Конспект урока окружающего мира «Органы чувств»; 3 класс


Задачи: актуализировать знания детей по теме «Организм человека», формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить со строением и функциями органов чувств, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств.

Этапы урока, УУД

Деятельность учителя

1. Мотивационный этап

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция)

Личностные УУД

(соблюдать правила поведения)

2. Минутка календаря

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме)

Познавательные УУД

(преобразовывать информацию из одной формы в другую: наглядную в словестную)

 

3. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме);

Регулятивные УУД (целеполагание, прогнозирование);

Познавательные УУД

(выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий)

 

Знаково-символические познавательные УУД

(чтение схемы)

 

 

Познавательные УУД

(анализ содержания рассказа, вывод)

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

(анализ известного и неизвестного; формулирование учебных задач и планирование деятельности)

 

Коммуникативные УУД

(умение слушать, отвечать на вопросы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические познавательные УУД

(анализ, сравнение, вывод)

 

 

 

 

 

 

4. Решение проблемы

Познавательные УУД

(овладение основной и второстепенной информацией; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, самонаблюдений)

Логические УУД

(анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений)

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Регулятивные УУД

(предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, делать выводы)

Познавательные УУД

(перерабатывать полученную информацию)

Личностные УУД

(волевая саморегуляция)

Познавательные УУД

(преобразование информации)

Познавательные УУД

(преобразование информации)

Коммуникативные УУД

(умение слушать и запоминать)

Познавательные логические УУД

(умение сравнивать, делать выводы)

Познавательные УУД

(преобразование информации, добывать новые знания)

Личностные УУД

(волевая регуляция, развитие физических способностей)

Познавательные УУД

(переработка полученной информации)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, запоминать)

Познавательные УУД

(преобразование информации, делать выводы на основе самонаблюдений)

Коммуникативные УУД

(умение слушать)

Познавательные УУД

(делать выводы)

Познавательные УУД

(делать выводы на основе самонаблюдений)

Познавательные УУД

(находить ответы на вопросы используя учебник)

Коммуникативные УУД

(умение общаться)

Регулятивные УУД

(отличать верно выполненное задание от неверного)

Познавательные УУД

(преобразование информации)

Коммуникативные УУД

(умение общаться)

Личностные  УУД

(не совершать поступков вызывающих травмы)

5. Закрепление

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

6. Информация о домашнем задании

7. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать.

- наш урок мы начнем с минутки календаря. Кто готов рассказать нам о сегодняшней погоде?

1. Дата

2. Время года

3. День недели.

4. Облачность.

5. Осадки.

6. Температура.

7. Ветер.

8. Интересные явления природы.

9. Сравнения погоды сегодня и вчера. Причины отличия.

10. Оценивание ответа.

На прошлом уроке мы с вами начали гово­рить о человеке и его организме. Докажите, что человек — часть живой при­роды. Чем человек отличается от животных? Покажите части тела на рисунке слайда. Какие внутренние органы человека вы зна­ете?

Работа по таблице «Организм человека».

Слайд 1

  • Какая система органов управляет деятель­ностью всего организма? Покажите по таблице расположение голов­ного и спинного мозга.

На что похожи нервы и для чего они нужны?

Работа по таблице «Нервная система». Слайд № 2

 Работа в парах.

Покажите расположение внутренних органов на себе.

Молодцы! Я вижу, вы хорошо запомнили предыдущий урок и грамотно смогли ответить на вопросы

 

-  А теперь представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, сорвали и съели ягодки.

- Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне?

- Какие органы помогли вам узнать это?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Совершенно верно! А все вместе это называется органы чувств. Сформулируйте учебные задачи нашего урока.

Слайд 3

На человека постоянно действует поток раздражителей и разнообразная информация. Принять эту информацию и правильно отреаги­ровать на большое число происходящих вокруг событий позволяют человеку органы чувств — органы, которыми мы чувствуем окружающий мир. Какие органы чувств вы знаете?

Всего их пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

 

Орган зрения

- Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)

Слайд 4 (1 картинка)

О чем мы можем узнать с помощью глаз?

Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с их помощью.

 

- Возьмите зеркальце и рассмотрите свои  глаза. Какой они формы, цвета?

Чем защищены глаза?

Глаза расположены в глазных впадинах черепа. За то, что глаз круглый и плотный его назвали "глазным яблоком". А сейчас познакомимся со строением глаза.

Слайд 4 (2 картинка)

У глаза 3 оболочки: наружная склера, цвет спереди проходит прозрачную роговицу; средняя оболочка сосуд снабжающий кровью глаз. Внутренняя – сетчатка, с помощью которой мы различаем все в окружающем мире. Свет проходит через зрачок.

  • В передней части глаза находится хрусталик. Он на­поминает маленькое увеличительное стеклышко, благодаря которому мы можем видеть все предме­ты четко и ясно. Хрусталик отражает все увиден­ное на заднюю стенку глазного яблока (сетчатку), а оттуда по особому зрительному нерву информа­ция передается в мозг. Когда мозг получил сигнал, мы видим то, на что смотрят наши глаза.

Интересный факт.

      Слайд 5

Изучая свойства хрусталика, араб­ские медики сотни лет назад изобрели увеличитель­ную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы.

Интересный факт.

Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну ис­торию.

Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел доста­точное количество продовольствия и воды, но све­чей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от све­та, он ослеп.

  • Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, надо бережно относиться к глазам.

Работа по учебнику.

  • Самостоятельно прочитайте в учебнике стр.126, как надо беречь зрение.

Расскажите, какие правила надо выполнять, чтобы надолго сохранить хорошее зрение?

Слайд 6

Правильно. Поработали глаза напряженно 20-25 мин, посмотрите в окно, вверх на небо или быстро поморгайте 20-30 с. Закройте и по­сидите спокойно 1 мин. Теперь глаза отдохнули.

Крепко зажмурьте глаза на 5 с, а потом на 5 с широко откройте их. Повторите эти упражне­ния 10 раз. Так будут укрепляться мышцы век и мышцы глаз.

Вывод: теперь мы знаем, что к органам чувств относятся органы зрения.

Орган слуха

- а теперь проведем небольшой опыт. Закройте глаза.

Хлопок в ладоши.  Что произошло?

 Как вы догадались? Какой орган вам в этом помог?

- Значит, уши – это орган …

Слайд 7 (Картинка 1)

Что вы еще можете услышать с помощью ор­гана слуха?

Огромное количество информации мы получаем с помощью органов слуха

 Слайд 7 (картинка 2)

- а сейчас мы познакомимся со строением уха

Рассматривание муляжа уха.

 (Ушная ра­ковина, слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо.)

  • Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Толь­ко два видимых, а четыре невидимых, спрятан­ных внутри головы.

Наружное ухо — ушная раковина. Сама она ничего не слышит, а только улавливает звук. Посреди ушной раковины есть маленькое отверстие, откуда начинается слуховой проход, кото­рый заканчивается барабанной перепонкой. Звук передается звуковыми волнами, очень по­хожими на те, которые мы видим на воде. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на ба­рабанную перепонку, заставляя ее двигаться вперед и назад. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки и усиливают слух косточками, а затем в третье ухо — внутреннее и далее в мозг. Мозг за долю секун­ды переводит полученный звуковой сигнал, и вы говорите себе: «Это плачет ребенок», «Это звучит музыка».

Интересный факт.

Ученик. При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны.

Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

При некоторых: формах глухоты, когда слухо­вой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола.

Бетховен, когда оглох, слушал музыку с по­мощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.

Работа по учебнику.

Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь. Как их беречь? Об этом мы узнаем на страницах учебника 127.

Какие правила надо выполнять, чтобы сохра­нить хороший слух?

Правильно. Вы вниматель­но прочитали текст учебника. Хороший слух ва­жен для некоторых профессий. Врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз.

Вывод. Теперь мы знаем, что к органам чувств относятся органы слуха. Какие?

Физминутка

Хомка

Хомка, хомка, хомячок, (Хлопки в ладоши.)

Полосатенький бочок. (Повороты туловища влево-вправо.)

Хомка раненько встает, (Руки вверх — потянулись.)

Щечки моет, шейку трет. (Массаж лица.)

Подметает хомка хатку (Наклоны вперед.)

И выходит на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки.)

Хомка хочет сильным стать. (Хлопки в ладоши.)

Орган обоняния

А теперь несколько учени­ков выйдут  к доске,  я им завяжу  глаза. По запаху вы долж­ны определить находящийся перед вами пред­мет (яблоко, хлеб, лук, чеснок).

-Скажите, какой орган вам помог определить предметы по запаху?

Слайд 8 (картинка 1)

В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они ответственны за нашу способность чувствовать различные запахи, то есть за наше обоняние. Воздух, который мы в раздражает окончания этих нервов. Обонятельные нервы способны различать тысячи разнообразных запахов, причем о каждом запахе в мозг передается специальный  сигнал.

Слайд 8 (картинка 2)

Во время сильного насморка мы перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизы пахи, находящиеся в воздухе, перестают возбуждать обонятельные нервы. Давайте проведём опыт.

Опыт.

  • Глубоко вдохните через нос и зажмите его.

Учитель разбрызгивает освежитель воздуха и просит учащихся вдохнуть запах ртом, о при этом нос зажатым.

  • Что вы можете сказать?

Вот что происходит во время насморка, когда заложен нос.

Не чувствуя запаха, человек может наносить вред своему здоровью. Как вы думаете, какой?

Интересный факт.

Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие.

У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, пищевиков. Слепые люди узнают названия газет по запаху.

Вывод. Мы с вами узнали, что к органам чувств относится орган обоняния. Какой? Для чего он нужен?

Орган вкуса

- а теперь попрошу еще несколько желающих выйти к доске. Попробовав на вкус некоторые продукты, вы должны определить, что находится перед вами (лимон, сахар, соль)

Что нам помогает различать вкус продуктов?

Слайд 9 (картинка 1)

Язык — это орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. С их помощью по вкусовым нервам передаётся сигнал  в головной мозг и человек чувствует определённый вкус.

Слайд 9 (картинка 2)

Замечали ли вы, что кончик языка наи­более чувствителен к сладкому? Достаточно лиз­нуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основа­ниегорькое.

Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую?

Поэтому к органу вкуса надо относиться бе­режно.

Работа по учебнику.

  • Самостоятельно прочитайте в учебнике про орган вкуса — язык.

Используя полученные знания, попробуйте сделать некоторые выводы о бережном отноше­нии к органу вкуса.

Работа по карточкам в парах.

Вставьте подходящие по смыслу слова. Запишите их в своих рабочих тетрадях

Слайд 10 (текст 1)

-а теперь сравните свои ответы с ответами на слайде

Слайд 10 (текст 2)

Они выделены красным цветом. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку

Запомните это!

Некоторые профессии требуют иде­ально развитого вкуса. Дегустаторыспециалис­ты по распознаванию ароматов — различают свы­ше 70 сортов вин, беря на язык только одну каплю.

Другие по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей.

Мы узнали, что к органам чувств относится орган вкуса. Какой? Для чего он нужен?

Орган осязания

Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. Они должны описать и угадать данные им предметы на ощупь.

Как вы думаете, что помогло учащимся отгадать предметы?

Слайд 11

Мукомол на ощупь может определить сорт муки, глухонемые читают с помощью пальцев по особому выпуклому шрифту.

Слайд 12

Кожа — самый важный орган чувств. Она даёт возможность осязать предметы, ощущать тепло, холод, боль. С помощью осязания человек способен определить размеры, форму, массу любого предмета с закрытыми глазами. При прикосновении к какому-либо предмету импульсы по нервным окончаниям передаются в головной мозг, и мы можем сделать вывод о данном предмете.

Ущипните тихонечко друг друга. Что вы почувствовали?

На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у  такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему какого-либо беспокойства.

  • Нужно стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте.

В ы в о д. К органам чувств относится и орган осязания. Какой? Для чего она нужна?

Слайд 13

С помощью учебника допишите определения:

Обоняние — это...

Осязание — это...

Посмотрите внимательно на слайд.

Слайд 14

Вам нужно определить с помощью каких органов чувств  выполняется та или иная функция (устно)

Откройте дневники, запишите домашнее задание

Слайд 15

  • С. 126-129 чит.
  • В. с.129
  • Провести опыты со своими близкими, которые проводили в классе.

Что нового вы узнали?

Перечислите органы чувств человека

 

Что вам запомнилось с урока.

У вас на столе лежат сигнализаторы: если у вас все на уроке получилось, поднимите зеленый цвет; если вы затрудняетесь, то желтый; если ничего не поняли – красный.

Спасибо за урок! Урок окончен!


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира «Органы чувств»; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бакунина Александра Сергеевна  bakunina35
27.10.2018 0 2200 338

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК