Слайд 1
Пётр Великий
Окружающий мир. 4 класс
Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна, МБОУ «Средняя школа № 2» г. Гагарин
Смоленской области
Проект урока по окружающему миру
Тема: «Пётр Великий»
Класс: 4
Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна
Цели: формировать представления обучающихся о времени правления Петра Первого, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; способствовать развитию умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), работа с учебником, наглядный, поисковый.
Технологии обучения: технология развития критического мышления ( приём «Жокеи и лошади»,«Таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал)», «Кластер»), здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:работа в парах,учебная дискуссия.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Формирование чувства сопричастности к отечественной истории через историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом известного соотечественника Петра I в её развитие;
Формирование этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образом великого соотечественника Петра I;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные:
описывать деятельность Петра I, высказывать суждения о её значении в истории человечества;
показывать на карте места важных исторических событий, связанных с деятельностью Петра I;
рассказывать по иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России, связанных с Петром I;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение событий в истории России, связанные с правлением Петра I;
составлять исторический портретПетра I, высказывать суждения о нём;
Метапредметные:
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и самостоятельной работы;
выделять существенную информацию из текстов, понимать содержание текста, фиксировать прочитанную информацию в виде схем, моделей;
Регулятивные:
определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и результатом,
оценивать свои достижения на уроке;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
Коммуникативные:
развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения;
обосновывать свои суждения, вести диалог, соблюдать правила общения.включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов;
проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Начинаем урок. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня. Я тоже хочу вам улыбнуться. Давайте пожелаем друг другу хорошей работы на уроке. У вас всё получится. Если вам потребуется помощь, я всегда вам помогу. Надеюсь, и вы будете помогать друг другу.
2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Мы сейчас с вами постараемся определить тему нашего урока. Для этого нам предстоит выполнить задание.
Приём технологии развития критического мышления «Жокеи и лошади».
(Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование.учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи".
Изменения в приёме: по классу никто не ходит: дети ищут себе «пару» проговаривая записи на карточках вслух)
У каждого из вас на парте карточки: у одних – имена исторических личностей, у других – события, связанные с этими историческими личностями. Нужно найти пару.
(Обучающиеся по очереди называют имя исторической личности – ему отвечает ученик, у которого записано событие, связанное с ним.В процессе работы вносится корректировка, если кто-то не согласен с прозвучавшей «парой», доказывает свою правоту.)
(Должна остаться карточка с именем «Пётр I». Т. к. объём информации очень большой целесообразно вынести на слайд презентации список исторических событий. При затруднении с в поисках пары этот список поможет детям вспомнить ранее изученный материал).(Слайд 2)
Карточки:
К нязь Олег великий князь Древнерусского государства
К нязь Владимир принятие Христианства на Руси
Я рослав Мудрый расцвет Киева
К ирилл и Мефодий создание славянской азбуки
М онах Нестор создание летописи «Повесть временных лет»
К нязь Александр Невский борьба с шведскими захватчиками
С ергий Радонежский основание Троице-Сергиева монастыря
К нязь Иван Калита объединение русских земель вокруг Москвы
К нязь Дмитрий Донской победа русских войск на Куликовом поле
И ван Третий изменение облика Москвы
И ван Фёдоров развитие печатного дела
К узьма Минин, Дмитрий Пожарский борьба с польскими захватчиками
П ётр I
Учитель: Итак, имя какой исторической личности осталось? (Пётр I). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? На какие вопросы мы должны будем ответить?(Варианты ответов: Кто такой Пётр I? Что это за историческая личность?Какую роль он сыграл в истории нашей страны?)
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: А что вы знаете о Петре I? Для ответа на этот вопрос мы с вами заполним таблицу.
Приём технологии развития критического мышления «Таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал)
(У каждого ребёнка на парте таблица.
Что я знаю по теме урока
|
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Учитель: Эту таблицу будем заполнять не сразу всю, а по частям. Сейчас будем заполнять первую колонку: «Что я знаю о Петре I?» А пока вы будете заполнять первую колонку таблицы, один ученик найдёт ответ на вопрос : «Кто такой Петр I?» в Интернете. Кто хочет поработать с компьютером? (Желающий ученик ищет ответ на вопрос с помощью сети Интернет).
Учитель: Итак, какими сведениями вы заполнили первую колонку? (Выслушиваются ответы детей). Обучающийся, работающий за компьютером сообщает найденную информацию).
Учитель: А что вы хотите узнать о Петре I? Сейчас вы заполните вторую колонку таблицы. (Дети работают со 2-ой колонкой, а потом озвучивают свои записи).
4. Изучение нового материала.
Учитель: Откройте учебник стр. 94. Прочитайте самостоятельно статью «Пётр Великий» и найдите информацию о том, каким был Петр I, какими достоинствами личности он обладал. (После чтения текста – фронтальная проверка).
Учитель: Переверните страницу учебника – стр. 95. Прочитайте название статьи. (Царь-преобразователь). Как вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей.).
Работа с понятием «преобразователь». (Слайд 3).
На слайде термины:
Преобразователь – тот, кто преобразует что-либо.
Преобразовывать – совершенно переделать, изменить к лучшему.
Учитель: Предположите, о чём пойдёт речь в этой статье по её названию. (Варианты ответов: что царь изменил в России в лучшую сторону). Сейчас мы прочитаем эту статью и выполним задание.
Приём технологии развития критического мышления «Кластер»
Учитель: Будем работать в парах. У вас на партах лист формата А-4. Вы будете читать текст на с. 95-96 и составлять схему: Какие новшества ввёл Петр I. Как вы думаете, как будет выглядеть схема? Каким будет главное слово или слова? Как разместить на листе названия новшеств? (Вариант ответа: главные слова «Царь-преобразователь» помещаем в центр листа, от него отходят стрелки, около этих стрелок пишем новшества). (При затруднении учитель рисует начало схемы на доске).
Давайте договоримся записывать только самые важные новшества. (Обучающиеся работают в парах).
Учитель: А теперь попробуйте к каждому новшеству, которое ввёл Петр I, придумать знак-символ, обозначающий это новшество и нарисуйтеего рядом в кружке. (Например, 1 января – Новый год – значок-символ: рисунок наряженной ёлки и т. д.).
Учитель: А сейчас мы проверим, как вы выполнили это задание.
(Одна пара учеников выходит к доске со своей схемой. Описывают знак- символ новшества, введённого Петром I, а остальные обучающиеся по описанию должны назвать это новшество. Кроме этого дети предлагают свои знаки-символы для данного новшества.)
5.Физкультминутка
Учитель: Так как Петр I ввёл новый календарь и изменил день празднования Нового года на 1 января, то физкультминутка будет посвящена зиме.
Дыхательная гимнастика. Игра «Вьюга».
Делаем вдох, а на выдохе произносим протяжно: «У-у-у…» - вьюга начинается. Вьюга усиливается: новый вдох, а на выдохе: «У-у-у…» - с усилением силы голоса. Вьюга утихает: новый вдох, а на выдохе: «У-у-у…» - с уменьшением силы голоса.
Учитель: Какие виды спорта, игры связаны с зимой? Дети называют и показывают движения.
6.Закрепление.
Учитель: А сейчас выполним задание.
(На партах у детей на листочках записаны утверждения о жизни и деятельности Петра I.Среди них есть верные и неверные.)
Задание: Нужно отметить знаком «+» верные утверждения, а знаком «-« - неверные.
Петра I называют «Великим» потому, что он был очень высокого роста.
Петр I был провозглашён царём в 10 лет.
Одним из любимых увлечений Петра I в детстве была игра в прятки.
Петр I освоил около 14 специальностей.
Петр I ввёл новый календарь.
Первый музей, основанный Петром I, назывался «Русский музей».
Создание морского флота в России связано с деятельностью Петра I.
Петр I запретил в России европейскую моду.
Учитель: А сейчас проверим выполнение этого задания.
6.Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Что получилось, что не получилось? Как вы думаете почему? Что вам нужно сделать, чтобы в следующий раз вы лучше справились с работой?
7.Итог урока.
Учитель: А сейчас вернёмся к таблице, которую заполняли в начале урока. Допишите колонку «Что я узнал». А потом сопоставим то , что мы хотели узнать о Петре I и что узнали.
(Дети дописывают третью колонку и озвучивают её).
Источники:
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=42485 – планируемые результаты изучения курса
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна
→ ocsansh 09.01.2024 0 899 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы