Конспект урока по окружающему миру "Невидимые ниточки природы. С кем сосна подружилась?"; 4 кл.


Дорожкина Наталья Федоровна

учитель начальных классов

Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение 'Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский Советского района Тюменской области'



Урок в нетрадиционной форме: урок – заседание клуба знатоков природы - биологов, зоологов, орнитологов, энтомологов.

На подготовительном этапе к уроку обучающиеся разделились на группы знатоков природы, провели поисковую работу - подбирали сведения о животных и растениях соснового бора, обрабатывали и классифицировали найденные материалы, рисовали животных и растения, о которых подготовили сообщение для урока.


Окружающий мир.

Урок в 4 классе – Заседание клуба знатоков природы.


Тема: Невидимые ниточки природы. С кем сосна подружилась?

Цель:

  • Формирование понимания существующих связей между живыми организмами (животными и растениями, животными и животными) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют экосистемы.

  • Логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду.

  • Обосновать возможные последствия рубки отдельных деревьев и лесов в целом.

Оборудование: видеофильм «Животные леса» (о белке), аудиокассета с записью голосов птиц (дятла и глухаря), рисунки сосны, растений и животных, связанных с этим деревом. Текст «Чтобы люди всегда помнили» (Б. Ржевский), карточки со словами (цепи питания); круги, фломастеры, карандаши.


Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель:

- В лесу с каждым деревом связано огромное количество живых организмов. Для одних животных – это «дом», для других – «столовая». Кроме того, любое дерево создает особые микроклиматические условия.

Слово фенологу:

Под деревом всегда меньше света. Его количество зависит от строения кроны, меньше скорость ветра, летом прохладнее, зимой теплее. Опадающая листва влияет на особенности почвы под ним. Чем больше в лесу разных видов деревьев, тем больше животных, растений, грибов могут жить в нем.

Учитель:

- Нам с вами, ребята, повезло. Мы живем в замечательном краю, где много лесов.

- Какое самое распространенное хвойное дерево в наших лесах?

Высока, стройна, душиста

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена.

(Сосна)

- С кем в природе связана сосна? Может ли животный мир обойтись без нее?

Над этой проблемой работали разные группы специалистов.

Вот красавица сосна

Почему она грустна?

Причинил ей много бед

Жук зловредный – короед.

Нужно дерево спасти,

Короеда извести.

(Л. Зеленевская)

Энтомолог.

Жук-короед, длина его 3-6 миллиметров. Развиваясь в коре, вредит деревьям.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под сосной;

Все равно он будет мой.


Учитель:

- Кто прилетел? (дятел)

- Послушайте его (голос дятла)

- Где обитает дятел?

Орнитолог:

Дятел большой пестрый, обитает в дуплах сосен, кормится зимой (когда нет насекомых) семенами сосны, обрабатывая шишки в своих «кузницах». За один день может обработать до 5 тысяч шишек. Летом дятел питается насекомыми, их личинками, добывая из-под коры дерева. Поэтому дятлов называют санитарами леса: они спасают сосны от насекомых.


Учитель:

- Какое важное дело совершил дятел?

Дятел ствол долбит порой

Ищет он себе обед –

Под коричневой корой

Притаился короед.

А-а…Так вот ты где, приятель?

Я ищу тебя как Ра.

Короеда клюнул дятел –

И сосну большую спас.

(Брагин)


- Чем питается эта птица, составьте цепь питания.

- А чем питается глухарь?


Орнитолог:

Глухарь – настоящая лесная птица. Часто живет в сосновых лесах. В зимний период хвоя сосны становится основным кормом для глухаря, поэтому даже глухари, живущие летом в лиственных лесах, на зиму перебираются в хвойные. Кормится на деревьях, но в период постройки гнезд обитает только на земле, то есть ведет наземно-древесный образ жизни. Взрослая птица зимой за день может съесть 500 г хвои сосны. Летом и осенью ест ягоды, зеленые части растений.


Учитель:

- Послушайте его (голос глухаря). Чем питается глухарь?

- Связаны птицы с сосной?

Расположите их на сосне, составьте цепь питания.

Спасибо орнитологам.

Орнитологи уже начали доказывать связь насекомых с сосной, продолжите, пожалуйста…


Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все ж не может.

(гусеница)


- Какую окраску имеет бабочка бражника?

Слово энтомологам.

Энтомолог: Гусеница бражника соснового кормится на сосне. Бабочка бражника имеет окраску под цвет сосновой коры, летает ночью. Служит кормом для птиц.


Учитель:- Составьте цепь питания. Где место насекомых в цепи питания?


В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет

Себе город строит.

(муравьи)


Учитель:

- Как муравьи помогают сосне?

Эй, работник-муравей,

ты работай побыстрей.

Притащи иголку

В этом много толку.


Энтомолог:

- Муравей лесной рыжий – хорошо известный всем муравей, часто стоящий муравейники в сосновом лесу. Для строительства муравейников используют хвоинки сосны. Высота муравейников обычно составляет 50 см, но иногда они достигают высоты до полутора метров. Ежедневно в гнездо муравьев доставляется несколько тысяч насекомых. Например, в один муравейник за день муравьи доставили 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 6500 куколок различных бабочек. Таким образом, муравьи не только используют хвоинки сосны, но и помогают сосне избавиться от поедающих ее насекомых.


Учитель:

Составьте цепь питания.

Сосна – насекомые – муравьи


Учитель:

Примета: если муравьи нанесут в муравейник много хвоинок, будет суровая зима.

- Из чего делают муравейники эти насекомые?


Муравьиный терем

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые старые пни,

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.


Итак, расположите на сосне насекомых, составьте цепь питания.

- Какие насекомые связны с сосной?

Слово зоологам.

Кто в дупле живет?

Шишки грызет,

На деревьях резвится,

Упасть не боится?

Пушистый хвост

Мелькнет в вышине

И вместе с ней

Исчезнет в сосне.

(белка)


- От чего зависит численность выводка белки? Почему?

Зоолог. Зимой белка питается семенами шишек. Для того, чтобы почувствовать себя сытой, белка за день должна съесть 380 шишек. Цвет беличьей шубки похож на цвет коры дерева. Так белка становится менее заметной для врагов. У белки в год бывает два выводка по 5-10 бельчат. Численность зависит от урожая семян.

З

сосна

белка

акончите цепь питания:





- Почему куница?

- Чем начинается цепь питания?

- Чем заканчивается?

- Где белка делает свои кладовки?


Видеозапись «Белка на сосне»


Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(лось)


Зоолог. Лось живет в сосновых лесах, особенно зимой, когда становится трудно добывать корм. Ест хвою, веточки молодых сосен.


Учитель:

Работа с текстом «Чтобы люди всегда помнили»

Гордой поступью шагают по нашим лесам могучие лоси. Ноги у них стройные, длинные, а голова увенчана ветвистыми рогами, которые похожи на какой-то сказочный цветок.

Красив и страшен лось в гневе, беспощаден в бою с волками. Его оружие – острые копыта и ветвистые рога. Железные мускулы играют под шелковистой кожей.

На территории нашей Родины издавна водилось множество лосей. Но на них так усердно охотились, что к началу века этот обитатель леса едва уцелел.

Лось – очень ценный зверь, охоту на лося запретили. Животные были взяты под охрану. Теперь лоси уже часто встречаются в наших лесах.

А чтобы люди всегда помнили об этом могучем красавце и берегли его, лосю поставили памятник в городе Выборге. (Б. Ржевский)


- Как человек сберег лося?

- Проверим наш вывод о цепи питания.

- Разместите этих животных.

- Вот сколько невидимых нитей связывают сосну с обитателями живой природы – представителями животного мира.

- А какие же растения живут рядом с сосной и почему именно здесь?


Слово биологам.

Брусника – светолюбивое растение; вечнозеленый кустарничек, остается зеленой и зимой. Часто растет вместе с сосной на бедных песчаных почвах. Ценное лекарственное растение, ягоды брусники очень вкусны, их собирают в большом количестве в хвойных лесах.

Сон-трава – светолюбивое растение появляется в сосновых лесах ранней весной. Очень красивое декоративное растение. Крупные фиолетовые цветы сон-травы напоминают по внешнему виду колокольчик, все растение сильно опушено. Ядовита. Как раннецветущее декоративное растение сон-траву люди любят собирать на букеты. Во многих регионах охраняется.

Заячья капуста – светолюбивое растение – молодило победоносное – очень своеобразное растение с толстыми короткими листьями. Название переводимое «всегда живущий», так как это растение вечнозеленое. Растет на песчаных почвах в сосновых лесах. Весь ее внешний вид (толстые короткие листья) говорит о приспособленности жить в условиях недостатка влаги. Быстро исчезает в местах, где часто ходят люди (не выносит вытаптывания).

Кошачья лапка – светолюбивое растение сосновых лесов, растет на сухих песчаных почвах. Название получила из-за опушения и своеобразных цветов, напоминающих кошачьи лапки. Декоративное растение.

ВЫВОД: Все эти растения любят свет. В сосновом лесу всегда светло, так как солнечные лучи легко проникают сквозь хвоинки.


Учитель:

Есть в сосновом лесу еще один представитель живой природы, но его нельзя отнести ни к миру животных, ни к миру растений. У него свое царство.

На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (боровик)


Вот он гриб – боровик

И красив он, и велик

В толстой шапке

Набекрень

Ножка крепкая как пень.


Почему боровика называют санитаром?

Биолог. Само название гриба – боровик- говорит о том, что он растет в борах, в сосновых лесах. Он не только вкусен, но и играет большую роль в лесах, усваивая мертвые остатки растений. Он является санитаром леса. В шляпках грибов развивается очень много различных личинок.


Учитель:

- Вот сколько невидимых нитей связывают сосну с обитателями живой природы

- Как вы думаете, можно назвать природным сообществом? Почему?

- Во многих районах нашей страны, где нет еловых лесов на Новый год наряжают сосну. Поэтому перед этим праздником могут исчезнуть многие сосны.

- После рубки деревьев что остается? (пень)

- Кто видел пни в лесу?

- Исчезли хвоинки, ветви, кора, которыми питались животные, для которых ветви и ствол были и «домом» и «столовой».

- Какие ниточки порвутся?

- Что будет с каждым из животных, связанных с сосной?

Обратите внимание! Могут исчезнуть и животные, которые не питаются непосредственно сосной и не живут на ней. Какие это животные? (рысь, волк, различные птицы, куница).

- А что будет, если человек посадит дерево в лесу, парке?

Все обитатели леса связаны между собой «невидимыми нитями».

- Что надо сделать, чтобы эти нити не нарушились? (беречь природу, знать правила поведения в лесу)


Нарисуйте запрещающие знаки в лесу.


Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.



Учителем использованы материалы:

  • «Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников «Невидимые ниточки природы» Рыжовой Натальи Александровны под редакцией профессора Г.А. Ягодина (Издательство «Международный университет», Москва, 1995) – стр.18 - 23;

  • Сборник загадок, вопросов, притч и задач «Загадки русского народа» (Москва, издательство «ТЕРРА» - «TERRA», 1996).



Полный текст материала Конспект урока по окружающему миру "Невидимые ниточки природы. С кем сосна подружилась?"; 4 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дорожкина Наталья Федоровна  Дорожкина
25.09.2012 0 3917 727

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК