Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пётр Великий"; 4 класс

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пётр Великий"; 4 класс

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), работа с учебником, наглядный, поисковый.

Технологии обучения: технология развития критического мышления ( приём «Жокеи и лошади»,«Таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал)», «Кластер»), здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:работа в парах,учебная дискуссия.

Оборудование:учебник Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. Ч.2. М.: Просвещение, 2022 г.;Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2022 г.; презентация; карточки с именами исторических личностей и историческими событиями; лист формата А-4 на каждую парту для парной работы;

Ход урока

1.Организационный момент.
Учитель: Начинаем урок. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня. Я тоже хочу вам улыбнуться. Давайте пожелаем друг другу хорошей работы на уроке. У вас всё получится. Если вам потребуется помощь, я всегда вам помогу. Надеюсь, и вы будете помогать друг другу.

2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Мы сейчас с вами постараемся определить тему нашего урока. Для этого нам предстоит выполнить задание.

Приём технологии развития критического мышления «Жокеи и лошади».
(Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование.учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи".

Изменения в приёме: по классу никто не ходит: дети ищут себе «пару» проговаривая записи на карточках вслух)

У каждого из вас на парте карточки: у одних – имена исторических личностей, у других – события, связанные с этими историческими личностями. Нужно найти пару.

(Обучающиеся по очереди называют имя исторической личности – ему отвечает ученик, у которого записано событие, связанное с ним.В процессе работы вносится корректировка, если кто-то не согласен с прозвучавшей «парой», доказывает свою правоту.)

(Должна остаться карточка с именем «Пётр I». Т. к. объём информации очень большой целесообразно вынести на слайд презентации список исторических событий. При затруднении с в поисках пары этот список поможет детям вспомнить ранее изученный материал).(Слайд 2)
Карточки:
Князь Олег                     великий князь Древнерусского государства
Князь Владимир                    принятие Христианства на Руси
Ярослав Мудрый                   расцвет Киева
Кирилл и Мефодий                  создание славянской азбуки
Монах Нестор                  создание летописи «Повесть временных лет»
Князь Александр Невский                  борьба с шведскими захватчиками
Сергий Радонежский                  основание Троице-Сергиева монастыря
Князь Иван Калита                  объединение русских земель вокруг Москвы
Князь Дмитрий Донской                  победа русских войск на Куликовом поле
Иван Третий                  изменение облика Москвы
Иван Фёдоров                   развитие печатного дела
Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский                    борьба с польскими захватчиками
Пётр I

Учитель: Итак, имя какой исторической личности осталось? (Пётр I). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? На какие вопросы мы должны будем ответить?(Варианты ответов: Кто такой Пётр I? Что это за историческая личность?Какую роль он сыграл в истории нашей страны?)

3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: А что вы знаете о Петре I? Для ответа на этот вопрос мы с вами заполним таблицу.

Приём технологии развития критического мышления «Таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал)

Учитель: Эту таблицу будем заполнять не сразу всю, а по частям. Сейчас будем заполнять первую колонку: «Что я знаю о Петре I?» А пока вы будете заполнять первую колонку таблицы, один ученик найдёт ответ на вопрос : «Кто такой Петр I?» в Интернете. Кто хочет поработать с компьютером? (Желающий ученик ищет ответ на вопрос с помощью сети Интернет).

Учитель: Итак, какими сведениями вы заполнили первую колонку? (Выслушиваются ответы детей). Обучающийся, работающий за компьютером сообщает найденную информацию).
Учитель: А что вы хотите узнать о Петре I? Сейчас вы заполните вторую колонку таблицы. (Дети работают со 2-ой колонкой, а потом озвучивают свои записи).

4. Изучение нового материала.

Учитель: Откройте учебник стр. 94. Прочитайте самостоятельно статью «Пётр Великий» и найдите информацию о том, каким был Петр I, какими достоинствами личности он обладал. (После чтения текста – фронтальная проверка).

Учитель: Переверните страницу учебника – стр. 95. Прочитайте название статьи. (Царь-преобразователь). Как вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей.).

Работа с понятием «преобразователь». (Слайд 3).

На слайде термины:
Преобразователь – тот, кто преобразует что-либо.
Преобразовывать – совершенно переделать, изменить к лучшему.

Учитель: Предположите, о чём пойдёт речь в этой статье по её названию. (Варианты ответов: что царь изменил в России в лучшую сторону). Сейчас мы прочитаем эту статью и выполним  задание.
Приём технологии развития критического мышления «Кластер»

Учитель: Будем работать в парах. У вас на партах лист формата А-4. Вы будете читать текст на с. 95-96 и составлять схему: Какие новшества ввёл Петр I. Как вы думаете, как будет выглядеть схема? Каким будет главное слово или слова? Как разместить на листе названия новшеств? (Вариант ответа: главные слова «Царь-преобразователь» помещаем в центр листа, от него отходят стрелки, около этих стрелок пишем новшества). (При затруднении учитель рисует начало схемы на доске).

Давайте договоримся записывать только самые важные новшества. (Обучающиеся работают в парах).

Учитель: А теперь попробуйте к каждому новшеству, которое ввёл  Петр I, придумать знак-символ, обозначающий это новшество и нарисуйтеего рядом в кружке. (Например,  1 января – Новый год – значок-символ: рисунок наряженной ёлки и т. д.).
Учитель: А сейчас мы проверим, как вы выполнили это задание. 

(Одна пара учеников  выходит к доске со своей схемой. Описывают знак- символ новшества, введённого Петром  I, а остальные обучающиеся по описанию должны назвать это новшество. Кроме этого дети предлагают свои знаки-символы для данного новшества.)

5.Физкультминутка

Учитель: Так как Петр I ввёл новый календарь и изменил день празднования Нового года на 1 января, то физкультминутка будет посвящена зиме.

Дыхательная гимнастика. Игра «Вьюга».

Делаем вдох, а на выдохе произносим протяжно: «У-у-у…» - вьюга начинается. Вьюга усиливается: новый вдох, а на выдохе: «У-у-у…» - с усилением силы голоса. Вьюга утихает: новый вдох, а на выдохе: «У-у-у…» - с уменьшением силы голоса.
Учитель: Какие виды спорта, игры связаны с зимой? Дети называют и показывают движения.

6.Закрепление.
Учитель: А сейчас выполним задание.
(На партах у детей на листочках записаны утверждения о жизни и деятельности Петра  I.Среди них есть верные и неверные.)


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пётр Великий"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна  ocsansh
09.01.2024 0 274 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0