Слайд 1
«Сообщество взаимопомощи учителей
Pedsovet.su»
Конкурс презентаций
«Великие люди России»
Александренко Наталья Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ ЦО «Школы здоровья» №2005 г.
Москвы
ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 2005, учитель начальных классов, Александренко Н.А. 2012 г
300-летнему юбилею со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается…
Сообщество
взаимопомощи учителей Pedsovet.su»
Конкурс
презентаций
«Великие люди России»
Классный час
«Стеклянных дел мастер….»
____________________________________________________
Автор:
учитель начальных классов
ГОУ ЦО « Школа здоровья» №2005
Александренко Наталья Александровна
Москва
2012
Введение……………………………………………… .2-4
Основная часть: Стеклянных дел мастер……………5-11
Заключение………………………………………………12
Библиографический список…………………………… 13
Приложение………………………………… …………..14
Введение
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Стеклянных дел мастер…
«Ломоносов был великий человек.
Между Петром I и Екатериной II
он один является самобытным сподвижником просвещения.
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
А.С. Пушкин
Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник - мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране.
Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов.
Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел
создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.
В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты.
Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В маленькой и тесной лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой минеральная пыль. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья. Он беспокоится лишь о том, чтобы не пострадали полученные им мозаичные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя». В довершение всего ему на каждом шагу мешает канцелярия.
Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д.
Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол, Ломоносов вовсе не ограничивался теми из них, которые применялись раньше в стеклоделии, но постоянно испытывал новые. Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке». В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета». Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре 1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол».
Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий. Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик». Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Пришлось ему отыскать и лучший рецепт мастики, которой смальта
скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.
Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам постиг мозаичную технику.
Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».
Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу. Ломоносов в это время приступил к работе над мозаичным портретом Петра Великого, причем тот час же привлек «к набиранию оного портрета» и своих учеников.
В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату.
Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа.
В 1764 году он был избран почетным членом Болонской (Италия) Академии художеств за его заслуги в мозаичном искусстве.
В течение почти четырёх лет (с июня 1761 по март 1764года) в Ломоносовской мастерской идут напряженные работы по изготовлению
первой огромной картины «Полтавская баталия» около 4,8 м 6,44 м. Такая большая мозаика требовала огромного набора стеклянных кубиков всех цветов. Ведь чем больше оттенков в распоряжении художника, тем
лучшую картину он может создать. Нужно очень правильное и тонкое зрение, чтобы из всех этих оттенков выбрать самый подходящий.
Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Почти пять лет работал Ломоносов над «Полтавской баталией» и закончил ее незадолго до своей смерти.
А затем картину постигла очень странная участь. В собор ее не повезли. Никто о ней не заботился. Огромная картина пропала без вести. Прошло более полутораста лет. Произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. И вот однажды, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тяжелые ящики. Их было много. Открыли один из них, — в нем оказался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В другом ящике нашли другой кусок мозаики — штандарт Петра Первого. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Эта была разрубленная на куски «Полтавская баталия». Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, соединили их, выпавшие кусочки стекла заменили новыми.
Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, возвращена к жизни и украшает стену в главном здании Академии наук в Санкт - Петербурге.
«Полтавская баталия» остаётся самым значительным произведением русского мозаичного искусства за целое тысячелетие.
Мозаики, вышедшие из рук самого Ломоносова и его учеников, не были учтены, в значительной своей части затеряны, а сохранившиеся в течение многих десятилетий были мало известны, не изучались, плохо хранились.
Ломоносов не составил списка своих работ. Подробно перечислив в «Росписи сочинениям другим трудам советника Ломоносова» свои поэтические и научные труды, о мозаиках он писал лишь следующее: «Изобрёл все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырёх тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил…
В наши дни искусство мозаики не забыто. Чудесные мозаичные картины и панно украшают стены и потолки станций московского метрополитена, рассказывая людям о великих подвигах и победах русского народа.
Заключение
«Только теперь, спустя два века,
можно с достаточной полнотой охватить
и должным образом оценить все сделанное
этим удивительным богатырем науки.
Достигнутое им в области физики,
химии, астрономии, приборостроения,
геологии, географии, языкознания, истории
достойно было бы деятельности целой Академии.»
С.И. Вавилов
Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник - мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране.
Личность М.В.Ломоносова, его патриотический подвиг, бескорыстное служение народу, титанические условия, направленные на развитие производительных сил страны, на развитие русской науки и промышленности, - всё это делает его родным и близким и для нашего времени. Сейчас, когда жизнь великого русского гения отделяется от нас трёхсотлетием, мы особенно ярко можем оценить его замечательное предвидение увидеть нашу страну во главе других, технически развитую, уверенно прокладывающую путь к вершинам нашего общества.
Литература
Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М.—Л., 1950
Материалы сайта Стихия/ Михаил Ломоносов: статьи автора, критические статьи, биография
Материалы сайта Стихия/ Михаил Ломоносов: статьи автора, критические статьи, биография www.litera.ru/stixiya/authors/lomonosov/articles.html
Источники иллюстраций:
Приложение
1748,октябрь - после длительных хлопот Ломоносова построена первая в России химическая лаборатория.
1752, 4 сентября. Заканчивает первую мозаичную картину, декабрь - сочиняет «Письмо о пользе стекла».
1756, Строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию.
1763, 10 октября. Избран почетным членом Петербургской академии художеств
1764, 24 января. Направляет в Академию художеств «Идеи живописных картин из российской истории»; апрель - избирается членом Болонской академии наук (за работы в области мозаичного искусства): создаст мозаичную картину «Полтавская баталия».
До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:
«Нерукотворный Спас» 1753г. (Исторический Музей, Москва)
«Пётр I» 1754г. (Государственный Эрмитаж)
«Бог – Отец» 1757г. (Исторический Музей, Москва)
«Александр Невский» 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)
«Императрица Елизавета Петровна» 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)
«Апостол Пётр» 1761г. (Государственный Эрмитаж)
«Екатерина II» 1763г. (Государственный Русский Музей)
«Полтавская Баталия» 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)
Автор: Александренко Наталья Александровна
→ naleksandrenko 17.06.2012 6 7389 1532 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.