Статья "Формирование основ экологической культуры младших школьников в курсе "Окружающий мир" посредством экскурсий"


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ


В современном мире вопросы экологии имеют первостепенное значение, экологические проблемы носят глобальный характер и касаются каждого жителя нашей планеты. Поэтому внимание ученых привлечено к подготовке подрастающего поколения к взаимодействию человека с природой, основой которого является экологическая культура.

Актуальность этой проблемы показывает анализ международных, национальных, региональных и других законов, принятых в этой области.

Проблемами формирования экологической культуры занимались отечественные ученные: Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, В.П. Острогорский, К. Д. Ушинский.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

Не обошли вниманием эти вопросы и современные отечественные авторы Е.В. Везетиу, Моргачева Н.В., Болгова А.А., Пизова А.В., Новиковой О.С.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный социально — педагогический процесс. Осуществление экологического воспитания в начальной школе обычно происходит в курсе «Окружающий мир».

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования экскурсии как средства формирования основ экологической культуры младших школьников в курсе «Окружающий мир»

Экскурсия – это особый вид деятельности, который позволяет в полной мере раскрыть красоту и хрупкость природы, сформировать у учащихся и их окружения гуманное отношение к ней, наметить ценностные ориентиры, а также стимулировать желание к дальнейшей познавательной и исследовательской деятельности.

Для оценки уровня экологической культуры учащихся будут использованы методики: Ю. Полищука «Экологические знания», С. Глазычева «Мое отношение к природе», А. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания».

Экспериментальное исследование для определения уровня формирования экологической культуры у младших школьников проводилось на базе МАОУ «Нижнетавдинская СОШ». В эксперименте принимали участие младшие школьники 3 «А» класса (экспериментальный класс) в количестве 24 человека и школьники 3 «Б» класса (контрольный класс) в количестве 23 человека.

Оба класса работают по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века». Учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова

На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень экологической культуры младших школьников по трём компонентам: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.

Результат показал, что уровень сформированности основных компонентов экологической культуры у учащихся находится на недостаточно высоком уровне. У детей в основном преобладает средний уровень развития экологической культуры. Малое количество школьников с высоким уровнем экологической культуры.

Поэтому для эффективного формирования экологической культуры у младших школьников в курсе «Окружающий мир» была разработана программа в рамках которой были проведены экскурсии в урочное время и во внеурочной деятельности.

После реализации программы состоялось повторное диагностирование уровня сформированности основных компонентов экологической культуры младших школьников, которое показало, что в отличие от контрольной группы в экспериментальной группе на 5 чел. учащихся оказалось больше на среднем уровне, на высоком – на 9 чел. больше, на низком уровне на 11 чел. меньше.

Таким образом можно заключить, что после проведения экскурсий в курсе «Окружающий мир» по формированию основ экологической культуры у младших школьников результаты экспериментальной группы улучшились, а результаты контрольной группы остались почти неизменными. Цели и задачи экспериментальной деятельности выполнены.












Полный текст материала Статья "Формирование основ экологической культуры младших школьников в курсе "Окружающий мир" посредством экскурсий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Растатурова Лилия Муллануровна  Публикатор
13.05.2023 0 581 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК