варяжские князья Аскольд и Дир.
Не решившись на прямой штурм хорошо
укрепленного города, Олег выдал себя
за купца, который будто бы направлялся
с товарами в Царьград (так на Руси
именовался Константинополь). Пригласив
Аскольда и Дира на встречу, Олег с помощью
дружинников убил их и захватил город.
Овладев киевским престолом, Олег сразу
же погрузился в заботы, важнейшими из
которых стали освобождение от власти
хазарского каганата и подчинение Киеву
южнославянских племен. Для обороны от
кочевников князь создал хорошо укрепленные
рубежи. После этого ему удалось подчинить
своей власти племена древлян, северян
и радимичей. Постепенно под власть Олега
попали все племена, заселявшие соседние
с Русью земли, — вятичи, хорваты, дулебы,
тиверцы.
Вторым важнейшим делом Олега
стала победа над Византией. Это было
одно из самых сильных государств древнего
мира, и торговля с ним была необходима
для укрепления авторитета Руси. В 907
году Олег с большим войском совершил
успешный поход на столицу Византии
Константинополь. Защитников города
подвела чрезмерная уверенность в своих
силах. Посчитав, что русские не смогут
взять город по суше, они не позаботились
о защите стен, ограничившись лишь тем,
что закрыли вход в бухту Золотой Рог
массивной цепью. Вначале русские войска
захватили и опустошили пригороды
столицы, а затем Олег применил неожиданную
хитрость. Он поставил часть своих
кораблей на деревянные колеса, и под их
защитой дружинники подошли под самые
стены. Увидев, что поражение неминуемо,
греки запросили мира. Императорам
Византии Льву VI и его брату Александру
пришлось заключить с Олегом мирный
договор. Они выплатили огромную по тем
временам дань: по двенадцати гривен на
одно весло. Кроме того, русским послам
было предоставлено полное государственное
содержание, а купцам — право беспошлинной
торговли. Городские власти обещали всем
русским людям, приходившим в Константинополь,
давать месячину, обеспечивать их
необходимыми продуктами питания. Они
могли также бесплатно пользоваться
городскими банями, т.е. получили
привилегию, которой раньше обладали
только жители города.
За свое умение
предвидеть события и находить выход
даже из самой, казалось бы, невыгодной
ситуации Олег получил прозвище Вещий.
Таким его образ сложился и в легенде,
на основе которой А.Пушкин написал свою
знаменитую поэму «Песнь о вещем
Олеге».
Когда Олег умер, сложилось
предание, что он умер не своей смертью,
а от коня своего. Это рассказывают так:
встретив однажды кудесника (колдуна),
Олег спросил его, какою он смертью умрет.
«Умрешь ты, князь, от коня своего», —
отвечал кудесник. Испугался Олег,
поневоле расстался с любимым конем и
взял себе другого. Прошло после этого
много лет, и вспомнил однажды Олег про
коня своего: «А что конь мой, жив или
нет?» — Давно уже издох, — отвечали ему.
Вспомнил тут князь предсказание кудесника
и посмеялся над ним. Однако захотелось
Олегу взглянуть на кости коня, и он
поехал к тому месту, где они лежали. Но
едва он ступил на череп, как оттуда
выползла змея и смертельно ужалила
князя.
Игорь
Игорь
Рюрикович - князь киевский. Начал княжить
в 912 г. по смерти Олега, который правил
за его малолетством. На первых порах
Игорю пришлось усмирять восстание
разных славянских племен и устанавливать
отношения с печенегами, впервые тогда
появившимися в русских степях. Игорь в
913 начал успешный военный поход в
Закавказье, завершившийся в 914. В 920
вместе с хазарами Игорь совершил поход
против печенегов. В 940 иудейскому
полководцу Песаху удалось подчинить
Киев Хазарии, принудив его уплачивать
"дань кровью", то есть участвовать
в походах на стороне хазарского войска.
В 941 вместе с хазарами совершил неудачный
поход на Константинополь, завершившийся
поражением и гибелью русского флота.
Совместный поход в Закавказье, предпринятый
Игорем в 943-944, был более удачным. В 944
русское войско захватывает в Закавказье
город Бердаа. Это произошло после
подписания в 944 соглашения между Русью
и Византией. В отличие от предыдущих
походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а
заставили жителей повиноваться Руси.
Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев,
и лишь тяжёлые болезни и неустанные бои
вынудили их покинуть город, но перед
этим руссы под предлогом выкупа собрали
с жителей города огромное количество
денег, золота и товаров. В 949 Византия
направила против критских и сирийских
арабов войско, в котором были и русские
воины. В 954 русские, армяне и болгары
сражались на стороне Византии против
сирийского эмира.
В 945 г. Игорь в
очередной раз отправился в землю древлян
на полюдье, рассчитывая собрать повышенную
дань, чтобы ублажить свою жадную дружину.
Собрав дань, Игорь отпустил большинство
дружинников домой, а с остальными еще
раз вернулся за данью в древлянскую
столицу. Потерявшие терпение древляне
решили: «Если повадится волк по овцы,
то вынесет все стадо, пока не убьют его».
Малочисленная дружина не смогла защитить
Игоря, и он был убит.
Ольга Равноапостольная
Имя
Ольги свидетельствует о том, что скорее
всего она родилась в семье варяга. В
летописи сохранились сведения о том,
что это была красивая девушка, поэтому
унаследовавший после смерти князя Олега
киевский престол Игорь после первой же
встречи женился на ней и сделал княгиней.
Вскоре у них родился единственный сын,
Святослав. Ольга мало видела своего
мужа, который постоянно находился в
походах, вел бесконечные войны и собирал
дань с подвластных ему племен. Во время
сбора «полюдья» у племени древлян в 945
году князь Игорь был убит. Ольге ничего
не оставалось делать, как принять
правление после мужа, поскольку наследник
был еще слишком мал.
За убитого мужа
княгиня жестоко отомстила. Первых
древлянских послов она приказала живыми
закопать в землю, вторых заживо сожгла
в бане. После этого она отправилась с
дружиной в древлянскую землю, где ее с
почетом встретило древлянское войско.
Ольга устроила тризну (поминальный пир)
по Игорю, напоила древлян и приказала
перебить их спящими. На следующий год
войско княгини осадило Искоростень.
Ольга потребовала легкую дань: по три
голубя и по три воробья от каждого двора,
а затем выпустили птиц на волю, привязав
к ним зажженные кусочки серы. Птицы
полетели под родные кровли, и город
внезапно загорелся.
После покорения
древлян Ольга занялась укреплением
княжеской власти. Она устанавливала
размеры дани и оброка, указывала места
их сбоpa.
Время ее правления
характеризовалось спокойной, размеренной
жизнью. Как писал русский историк
Н.Карамзин «на Руси установился недолгий
период «тишины и замирения».
Но это
отнюдь не означало, что правительницу
не интересовали внешнеполитические
дела. Как и Олег, она стремилась повысить
престиж Русского государства, хотя
добивалась своей цели не военными, а
мирными способами. Чтобы упрочить
контакты с другими государствами, в
частности с Византией, княгиня Ольга
решила принять крещение. Это был очень
важный и мудрый шаг. Крещение не только
уравняло Ольгу с правителями других
стран, но и поставило ее в особое
положение. Ведь она крестилась в Византии,
причем ее крестным отцом стал сам
император. Однако крещение Ольги еще
не означало введения христианства на
Руси. Даже ее сын Святослав оказался
противником новой религии. Потребовалось
достаточно много времени, чтобы
христианство утвердилось как официальная
религия. Это произошло уже во времена
правления внука Ольги Владимира,
прозванного Святым.
Сама же Ольга
после возвращения из Константинополя
отошла от государственных дел, передав
власть своему сыну Святославу. Поэтому
после смерти Ольга стала первой русской
женщиной, причисленной к лику святых.
Православная церковь также признала
княгиню Ольгу равноапостольной, что
является достойной оценкой ее деятельности.
Святослав
Сын
Ольги и Игоря Святослав (957-972) - киевский
князь, первым из Рюриковичей носивший
славянское имя. Едва успел он возмужать,
как составил себе большую и храбрую
дружину и с ней стал искать себе славы
и добычи. Он рано вышел из-под влияния
матери и "гневался на мать", когда
она убеждала его креститься. С дружиною
он сжился крепко, вел с нею суровую
походную жизнь.
Еще при жизни матери,
оставив на попечении Ольги Киевское
княжество, Святослав совершил свои
первые блестящие походы. Он пошел на
Оку и подчинил вятичей, которые тогда
платили дань хазарам; затем обратился
на хазар и разгромил Хазарское царство,
взяв главные города хазар (Саркел и
Итиль). Заодно Святослав победил племена
ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и
овладел местностью в устьях Кубани и
на Азовском побережье под названием
Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец,
Святослав проникнул на Волгу, разорил
землю камских болгар и взял их город
Болгар. Словом, Святослав победил и
разорил всех восточных соседей Руси,
входивших в систему Хазарской державы.
Главной силой в Черноморье становилась
теперь Русь. Но падение Хазарского
государства усиливало кочевых печенегов.
В их распоряжение попадали теперь все
южнорусские степи, занятые раньше
хазарами; и самой Руси скоро пришлось
испытать большие беды от этих
кочевников.
Возвратясь в Киев после
своих завоеваний на Востоке, Святослав
получил приглашение от греков помочь
Византии в ее борьбе с дунайскими
болгарами. Собрав большую рать, он
завоевал Болгарию и остался там жить в
г. Переяславце на Дунае, так как считал
Болгарию своей собственностью. Но ему
пришлось на время вернуться из Болгарии
в Киев, потому что на Русь в его отсутствие
напали печенеги и осадили Киев. Киевляне
с княгиней Ольгой и детьми Святослава
едва отсиделись от грозного врага и
послали к Святославу с упреками и
просьбой о помощи. Святослав пришел и
прогнал печенегов в степь, но в Киеве
не остался. Умиравшая Ольга просила его
подождать на Руси до ее кончины. Он
исполнил ее желание, но, похоронив мать,
сейчас же ушел в Болгарию, оставив
князьями на Руси своих сыновей. Однако
греки не желали допустить господства
русских над болгарами и потребовали
удаления Святослава назад на Русь.
Святослав отказался покинуть берега
Дуная. Началась война, и византийский
император Иоанн Цимисхий одолел
Святослава. После ряда тяжелых усилий
он запер русских в крепости Доростол
(теперь Силистрия) и вынудил Святослава
заключить мир и очистить Болгарию.
Войско Святослава, истомленное войной,
на пути домой было захвачено в днепровских
порогах печенегами и Рассеяно, а сам
Святослав убит (972). Так печенеги довершили
поражение русского князя, начатое
греками.
Владимир Великий
Владимир Святославич (980-1015) – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. В "языческий период" его правления летописи пишут о Владимире, как о человеке жестоком и безнравственном. По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев. Свою политическую деятельность Владимир начал с попытки свести верования различных племен в одно. Он поставил на своем дворе идолы наиболее почитаемых богов: Перуна, Дажбога, Стрибога и других. Перед этими идолами совершали языческие обряды, жертвоприношения. Но вскоре, разочаровавшись в язычестве, Владимир начал искать другую веру. В летописи описана легенда о выборе веры. Владимир направил десять "благоразумных мужей" в разные страны. Послы видели магометанские храмы "с унылыми молениями и печальными лицами" верующих, богослужения католические "с обрядами без всякого величия и красоты". В константинопольском храме священная торжественность и таинство обрядов, красота икон, благоухание фимиама покорили российских посланников. Они так и сообщили своему князю: "Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала принять его". Послушав советников, Владимир решил остановиться на православии. К принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идет войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летописи рассказывают, что "болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел". После крещения состоялся брак Владимира с царевной Анной. По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь народ. Предполагаемая дата принятия христианства на Руси 1 августа 988 года. С этого момента, летописцы говорят о Владимире, как о человеке святом и благочестивом. На месте языческих капищ строили храмы. Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве была построена церковь Святого Василия и церковь Богородицы ("Десятинная"). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский. Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Во время княжения Владимира на берегу реки Трубеж состоялась битва с печенегами. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем был и князь Владимир Красное Солнышко. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе".
Ярослав Мудрый
Ярослав
I Владимирович Мудрый (родился в 978 г.,
умер в 1054 г.), сын святого Владимира и
Рогнеды - один из наиболее знаменитых
древнерусских князей. Будучи князем
новгородским, Ярослав хотел порвать
всякую зависимость от Киева и стал
совершенно независимым государем
обширной Новгородской области. Он
отказался (1014) платить отцу ежегодную
дань в 2000 гривен, как делали все посадники
новгородские; его желание совпало и со
стремлением новгородцев, которые всегда
тяготились зависимостью от Южной Руси
и налагаемой на них данью. Ярослав был
недоволен еще тем, что отец оказывал
предпочтение младшему его брату, Борису.
Разгневавшись на Ярослава, Владимир
готовился лично идти против него и велел
уже исправлять дороги и строить мосты,
но вскоре заболел и умер. Между тем
Ярослав поссорился с новгородцами:
причиной ссоры было явное предпочтение,
которое Ярослав и его жена, шведская
принцесса Ингигерда (дочь шведского
короля Олава Скеткокунга), оказывали
наемной варяжской дружине. Варяги,
пользуясь своим влиянием, возбуждали
против себя население жестокостью и
насилиями; дело доходило до кровавого
возмездия со стороны новгородцев, а
Ярослав в таких случаях обыкновенно
принимал сторону наемников и однажды
казнил многих граждан, заманив их к себе
хитростью. После смерти Святополка
Ярослав стал великим князем киевским.
В 1021 г. племянник Ярослава, князь Брячислав
Изяславич полоцкий, объявил притязания
на часть новгородских областей; получив
отказ, он напал на Новгород, взял и
разграбил его. Услышав о приближении
Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода
со множеством пленников и заложников.
Ярослав нагнал его в Псковской области,
на реке Судоме, разбил его и освободил
пленных новгородцев. После этой победы
Ярослав заключил с Брячиславом мир,
уступив ему Витебскую волость. Едва
окончив эту войну, Ярослав должен был
начать более трудную борьбу со своим
младшим братом Мстиславом Тмутараканским,
прославившимся победами над касогами.
Этот воинственный князь требовал от
Ярослава раздела русских земель поровну
и подошел с войском к Киеву (1024). Ярослав
в то время был в Новгороде и на севере,
в Суздальской земле, где был голод и
сильный мятеж, вызванный волхвами. В
Новгороде Ярослав собрал против Мстислава
большое войско и призвал наемных варягов
под начальством знатного витязя Якуна
Слепого. Войско Ярослава встретилось
с ратью Мстислава у местечка Листвена
(близ Чернигова) и в жестокой сече было
разбито. Ярослав снова удалился в свой
верный Новгород. Мстислав послал ему
сказать, что признает его старшинство
и не добивается Киева. Ярослав не доверял
брату и воротился, лишь собрав на севере
сильную рать; тогда он заключил с братом
мир у Городца (вероятно, близ Киева), по
которому земля русская разделена на
две части по Днепр: области по восточную
сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по
западную - к Ярославу (1025). В 1035 г. Мстислав
умер и Ярослав стал единовластно править
русской землей. В том же году Ярослав
посадил в "порубь" (темницу) брата
своего, князя Судислава псковского,
оклеветанного, по словам летописей,
перед старшим братом. Причина гнева
Ярослава на брата неизвестна; вероятно,
последний изъявлял притязания на раздел
выморочных волостей, переходивших
целиком к Ярославу. В руках Ярослава
были соединены теперь все русские
области, за исключением полоцкого
княжества. Кроме указанных войн, связанных
с княжеским междоусобицами, Ярославу
пришлось еще совершать много походов
против внешних врагов; почти все его
княжение наполнено войнами. В 1017 г.
Ярослав успешно отразил нападение
печенегов на Киев и затем боролся с
ними, как с союзниками Святополка
Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают
осаду Киева печенегами, в отсутствие
Ярослава, отлучившегося в Новгород.
Получив об этом известие, Ярослав
поспешил на помощь и наголову разбил
печенегов под самыми стенами Киева.
После этого поражения нападения печенегов
на Русь прекращаются. Известны походы
Ярослава на север, против финнов. В 1030
г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою
власть на берегах Чудского озера; он
построил здесь город и назвал его
Юрьевым. В 1042 г. Ярослав отправил сына
Владимира в поход на Ям; поход был удачен,
но дружина Владимира вернулась почти
без коней, вследствие падежа. На западных
границах Ярослав вел войны с Литвой и
ятвягами, по-видимому - для прекращения
их набегов, и с Польшей. В 1022 г. Ярослав
ходил осаждать Брест, успешно или нет
- неизвестно; в 1030 г. он взял Бельз (в
севере-восточной Галиции); в следующем
году с братом Мстиславом взял червенские
города и привел много польских пленников,
которых расселил по реке Роси в городках
для защиты земель от степных кочевников.
Несколько раз Ярослав ходил в Польшу
на помощь королю Казимиру для усмирения
восставшей Мазовии; последний поход
был в 1047 г. Княжение Ярослава ознаменовалось
последним враждебным столкновением
Руси с греками. Один из русских купцов
был убит в ссоре с греческим. Не получая
удовлетворения за обиду, Ярослав послал
к Византии большой флот (1043), под
начальством старшего сыны Владимира
Новгородского и воеводы Вышаты. Буря
рассеяла русские корабли; Владимир
истребил посланный для его преследования
греческий флот, но Вышата был окружен
и взят в плен при городе Варне. В 1046 г.
был заключен мир; пленные с обеих сторон
возвращены, и дружественные отношения
скреплены браком любимого сына Ярослава,
Всеволода, с греческой царевной. Как
видно из летописей, Ярослав не оставил
по себе такой завидной памяти, как его
сын. По отзыву летописи, "он был
хромоног, но ум у него был добрый и на
рати был храбр"; при этом прибавлено
еще, что он сам книги читал - замечание,
свидетельствующее об его удивительной
для того времени учености. Княжение
Ярослава важно как эпоха высшего
процветания Киевской Руси, после которого
она быстро стала клониться к упадку.
Значение Ярослава в русской истории
основывается главным образом не на
удачных войнах и внешних династических
связях с Западом, а на его трудах по
внутреннему устройству земли русской.
Он много содействовал распространению
христианства на Руси, развитию необходимого
для этой цели просвещения и подготовке
священнослужителей из русских. Ярослав
основал в Киеве, на месте своей победы
над печенегами, храм святой Софьи,
великолепно украсив его фресками и
мозаикой; построил там же монастырь
святого Георгия и монастырь святой
Ирины. Киевский храм святой Софьи
построен в подражание цареградскому.
Ярослав не щадил средств на церковное
благолепие, приглашая для этого греческих
мастеров. Вообще он украсил Киев многими
постройками, обвел его новыми каменными
стенами, устроив в них знаменитые Золотые
ворота, а над ним - церковь в честь
Благовещения. Ярослав прилагал немало
усилий и для внутреннего благоустройства
православной церкви и успешного развития
христианской веры. Когда в конце его
княжения надо было поставить нового
митрополита, Ярослав велел собору
русских епископов поставить митрополитом
священника села Берестова Илариона,
родом из русских, желая устранить
зависимость русской духовной иерархии
от Византии. Чтобы привить в народ начала
христианской веры, Ярослав велел
переводить книги рукописные с греческого
на славянский и много сам их покупал.
Все эти рукописи Ярослав положил в
библиотеку построенного им Софийского
собора для общего пользования. Для
распространения грамоты Ярослав велел
духовенству обучать детей, а в Новгороде,
по позднейшим летописным данным, устроил
училище на 300 мальчиков. Наиболее
известным остался Ярослав потомству
как законодатель: ему приписывается
древнейший русский памятник права -
"Устав", или "Суд Ярославль",
или "Русская Правда". Кроме "Правды",
при Ярославе появился церковный устав,
или Кормчая книга - перевод византийского
Номоканона. Своей законодательной
деятельностью, заботами о распространении
христианства, о церковном благолепии
и просвещении Ярослав так возвысился
в глазах древнерусских людей, что получил
прозвание Мудрого. Немалую роль в
деятельности Ярослава играли и заботы
о внутреннем благоустройстве земли, ее
спокойствия и безопасности. Подобно
отцу, он заселял степные пространства,
строил города (Юрьев - Дерпт, Ярославль),
продолжал политику предшественников
по охране границ и торговых путей от
кочевников и по защите интересов русской
торговли в Византии. Ярослав огородил
острожками южную границу Руси со степью
и в 1032 г. начал ставить здесь города,
поселяя в них пленных поляков. - Время
Ярослава было эпохой деятельных сношений
с государствами Запада.
Ярослав умер
в Вышгороде, 76 лет от роду (1054), разделив
землю русскую между сыновьями. Он оставил
завещание, в котором предостерегал
сыновей от междоусобиц и убеждал жить
в тесной любви.
http://www.gorodznatokov.ru/index.php?module=pages&id=182
На странице приведен фрагмент.
Автор: Играева Ольга Анатольевна
→ олга3671 03.03.2012 0 11432 2888 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.