Слайд 1
Познавательная
викторина
«КТО Я?»
Самара, 2014
Составила Кузьмина Г.В.
воспитатель ГПД
лицей «Технический»
Бесстрашная, энергичная, запасливая. Самая маленькая птица на земном шаре — колибри. Это одно из самых красивых творений природы. Достаточно только перечислить названия, которыми наградили эту птицу "изумрудное горлышко", "летающий аметист" и "огненный топаз".
В целом насчитывается 350 видов колибри, и все они живут в Америке. Обычно они весят несколько грамм, а длина составляет несколько сантиметров. В спокойном состоянии сердце колибри делает 500 ударов в минуту, а во время физической нагрузки может биться с частотой 1200 ударов и более.
Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Гнездышко колибри такое же крошечное, как и сама птичка – со скорлупу от грецкого ореха. Сделано оно из самых нежных материалов — паутинок, шерстинок и мелких кусочков коры. Самка подвешивает его на веточке дерева или кустарника. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела, летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный и острый клюв в нос или глаз противника.
Колибри не только удивительно красивые и интересные птицы, но они еще и выполняют важную роль в природе — опыляют цветки, когда пьют нектар. Они могут делать это на лету, повиснув над чашечкой цветка. Эти маленькие "летательные аппараты" делают до 78 взмахов крыльями в секунду. Сжигая, таким образом, много калорий, эти птицы постоянно нуждаются в пище. Едят они практически каждые 10 минут и съедают пищи больше своего веса. Колибри способны исполнять в воздухе фигуры наивысшего пилотажа – в частности единственными из всех птиц сознательно летать задом наперед, вверх-вниз, в стороны, а также взлетать и приземляться в вертикальном положении. Многие цветы устроены так, что их может опылить лишь самая маленькая птица. В зависимости от формы цветка у разных растений клювы у отдельных видов колибри тоже бывают разными. Из плоских цветков нектар можно высасывать лишь коротким клювом, а из длинных, похожих на воронку, — длинным и узким. Самым длинным клювом из всех колибри наделен мечеклюв — его клюв достигает 10 см и почти равен длине тела этой птицы.
Исследовательский
дневник орнитолога
День первый
Наш путь лежал в _________________. Мы хотели найти того, кого называют
«_________________________», «________________________________», «__________________________». Оперение этой птицы сравнивают с _________________________, потому что ___________________________
_________________________________________________.
День второй
Удача была с нами. Сначала мы обнаружили гнездо из _____________
_______________________________, а ближе к полудню появился и сам _________________________, его отличительная черта - _______________ ____________________________________________________________.
Сердце этой птички может биться от _________________________________.
День третий
Сегодня мы наблюдали фигуры наивысшего пилотажа - __________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Роль этих птиц в природе -___________________________________________.
Они едят _________________________________________________________.
А ещё эта самая ______________________ птица на земном шаре.
Исследовательский
дневник энтомолога
День первый
Нам даже никуда не пришлось ехать, ведь объект нашего исследования ___________________________________, кроме, ________________________.
Для одних это насекомое является _____________________________, для других _________________________________________________________.
Скорость полёты этих насекомых от ___________________________.
Продолжительность жизни _________________________________________.
День второй.
Наблюдая за разными видами, мы выяснили, что питаются они не только ________________________, но и ____________________________
_________________________________________. Определить пригодность плодов и растений в пищу им помогают ______________________________
________________________________________________________________.
День третий.
Нет ничего интересней, чем наблюдать за ___________________________.
Он состоит из ___________________________________________________
________________________________________________________________.
Отличие от других насекомых в ______________________________________, которые __________________________________________________________
Трудно назвать иные живые существа, которые бы так восхищали своей сказочной красотой, изяществом полёта, разнообразием удивительных форм и красок. Вы знаете, что бабочка это символ свободы?
Издавна люди окружали бабочек различными легендами и поверьями. Среди скандинавов и славян бабочки олицетворяли душу человека, а также служили символом всех влюбленных. А согласно восточным традициям бабочка, залетевшая в дом – вестник удачи и благополучия.
Бабочки — один из самых богатых отрядов насекомых, около 220 000 видов. Они распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды. Есть бабочки, похожие на ос, гиганты, карлики, яркие красавицы и скромные серые «мышки».
Бабочки относятся к насекомым с полным превращением. Их жизненный цикл включает четыре фазы: яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослое насекомое (имаго). От других насекомых бабочек отличают чешуйки на их крыльях и теле. Чешуек может быть очень много, более ста тысяч! Форма и назначение их различны.
Пигментные и оптические чешуйки определяют окраску крыльев. Пигментные содержат красящее вещество меланин и отвечают за основную расцветку, а оптические способны отражать падающий на них свет. Благодаря этому крылья, бабочек делаются металлически-блестящими и переливающимися — особенной красотой отличаются они у тропических бабочек.
В основном главное значение бабочек заключается в опылении растений — взрослые особи переносят на своём теле пыльцу с цветка на цветок. Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках, ими они определяют растения и плоды, которые годятся в пищу и растения. Одни бабочки питаются нектаром цветов, другие – соком деревьев и забродившим соком фруктов, третьи не против перекусить слезами животных, а так же грязью.
Температура в диапазоне 27 – 37 С, является для насекомых идеальной. Если температура воздуха опускается ниже 13 градусов, бабочки теряют возможность двигаться и питаться. Скорость полета большей части видов бабочек варьируется в пределах 8-17 км/час, но есть и рекордсмены, развивающие скорость до 60 км/час. Средняя продолжительность жизни бабочек составляет всего 2-4 недели.
Исследовательский
дневник зоолога
День первый
Сегодня началась наша охота за тем, кого в Древнем Египте _______________
_______________________________________. Имея мозг_________________
__________________________, его сердце______________________________
________________________. При рождении это существо абсолютно беспомощно и весит _____________________. Зато растёт оно всю жизнь.
День второй
На поверхности воды мы заметили ________________________________, наш экземпляр подкарауливал _______________________. Помня о том, что из воды он может _____________________________________________, а своим хвостом ____________________________________________________, близко решили не подходить. Главное, чтобы он не ушёл под воду, ведь там он ____________________________________________________________.
День третий
Наш объект заглатывает______________________________, которые помогают _________________________________. Ему не страшна засуха, отсутствие воды и добычи, так ка _________________________________
____________________________________________________________. Имея _________________, он не может_____________________________.
За всю жизнь он ___________________________________________________, нам об этом только мечтать…
Крокодилы обитают в тропических районах, таких как болота Центральной и Южной Америки, Африки, Австралии, Индии, Пакистана, Малайзии.В Древнем Египте крокодил был священным животным. Крокодилы - близкие родственники вымерших динозавров.
При рождении весят они не больше 70- 80 граммов и совершенно беспомощны. Крокодилы вырастают быстро и растут всю жизнь. Только после 20 - 30 лет их рост сильно замедляется. Средняя продолжительность жизни крокодила – до 40 лет, максимальная – 100 лет. Сердце крокодила признано самым сложным сердцем на планете, его мозг размером всего лишь с грецкий орех.
Крокодилы – отличные пловцы, некоторые может прыгать из воды на двухметровую высоту. Они могут плыть со скоростью до сорока километров в час, и находиться под водой до трех часов. В момент погружения крокодила приостанавливается кровообращение во всех органах, кроме мозга и сердечной мышцы.
Крокодил обладает завидным терпением: выставив из воды только щели глаз и ноздри, он может часами подкарауливать добычу. Обычно в таком почти «затопленном» положении он дрейфует в нескольких десятках миль от берега, высматривая жертву. Старые крокодилы ударом хвоста иногда разбивают на куски маленькие челны (лодки), глушат рыбу и даже сбивают с ног буйлова.
Крокодил не может высунуть язык из пасти. Крокодил может совсем ничего не есть около года. Это происходит в засуху, когда нет воды и добычи. Крокодил сам себя закапывает и впадает в спячку. Он месяцами может находиться под землей, а затем откапывается (когда засуха кончилась) и идет на охоту. Челюсть крокодила содержит 24 зуба, но он не может жевать пищу. Поэтому они заглатывают небольшие камни, которые помогают им измельчать содержимое своего желудка. Эти камни удобны также в качестве балласта: помогают крокодилу погружаться в воду. За жизнь крокодил может «сменить» свои зубы до 60 раз.
Крокодилы плачут, когда едят- это их биологическая особенность. Воздух, заглатываемый крокодилом во время кормежки, выделяется в глазах в виде пенных «слез».
Бурозубка
КАКОМИЦЛИ Звуки, издаваемые животными, напоминают кашель или пронзительный визг. Младенцы издают металлическое чирикание, пищат и скулят.
Кинкажу медовым медведем
АФРИКАНСКАЯ ЦИВЕТА
ГАЛАГО.
СИФАКА.
Кузиманза, а точнее длинноносая кузиманза, родственница мангустов, только обитающая в Западной Африке
Технологическая карта познавательной викторины
«Угадай меня?»
в группе продлённого дня
Воспитатель группы продлённого дня: Кузьмина Галина Валерьевна
МБОУ лицей «Технический»
Возраст участников мероприятия: учащиеся 2 класса
Предметная область: внеурочная деятельность.
Тема : Животный мир
Цель занятия:
1. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности животных, создать условия для углубления и расширения представлений о животных
2. Формировать умение обрабатывать информацию, обосновывать доказательство своего предположения через информацию.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научить описывать внешние признаки животных.
Метапредметные:
- регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о животных; умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный этап |
Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
Девизом нашего сегодняшнего занятия буду такие слова: (слайд №1)
Думать будем — коллективно! Отвечать — оперативно! Говорить — доказательно! Бороться — старательно! И открытия нас ждут обязательно!
|
Дети повторяют последние слова |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивационно-проблематизирующий |
Слайд №2 -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? - А как мы называем совокупность всех живых существ? (Животный мир) - Все животные в зависимости от их строения, объединены в классы, или группы. Посмотрите на доску, распределите животных и дайте название каждой из групп. Слайд №3
- В экспедицию сейчас Отправляется наш класс. Много нового узнаем. Цель нашей экспедиции: видеть общие и специфические особенности животных, расширить представление о животных
И теперь вы не ученики 2 класса, а группы учёных. Первый ряд – зоологи. Вы изучаете кого? Второй ряд – орнитологи. Если дети испытывают затруднение, прочитать стих – подсказку. Мы
с детства обожаю птичек! Третий ряд – энтомологи. Стих – подсказка. О
многих шестиногих,
|
Самостоятельно формулируют тему
Отвечают на вопросы учителя.
Распределяют животных и озвучивают названия (звери, птицы, насекомые)
Делятся на группы. Отвечают на вопросы.
Дети должны угадать, что кого изучает. |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Деятельностный |
Прежде чем доверить вам самостоятельное исследование животного мира, вы должны подтвердить мне свою квалификацию. Доказать своими знаниями о животных, что вы хорошие учёные. Готовы? Ваша задача определить о ком идёт речь. Вы увидите поочерёдно три характеристики животного. Вы можете назвать животное сразу, а можете дождаться более полной информации. Слайд 4 - 9 Молодцы! Вот теперь я приглашаю представителей команд получить задания. Зоологи –крокодил. Орнитологи – колибри. Энтомологи - бабочка |
Групповое обсуждение, попытка учащихся дать определение.
Слушают, обсуждают. Докладчик от каждой группы озвучивает получившийся вариант.
Получают карточки с заданиями. Необходимо прочитать текст, заполнить исследовательский дневник, не упоминая в нём объект исследования. (выделен жирным шрифтом) Докладчик от каждой группы озвучивает получившийся вариант. Остальные пыьтаются понять о ком идёт речь.
|
Регулятивные, личностные, познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации из материалов учителя, |
Оценочно-рефлексивный |
Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
Что запомнилось больше всего? - Какие открытия сделали? Что вас удивило? О чем хотели бы рассказать своим друзьям?
|
Рассуждают. Делятся впечатлениями. |
|
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
(Слайд 4)
мыслительных умений и навыков;
анализ и выделение главного;
сравнение, обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий;
конкретизация; доказательства и опровержения;
умения видеть противоречия;
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление.
Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания,
Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.
Выявление известных и неизвестных знаний о материале, или других объектах наблюдения.
Изучение инструкции, работа с дополнительными источниками информации.
Стимулирование познавательного интереса, обращение к дополнительным источникам знаний
Мы сейчас из обыкновенных школьников превращаемся в людей, которые будут исследовать, изучать свойства тканей.
Как называются такие люди? (УЧЕНЫЕ)
Где работают ученые (В ЛАБОРАТОРИЯХ.)
(Слайд №13)Правильно ученые - это люди….
Лаборатория- это…
Организационный момент (Личностные: самоопределение;регулятивные:целеполагание;)
Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ребята, а вы хотите быть здоровыми и крепкими? Тогда давайте сделаем весёлую зарядку.
Физкультминутка
Рано утром на полянку друг за другом мы идем - (Ходьба с высоко поднятыми ногами).
И все дружно по порядку упражнения начнем. Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх).
Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны).
Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши).
Головою три кивка. (Наклоны головы).
На четыре – руки шире. ( Руки в стороны).
Пять – руками помахать. (Взмахи руками).
Шесть – на место тихо встать (Встать в исх. Положение).
Не желаю грипповать, Буду меры принимать! (Хлопки в ладоши над головой)
Автор: Кузьмина Галина Валерьевна
→ Galka8503 30.12.2014 0 4119 626 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.