Статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе" с презентационным сопровождением.


#������##################################################0#A#B#Q#=#0###########\#A#P#A#.#X#S#L###	#M#S# #G#o#t#h#i#c#############�#A#####################�#A#####

Библиография

Электронные ресурсы:

  1. Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/

  2. Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс].- Режим доступа:

  3. urok-okruzhayushchego-mira-okhrana-rastenii-3-klass

  4. Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php/

  5. Поиск информации электронном носителе [Электронный ресурс].- Режим доступа: 1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы

  6. Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rudocs.exdat.com

  7. Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru

Книги:

  1. Плешаков А.А. Учебник по «Окружающему миру» 3 класс [Текст]: Издательство «Просвещение », 2011 г.

  2. Плешаков А.А. Учебник по «Окружающему миру» 3 класс [Текст]: Издательство «Просвещение », 2011 г.



VIIIрайонного Фестиваля: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности».


Номинация «Мастерская педагога»: «Комплексное использование ИКТ при реализации учебной программы по предмету».








«Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе».










Кривоногова Анастасия Валентиновна.

Учитель начальных классов.













2011/2012 учебный год.

Моё защитное слово.



Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи

(слайд 2)


В младшем школьном возрасте главным видом деятельности становится учение, но дети быстро устают, особенно от однообразных движений и действий. Поэтому следует использовать разнообразные виды деятельности, приемы и методы работы с информацией. Говоря об особенностях изучения, следует отметить, что структура урока «Окружающий мир» - дробная. Это означает, что учитель должен предусмотреть 2-3 части урока, которые будут различаться по характеру умственной деятельности. Обязательные структурные элементы: игра, беседа, логические задачи.

Обсуждая близкие темы (семья, друзья, животные, погода и др.), дети учатся рассказывать, беседовать, рассуждать, вести диалог, составлять рассказы.

Задача учителя должна заключатся в том, чтобы превратить картинки в учебный материал. А для этого учителю необходимо так организовать процесс работы с презентацией, чтобы заставить работать не только зрение и чувства ребенка, но и его мысль, активировать внимание, память и мышление.

(Слайд 3) Начиная проводить уроки с использование ИКТ я выделила цель, которая состоит в повышении качества обучения. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.

  • Изменение форм и методов учебной деятельности.

  • Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Я учу детей по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”.

В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал.

Вашему вниманию я хотела бы представить небольшую часть своей работы.

"Охрана растений". 3-й класс

Цели урока:

систематизировать знания учащихся о растениях;
– формировать нормы поведения в природе;
– учить работать в парах, группах.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” А.Плешаков, проектор, компьютер, экран.

Учащиеся заранее готовили сообщения по темам: “Лекарственные растения”, “Растения, занесённые в Красную книгу Красноярского края”, “Правила поведения в лесу”.

После прочтения докладов прошло обсуждение в группах ряда вопросов:

  1. В одном из городов решили вырубить природную дубраву и построили жилой микрорайон. Какое влияние это могло оказать на людей и природу? (В данной местности исчезли сойки, белки, ежи, которыми любовались люди, гуляя в дубраве). (Слайд 4-5)

  2. Раньше крестьяне соблюдали время начала сенокоса, но в последнее время эта традиция нарушилась. Скашивать травы на лугах и лесных опушках стали намного раньше. Как ты думаешь, к чему это привело? (Травы не успеют рассеять свои семена, если их рано скосить, в результате могут совсем исчезнуть ценные кормовые травы – мятлик, тимофеевка, клевер. Сено будет менее питательным.) (Слайд 6-7)

(Слайд 8) Как итог урока учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации и подумать, на всех ли картинках поступают правильно?

Данный урок обобщил и систематизировал полученные ранее знания, поэтому был проведен на стадии рефлексии.


Тема: «ОХРАНА ЖИВОТНЫХ» 3 класс

Цель урока: учить бережно, относиться к животным
Задачи:

- познакомить детей с красной книгой и животными, которые в неё внесены;

- рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
Оборудование:

  1. Фотографии, рисунки редких животных

  2. Выставка книг по изучаемой теме;

  3. Кроссворд (плакат)

  4. Схемы «Правила поведения в природе»

На стадии изучения нового материала учащиеся составляют кластер: (Слайд 9)
















На стадии рефлексии, используя кластер, учащиеся составляют экологические правила и рисуют в парах плакат:

  1. Не разоряй птичьи гнёзда.

  2. Не подходи близко к гнёздам птиц.

  3. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета.

  4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей

  5. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

  7. Не разоряй гнёзда шмелей.
    Не разоряй муравейники.

  8. Береги лягушек, жаб и их головастиков.


Тема: «Вода» 3 класс

Цель: актуализировать и упорядочить знания детей о значении воды для жизни на Земле.

Задачи:

- формировать познавательный интерес к окружающему миру;

- развивать критическое мышление, умение обобщать данные и делать выводы;

- развивать устную речь учащихся;

- воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

На стадии вызова. Приём « Таблица З-ХУ-У»(знаю – хочу узнать – узнать) (Слайд 10)

Работа в парах.
- Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле и запишите эти сведения в первой графе таблицы.

- Поставьте вопросы к изучаемой теме: что вы хотите узнать и запишите их во второй графе таблицы.

Знаю

Вода необходима для жизни всего живого.

В воде живут разные животные.

Хочу узнать

Сколько времени может человек прожить без воды?

Какие источники воды есть на Земле?

Откуда берётся вода?

Узнал


Стадия Рефлексия.

Приём « Синквейн» (Слайд 11)

- Заканчивая разговор о значении воды , учащимся предлагается написать синквейн в группах.

- Синквейн- своеобразное стихотворение из 5 строк.

1 строка - название темы ( имя существительное )

2 строка – описание темы в двух словах ( двумя прилагательными )

3 строка – описание характерных действий предмета ( три глагола )

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме.

5 строка – синоним, который повторяет суть темы.
Работа в группах.

  • Вода.

  • Обычная, удивительная.

  • Течёт, льётся, журчит.

  • Берегите воду!

  • Влага.

Домашнее задание: составить рассказ на тему: « Охрана водоёмов».


Тема: «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ». 4 класс


Цель урока: довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;

Задачи:

- обобщить знания учеников о личных правах человека;

- познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка;

- формировать положительное отношение к законам и их выполнению; - способствовать формированию правовой культуры учащихся;

- развивать критическое мышление.

Стадия вызова.  (Слайд 12)

Беседа. 

Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет? (Родина)

Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!

Наша Родина – Россия… Как можно нас всех назвать? (россияне, граждане России).

Как вы думаете, что значит быть гражданином? (Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.)

Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.

Составление кластера.

Дети по очереди записывают на доске права и обязанности.

Где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции.)


Рефлексия.

Учащиеся закрепляют свои знания с помощью выбора правильных ответов на вопросы. Данная программа была использована с помощью электронной доски. (Слайд 13)

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся

  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения

  • Повысить объём выполняемой на уроке работы

  • Усовершенствовать контроль знаний

  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

  • Формировать навыки исследовательской деятельности

  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Качество обучения по предмету последние 3 года составляет 100%. (Слайд 14).


(Слайд 15). Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

1. Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

2. Овладевать практическими способами работы с информацией;

3. Повысить мотивацию учащихся;

4. Перейти к деятельностному подходу, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;

5. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Оглавление:



Титульный лист

Заявка

Описание опыта

Библиография

Фото «Официальный портрет», «Жанровая»

«Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе»


Цель  - повышение качества обучения.

Задачи:

1. Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией;

2. Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода;

3. Изменение форм и методов учебной деятельности;

4. Интеграция урочной и внеурочной деятельности;

5. Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.


Предмет

Название урока, тема, класс

Хроно-метраж

Порядок работы, задание

Использованные инструменты

Окружающий мир

2 урока по теме «Охрана растений»,

3 класс

1 урок: Д/з (сбор информации).

2 урок: 20 мин. представление слайдшоу, 15 минут обсуждение ряда вопросов, рефлексия.

Индивидуальная работа. Найти нужную информацию в интернете.

Internet

MS Power Point


Окружающий мир

1 урок по теме «Охрана животных»,

3 класс

15 мин. слайдшоу,

10 мин. создание кластера,

15 мин. создание плаката, рефлексия

Индивидуальная работа – составление кластера, работа в парах – создание плаката.

Internet

MS Power Point

Google

Окружающий мир

2 урока по теме «Вода»,

3 класс

1 урок: работа в группах – 20 мин.+ Д/з.

2 урок: 30 мин. представление слайдшоу +рассказы учащихся, рефлексия.

Работа в группах по 5 человек.

Индивидуальная работа, составление рассказа, с помощью интернета.

MS Power Point

Internet


Окружающий мир

1 урок по теме «Права человека в обществе»,

4 класс

20 мин - составление кластера, стадия вызова,

15 мин. представление слайдшоу, рефлексия.

Индивидуальная работа.

Internet

MS Power Point

Google



Результаты исследования качества повышения знаний у учащихся при использовании ИКТ



Слайд 1
«Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе» ГБОУ СОШ № 119 г. Санкт-Петербурга учителя начальных классов Кривоноговой Анастасии Валентиновны
Слайд 2
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Леонардо да Винчи
Слайд 3
Цель - повышение качества обучения. Задачи: 1. Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией; 2. Изменение форм и методов учебной деятельности; 3. Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.
Слайд 4
Тема: «Охрана растений» 3 класс Подумай!  В одном природную из городов дубраву и решили построили вырубить жилой микрорайон. Какое влияние это могло оказать на людей и природу?
Слайд 5
Слайд 6
 Раньше крестьяне соблюдали время начала сенокоса, но в последнее время эта традиция нарушилась. Скашивать травы на лугах и лесных опушках стали намного раньше. Как ты думаешь, к чему это привело?
Слайд 7
Слайд 8
Все ли здесь верно делает человек?
Слайд 9
Тема: «Охрана животных» 3 класс Не обижать животных Не разводить костры в лесах Не разорять гнезда птиц ОХРАНА ЖИВОТНЫХ Создать заповедники Подкармливать бездомных животных
Слайд 10
Тема: «Вода» 3 класс Знаю Хочу узнать Узнал
Слайд 11
Приём « Синквейн» Вода. Обычная, удивительная. Течёт, льётся, журчит, звенит. Берегите воду! Влага.
Слайд 12
Тема: «Права человека», 4 класс На жизнь На отдых Права КОНСТИТУЦИЯ Обязанности Платить налоги Соблюдать законы
Слайд 13
Слайд 14
Результаты исследования качества повышения знаний у учащихся при использовании ИКТ 4 3,5 Среднее количество баллов набранное учащимися до использования ИКТ Среднее количество баллов набранное детьми после работы с ИКТ 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0 В 3 классе В 4 классе
Слайд 15
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: 1. Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; 2. Овладевать практическими способами работы с информацией; 3. Повысить мотивацию учащихся; 4. Перейти к деятельностному подходу, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности; 5. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Слайд 16
Слайд 17
Ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchiimir/ urok-okruzhayushchego-mira-okhrana-rastenii-3-klass http://wiki.saripkro.ru/index.php/ http://rudocs.exdat.com http://festival.1september.ru Плешаков А.А. миру» 3 класс 1С:Школа. ИгрыУчебник и задачи,по 1 –«Окружающему 4 классы Плешаков А.А. Учебник по «Окружающему миру» 3 класс

Полный текст материала Статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе" с презентационным сопровождением. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кривоногова Анастасия Валентиновна  Asya753
07.02.2013 0 7713 1200

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК