Статья "Формирование на уроках окружающего мира коммуникативных УУД у младших школьников с трудностями в обучении"
Формирование на уроках «Окружающего мира» коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении.
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённого в 2009 году, приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий, которые обеспечивают младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Особое внимание в процессе развития ребенка необходимо уделять коммуникации и развитию коммуникативных навыков, так как именно общение ребёнка с родителями, учителями, сверстниками способствует формированию регуляции деятельности. «Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. формируется самооценка. Без наличия навыков коммуникации у младшего школьника будет нарушен процесс социализации, что приведёт к нарушениям в развитии и дальнейших проблемах при обучении.
А учебный предмет «Окружающий мир» имеет чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий. Например, на страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…». Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия.
В связи с этим, изучаемый вопрос можно считать актуальным, а проблема развития коммуникативных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира имеет практическую значимость.
В рамках школьного обучения под коммуникативными УУД обычно понимается умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование и развитие этих умений происходит на уроке, так как урок в современной школе является основной формой организации образовательного процесса. Поэтому для эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий в содержание урока надо включать специальные задания. Стоит отметить то, что результат будет только тогда, когда приёмы формирования коммуникативных действий (УУД) будут использоваться из урока в урок, а не от случая к случаю.
Применение парных и групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребёнка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения.
Например, в урок по теме «В гости к весне.» на организационном моменте можно попросить учеников проверить своё рабочее место – всё ли у них есть для урока. После проверить рабочее место соседа по парте, чему ученики сильно удивились.
В связи с особенностями в развитии, учащиеся воспринимали своё рабочее место как единственное существующее. На рабочее место соседа по парте, как и на самом соседа, их внимание не распространялось.
Использование этого задания на следующих уроках, помогает выработать в учениках чувство ответственности не только за себя, свою работу, своё рабочее место, но и за соседа, за их общую деятельность.
Также, если раньше при отсутствии необходимых предметов для письма – карандаша или ручки, ученики сперва обращались к учителю, то после этих заданий стало заметно, что сначала они спрашивают, есть ли нужный им предмет письма у соседа по парте. Это осознание учебного сотрудничества в дальнейшем помогает при парной работе.
Также, на этапе актуализации уже изученного материала можно создать педагогическую ситуацию, в которой просили учеников представить, что их сосед пропустил прошлый урок. Поэтому ему надо рассказать, чем живая природа отличается от неживой. Какая связь существует между живой и неживой природой. Привести примеры для лучшего понимания материала.
При подобной работе ученики, взаимодействуя друг с другом, закрепят изученный материал гораздо лучше, чем при обычном фронтальном опросе. Если у одного из пары были какие-то вопросы или некоторая часть материала была не до конца понята, то такое учебное сотрудничество поможет в решении подобных вопросов. А после объяснения материала, учитель может оценить, насколько хорошо поработали ученики в паре, насколько каждый из них владеет материалом, попросив после объяснения поднять: зеленый круг, если тебе понятно объяснили материал и вопросов не осталось; желтый круг – не всё было понятно из-за неспособности соседа полностью ответить на вопрос; красный круг – плохо объяснил сосед материал.
На этапе работы над новым материалом и закреплением материала можно использовать не только парную, но и групповую формы работы. Например, при изучении темы «Путешествие по планете» ученики можно разделить на 6 групп, согласно количеству континентов. Каждая группа изучает отдельный континент, заполняет маршрутные листы, которые позже могут быть объединены на ватмане, создав карту мира. Такая работа помогает сплотить учащихся, в ком-то проявить лидерские качества.
А на этапе подведения итогов можно не только обсуждать материал. Можно и даже нужно попросить учеников оценить свою работу в паре, работу партнера в паре и саму групповую работу.
Таким образом, использование разнообразных парных заданий в ходе уроков повысит мотивацию учащихся к изучению предмета окружающий мир, способствовав развитию умения рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Короткова Анна Владимировна
→ Публикатор 13.04.2022 0 874 80 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.