Статья "Экологическое образование на уроках окружающего мира"
Статья на тему: «Экологическое образование на уроках окружающего мира»
Автор статьи: учитель начальных классов, студентка ГОУ ВПО «Донецкий Национальный Университет» Институт Педагогики.
Каморникова Светлана Владимировна
Аннотация. История взаимодействия человека с природой насчитывает тысячелетия. Человек- часть природы: он не может существовать вне ее, не может нарушать законы природы, по которым существует весь окружающий мир. Лишь живя в полном согласии с природой, он сможет сохранить существование жизни на земле. На современном этапе развития наиболее актуальным становятся проблемы взаимоотношении человека с миром вокруг него. Анализируя сегодняшнее состояние образования и экологическую действительность, можно сделать вывод, что организация у младших школьников экологического знания для сохранения окружающей среды является важной проблемой нынешнего времени. Поэтому целью нашей статьи является определение основных форм и методов экологического образования на уроках окружающего мира, и раскрытие возможных путей их использования при работе с младшими школьниками.
Ключевые слова: интегрированный курс «Окружающий мир», экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое сознание.
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,
что он может, как прекрасна была бы земля наша.
А. П. Чехов
«Мы стремимся к тому, писал В.А. Сухомлинский, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее, от того, что к ней приложил руку он, ребенок». Перспективной формойработы в начальной школе поформированию экологических знаний, умений и навыков, направленных на сохранение природы являются предметные уроки по окружающему миру. Знакомство младшего школьника с природой помогает накоплению фактических сведений знаний, первоначальных понятий, природных закономерностей; пополнение практических умений и навыков учебного труда.
Сегодня экологическое образование можно рассматривать как направление, способствующее овладению школьниками научными основами общения природы и человека. Нередко отношение ребенка к природе, его поведение в природной среде зависит от того, контролируются его действия или остаются без контроля, т.е. целиком зависят от его совести, его сознания. [5] Важно при определении отношения к природе, устанавливать какими мотивами ребенок руководствуется в каждой отдельной ситуации.Поэтому для учащихся младшего школьного возраста мотивы могут быть представлены в виде доступных тезисов- «полезно для здоровья», «красиво», «жалко», «помочь природе» и др. Так проблема воспитания бережного отношения к природе в процессе изучения окружающего мира все более привлекает внимание учителей начальных классов. Бережное отношение к окружающим природным объектам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Ухаживая за растениями и животными, дети постепенно начинают понимать, что жизнь и состояние растительного и животного мира зависят от труда человека. Труд, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории и др.), становится важным средством воспитания разумного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.[ 4]
Предмет «Окружающий мир» объединяет в себе основы естественных и социальных наук. «Окружающий мир» как предмет вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности младших школьников. Учащиеся получают систему интегрированных знаний из разных областей окружающей действительности. Опираясь на организацию экологической культуры личности, уроки по окружающему миру разработаны таким образом, чтобы дать учащимся максимальную сумму знаний о природе и сформировать экологическое сознание у младших школьников для правильного жизненного понимания окружающей природы и явлений. На уроках систематически прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость неживой и живой природы, а также человека, как составной части природы. В процессе уроков-экскурсий и виртуальных путешествий в разное время года растительные сообщества показывают красоту, привлекательную силу окружающей природы, создают необходимые условия для установления экологического сознания младших школьников. [ 3]
Программа по предмету «Окружающий мир» предназначена для формирования у младших школьников целостного образа природного и социокультурного мира, экологической грамотности, нравственно-эстетических и безопасных стандартов взаимодействия с природой и людьми; на основе объективного комплекса знанийо человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; в развитии навыков работы с различными источниками информации, наблюдение, опыт, обобщать, характеризовать и моделировать объекты в окружающем мире, решать творческие задачи; для повышения воспитания гармонично развитой, духовно-нравственной личности, стремящейся участвовать в экологической и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребенка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание различных источников информации, возможность выбрать необходимую информацию, систематизировать ее и представить); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие. [1]
Все это указывает на необходимость поиска плодотворных форм экологического образования младших школьников с помощью различных методических и технологических подходов, способствующих использованию комплекс форм, методов, средств, обеспечивающих включенность учащихся в активную, самостоятельную, познавательную деятельность в рамках интегрированного курса «Окружающий мир»
Таким образом, роль этого вопроса очень велика в области экологического образования.
Поиск форм и методов, являющихся результатом экологического образования подчеркивает его важность в работе со школьниками, которые должны быть в значительной степени связано в учебное и внеурочное время. (Табл1)
Таблица 1
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников.
Задачи |
Формы и методы |
Обогащать детей знаниями о природе; налаживать и систематизировать знания и представления детей о природе. |
Рассказы о природе, об отдельных представителях их внешнего вида, повадка. Решение экологических задач по установлению отдельныхсвязей и зависимостей между объектами животного и растительного мира |
Воспитывать положительное отношение к миру природы. |
Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о свои чувствах к красоте природы. |
Стимулировать детей к проявлению познавательного интереса, к миру природы(в частности к миру растений) |
Проводить: а) экскурсии на природу; б) ежедневные наблюдения за природой; в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями. |
Побуждать детей проявлять свои чувства и отношение к объектам природы и действиям по изучению их (по уходу за ними) |
Организация рисования, занятий по ручному труду с природными материалами, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражения своего отношения в словах(нравится, красиво). |
Мотивировать детей к изучению природных явлений |
Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др. |
Формы и методы организации экологического образования также должны соответствовать возрастным требованиям для работы с учениками начальной школы. Важную роль в экологическом образовании при изучении курса «Окружающий мир» играет метод проектов, который направлен на независимую, самостоятельную деятельность учащихся. Проектной деятельностью являются совместная и когнитивно-тренировочная, творческая деятельность, которые имеют общую цель, согласованные методы и формы деятельности для достижения результатов проекта. Метод проекта представляет собой педагогическую систему, которая выполняет серию функций, отображаемых в схеме(рис.1.1) [7]
Педагогические цели
Вырабатывать умение конструировать свои знания. Знакомить со способами работы с информацией. Формировать умение презентовать результаты и навыки самореализации.
Задачи
.
Дидактическиее
Повышать мотивацию учеников к получению новых знаний. Формировать умение аргументировать и защищать свои идеи, навыки анализа и рефлексии и эмоционально-волевой сферы.
Познавательная
Развивать интеллектуальные умения, творческие и исследовательские способности, способности к самоопределению, коммуникативные навыки и познавательный интерес.
Развивающая
Воспитыватьзначимые общечеловеческие ценности, чувство ответственности и самодисциплины, формировать навыки общения в социуме, вырабатывать собственный взгляд на события, способствовать понимать свою значимость во время работы в команде.
Воспитательная
Рис 1.1 Педагогическая система методов проекта
С помощью форм и методов экологического образования можно избежать проблем экологического образования и воспитания школьников.[6] Эффективной организацией экологического образования, направленного на формирование у детей целостного восприятия окружающего мира считает интегрированный курс «Окружающий мир», т.к. организованная и целенаправленная работа учащихся основана на добровольных началах и проводится во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой. Исходя из этого содержание курса «Окружающий мир» представляет систему знаний, понятий о природе, о взаимосвязях живой и неживой природы, наряду с которыми содержит идею целостного восприятия окружающего мира. Системные знания о мире, взаимосвязях в природе в силу своей сложной организации требуют в процессе преподавания от педагога владение соответствующими методиками. Известно, что экологические знания являются не только информативными, но и практико-ориентированными. Так природоохранительную деятельность младших школьников изначально невозможно осуществлять без определенных практических умений и навыков, обеспечивающих решение экологических проблем.[2]
Таким образом, при организации экологического воспитания и образования на уроках «Окружающего мира» необходимо владеть следующими умениями:
- выделять экологические знания в предмете, снарядить учащихся мыслительными операциями(сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей);
- осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;
-устраивать экскурсии, общественно-полезную деятельность экологического содержания;
- проводить работу по изучению природы родного края;
-обладать разнообразными формами и методами экологического воспитания.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что появление и применение новых форм, методов и методик экологического обучения и воспитания способствует выходу современного экологического образования на качественно новый уровень.
Список использованной литературы
-
Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий мир. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.
-
Аквилева, Г.Н.,Клипинина, З.Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе- Москва: Академия 2016.-336с.
-
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе – М.:Академия, 2013 – 336с.
-
Иванова, А.С. Формирование экологической культуры младших школьников / А. С. Иванова // Начальная школа. - 2016. - №8. - С. 40- 42.
-
Ковальчук, И. Т. Воспитание экологического сознания / И. Т. Ковальчук // Начальная школа. -2016. - №10. - С.17-19.
-
Морозова, Е.Е. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности / Е.Е. Морозова, О.А. Федорова; Сарат.гос.ун–т им.Н.Г. Чернышевского. Саратов: издательство Саратовского университета, 2015 – 252 С.
-
Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И.Ю. Шустова, А.Ю. Нуруллова // Завуч. – 2016. №7. – с.110 – 127.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каморникова Светлана Владимировна
→ Публикатор 04.09.2021 0 2911 167 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.