Статья "Занимательные элементы на уроках окружающего мира".


Ветвицкая Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия №69 г. Краснодара

Занимательные элементы на уроках окружающего мира.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

С приходом ребёнка в школу изменяется его ведущая деятельность: игровая превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами. [1]Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. «Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли». [2]

Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. [3]

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Богатейший материал мы можем найти в произведениях В. Бианки, Н. Сладкова.

1.ПРОСЛУШИВАНИЕ И РАЗБОР ПОДСЛУШАННЫХ В ПРИРОДЕ РАЗГОВОРОВ.

Тема урока «Звери осенью».

Разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливаем основной фактор, который повлиял на эти изменения. Этот фактор – температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных.

- Как готовятся звери к зиме? Послушайте, как рассказали об этом кабанчик и лисёнок.

Кабанчик и Лисёнок.

- Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?

- Худой ты до чего, Лисёнок! – Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

- У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!

- А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей – то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

- Что помогает перезимовать дикому кабану?

- Как готовится к зиме лисёнок?

Белка и лесная мышь.

- Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах злодейка!

- Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

- Как звери на зиму запасают корм?

Недовольная лиса.

-Заяц – беляк всё лето серым был, а сейчас – вон весь в белой шубке щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.

- Почему Лиса осталась недовольной?

Такие «подслушанные разговоры» помогли детям разобраться, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становится густым, откладывается жир. Всё это поможет им перенести зиму.

2.НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ.

Бюро погоды.

Хорошая. Плохая.

1.Рано просыпаются мухи. 1.Рыба не клюёт.

Чуть свет вылетают из ульев пчёлы. 2. Пчёлы в улье и громко гудят.

2.Комары толкутся столбом. 3.Муравьи не спешат на работу.

3.Ласточки и стрижи летают Все выходы закрыты.

высоко. 4.Опускаются головки красного

4.Поздно вечером сильно трещат клевера.

кузнечики. 5.Одуванчик складывает свой

5.Божья коровка быстро слетает с руки. зонтик.

3. ЗАГАДКИ.

Что это за время года?

1. -Снова птицы летят издалёка - Не видно птиц. Покорно чахнет лес,

К берегам, расторгающим лёд, Опустевший и больной.

Солнце тёплое ходит высоко, Грибы сошли, но пахнет

И душистого ландыша ждёт. В оврагах сыростью грибной.

А. Фет И.Бунин

2.Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и весна.)

3.В дверь взойдёт, в дверь вылетит. (Лето.)

4.Всех наградила, всё загубила. (Осень.)

5.Синенькая шубёнка весь мир покрыла. (Небо.)

6.То блин, то полблина, то та, то эта сторона. (Месяц.)

7 .Вечером наземь слетает,

Ночь на земле прибывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

8.В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся. (Река.)

9.Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (Берёзы.)

10.В поле тычинка, - золотая вершинка. (Рожь.)



4.КРОССВОРДЫ. «Дары леса». По горизонтали.

По вертикали.

1.Чем больше колец, 3.Ловит солнышко лучистое,

Тем старше жилец. Зрея на опушке.

(Дерево.) Покраснеет – и душистая

Попадает в кружки.

Кроссворд «Птицы». (Земляника.)

По горизонтали.

4. Серенькая птичка, 6. Пусть я птичка – невеличка.

Птичка – невеличка, У меня, друзья, привычка –

Шеей вертишь ты всегда. Как начнутся холода,

Разве в этом есть нужда? Прямо с севера сюда.

( Вертишейка.) (Снегирь.)





.

По вертикали.

  1. Далеко мой стук 3. Не ворона, не синица – Слышится вокруг. Как зовётся эта птица?

Червякам я враг, Примостилась на суку –

А деревьям друг. Раздалось в лесу «ку-ку».

(Дятел.) (Кукушка.)

2. Вместе с тучей золотистой 5. Это старый наш знакомый

Просыпается горнист. Он живёт на крыше дома.

Голосисто- голосисто Длинноногий, длинноносый,

Заливается горнист: Длинношеий, безголосый,

«На лугу трава не смята! Он летает на охоту

Солнце смотрится в реку! За лягушками к болоту.

На зарядку - ка, ребята! (Аист.)

На за-ряд-ку-ка-ре-ку».

(Петух.)

5.ИГРЫ.1.Кто лишний? (На рисунке лиса, заяц, медведь, сайгак, белка.)

2.Раздели на группы: насекомые, птицы. (Бабочка, ворона, пчела, муравей, воробей, сорока.)

3.Догадайся, кто я. (Даётся описание какого-либо животного или предмета.)

«Узнай птицу». У этой птицы по бокам перышки белые. А вот головка, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у этой птицы хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная эта птица! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит, ссорится – отсюда и её название. (Сорока.)

Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой прелестной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнёзда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка.)

Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. Эта птица обследует все трещины и щели в коре дерева и ловко достаёт насекомых своим тонким клювом. (Поползень.)

Эта птица живёт в нащих краях круглый год. Она похожа на ворону, только вдвое меньше её и вся чёрная, а вокруг шеи серые пёрышки, будто платочком повязана. (Галка.)

4.Определи название полезных ископаемых по их свойствам:

а) твёрдый в) твёрдый

хрупкий хрупкий

бурого цвета чёрного цвета

из остатков растений из остатков растений

легче воды тускло горит тяжелее воды ярко горит

6.РЕБУСЫ.

Картофель. Лист. Аист.



Угольки. Шутка. Мель.

7.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ВИКТОРИНЫ.

Почва и её состав.

Подумайте в чём причина такого явления: глинистая почва в дождливое лето удерживает много воды, которая заполняет в почве все промежутки. Как это влияет на развитие растений? Что в таких случаях должен делать человек?

Растения и животные водоёмов.

Подумайте, какие признаки указывают на то, что выдра – обитатель водоёмов. Выдра очень осторожна. Днём отсиживается в земляной норе на берегу, а ночью охотится. У зверька длинный, сильный хвост, приплюснутая голова. При нырянии воздух не попадает внутрь, так как ноздри и уши у выдры плотно прикрываются специальными клапанами. Обтекаемое упругое тело животного покрыто тёплым красивым коричнево-бурым мехом, который высоко ценится. Питается зверёк рыбой.

Лесная аптека.

1.Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить подорожник.)

2.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты. (Сфагнум или торфяной мох.)

3.Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

4.Плоды, каких кустарников очень богаты витамином С ? (Чёрной смородины, шиповника.)

5.Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар от кашля.)

6.Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану.)

7.Когда следует собирать лекарственное сырьё и как его заготавливать?

Эти задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности

- любителя, охранника природы.






Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988., с 202.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. - 316с.

3. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

Источники:

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://shishki.su/images/shishki.png&imgrefurl

http://www.mushrooms.tjimglogo1.jpg.mht

http://samsmaintenance.com/polinfo/365-funduk-mikotrofnoe-rastenie.html

http://klopik.com/pticy/2088-simpatichnye-fotografii-snegirej-20-foto.html

http://www.porjati.ru/animals/40681-interesnoebelkah.html http://www.dezinfo.net/foto/32925-sajgaki-11-foto.html

http://www.bearworld.ru/medvedi-foto/

http://www.google.ru/search?client=opera&q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8&channel=suggest


Полный текст материала Статья "Занимательные элементы на уроках окружающего мира". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ветвицкая Ирина Николаевна  Vetvickaya
26.03.2013 0 6510 621

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК