Статья "Использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира"
Использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость ученикам и учителю. Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
На уроках окружающего мира я часто применяю метод проблемного обучения, который вызывает интерес и живую реакцию детей, развивает творческие способности каждого ребенка.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Рассмотрим несколько примеров создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира.
1.Создание проблемной ситуации на основе предварительных домашних заданий.
Такие задания позволяют поставить учебные проблемы на уроке, к которым учащиеся подошли самостоятельно. По характеру эти задания могут быть различны: предварительное домашнее чтение, выполнение практических заданий, наблюдений.
Для примера возьмем урок окружающего мира в 3 классе.
Тема урока: Почва. Ее состав.
За 20 дней до урока учащиеся получили задание: замочить горох, вести дневные наблюдения за ним и делать необходимые записи. В то же время я посадила такие же горошины в почву.
К 20-му дню у детей проросший росток погиб, а мой продолжал расти.
Задача детей сделать вывод, почему так произошло?
Ответы самые разные: «В посудке теплее», «В тряпочке нет питательных веществ, а в земле они есть».
Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляет поиском учащихся, использует их наблюдения, дополняет ответы учеников, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.
2. Использование жизненных наблюдений и опыта.
Урок окружающего мира в 3 классе.
Тема: Круговорот воды в природе.
Это явление природы должно восприниматься учащимися как мировой процесс, поэтому здесь целесообразно начать урок со следующего вступления:
Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? Для ответа на этот вопрос у учащихся 3 класса знаний явно не достаточно. Но их жизненные наблюдения, данные опыта «Круговорот воды в природе», полученные на уроке, умело используются учителем в беседе о постоянно происходящем круговороте воды в природе.
3.Создание проблемных ситуаций при решении познавательных задач.
При создании проблемной ситуации учебная проблема превращается в цепь познавательных действий и становится познавательной задачей для учащихся. Решая такие задачи, учащиеся могут пройти все звенья поиска, от выдвижения гипотезы до практической проверки.
Для примера возьмем окружающий мир, 3 класс. При изучении темы «Кожа», рассматривается ее терморегулирующая функция. Можно использовать эту познавательную задачу: «За сутки через кожу человек выделяет столько тепла, что его хватит для того чтобы вскипятить 33 литра ледяной воды. Сколько воды можно вскипятить теплом, которое выделяет кожа всех учеников нашего класса?» Исходя из этих данных, дети ищут ответ на вопрос.
4.Постановка проблемных вопросов в ходе частично-поисковой беседы.
В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Урок по теме: «Комнатные растения», 2 класс
В ходе беседы о комнатных растениях учитель задает вопрос
- Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживой природе зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут?
Ответы учащихся самые разнообразные: «Эти растения держат в помещении, а там тепло» «Человек ухаживает за комнатными растениями».
Учитель рассказывает о том, как однажды взяв березку домой и посадив ее в землю заметил что, с приходом осени, несмотря на тепло в помещении и уход, березка сбросила листочки и всю зиму стояла голая. В ходе рассуждений учащиеся обращают внимание на то, что родина этих растений – жаркие страны, и они являются вечнозелеными.
5. Создание проблемной ситуации при выполнении практического действия.
Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действие: начертить какую-либо геометрическую фигуру, поставить опыт с какой-либо целью, изготовить деталь по определенным данным.
Например, при изучении темы «Работа сердца» проводится опыт: «Проверим частоту пульса. (Проверяется).
Какой у вас пульс? Сравните его с нормой. Встанем из-за парт. Сделаем 10 приседаний и проверим частоту пульса. Что можно о нем сказать? (участился). Объясните, почему при нагрузке сердце работает интенсивнее? Через 3 минуты: еще раз проверим пульс. Вошел он в норму? У кого из ребят он приблизился к норме? (у физически сильных и здоровых). Кто объяснит это явление? Сделайте вывод».
Опыт на этом уроке привел к созданию проблемной ситуации.
Итак, делая вывод хочется сказать, что технология проблемного обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности, обеспечивает прочные результаты обучения, активизирует потенциал обучения и положительную реакцию на способ решения новой задачи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Уразаева Фарида Тимерзагитовна
→ Публикатор 20.10.2021 0 2510 19 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.