Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пётр Великий"; 4 класс


















Проект урока по окружающему миру

Тема: «Пётр Великий»

Класс: 4

Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна



































Цели: формировать представления обучающихся о времени правления Петра Первого, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; способствовать развитию умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.


Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), работа с учебником, наглядный, поисковый.


Технологии обучения: технология развития критического мышления ( приём «Жокеи и лошади»,«Таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал)», «Кластер»), здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся:работа в парах,учебная дискуссия.


Оборудование:учебник Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. Ч.2. М.: Просвещение, 2022 г.;Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2022 г.; презентация; карточки с именами исторических личностей и историческими событиями; лист формата А-4 на каждую парту для парной работы;



Ожидаемые результаты:


Личностные:

  • Формирование чувства сопричастности к отечественной истории через историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом известного соотечественника Петра I в её развитие;

  • Формирование этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образом великого соотечественника Петра I;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Предметные:

  • описывать деятельность Петра I, высказывать суждения о её значении в истории человечества;

  • показывать на карте места важных исторических событий, связанных с деятельностью Петра I;

  • рассказывать по иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России, связанных с Петром I;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение событий в истории России, связанные с правлением Петра I;

  • составлять исторический портретПетра I, высказывать суждения о нём;


Метапредметные:

Познавательные:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и самостоятельной работы;

  • выделять существенную информацию из текстов, понимать содержание текста, фиксировать прочитанную информацию в виде схем, моделей;


Регулятивные:

  • определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и результатом,

  • оценивать свои достижения на уроке;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);



Коммуникативные:

  • развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения;

  • обосновывать свои суждения, вести диалог, соблюдать правила общения.включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов;

  • проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;




Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Начинаем урок. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня. Я тоже хочу вам улыбнуться. Давайте пожелаем друг другу хорошей работы на уроке. У вас всё получится. Если вам потребуется помощь, я всегда вам помогу. Надеюсь, и вы будете помогать друг другу.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Мы сейчас с вами постараемся определить тему нашего урока. Для этого нам предстоит выполнить задание.

Приём технологии развития критического мышления «Жокеи и лошади».

(Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование.учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи".

Изменения в приёме: по классу никто не ходит: дети ищут себе «пару» проговаривая записи на карточках вслух)

У каждого из вас на парте карточки: у одних – имена исторических личностей, у других – события, связанные с этими историческими личностями. Нужно найти пару.

(Обучающиеся по очереди называют имя исторической личности – ему отвечает ученик, у которого записано событие, связанное с ним.В процессе работы вносится корректировка, если кто-то не согласен с прозвучавшей «парой», доказывает свою правоту.)

(Должна остаться карточка с именем «Пётр I». Т. к. объём информации очень большой целесообразно вынести на слайд презентации список исторических событий. При затруднении с в поисках пары этот список поможет детям вспомнить ранее изученный материал).(Слайд 2)

Карточки:

К нязь Олег великий князь Древнерусского государства

К нязь Владимир принятие Христианства на Руси

Я рослав Мудрый расцвет Киева

К ирилл и Мефодий создание славянской азбуки

М онах Нестор создание летописи «Повесть временных лет»

К нязь Александр Невский борьба с шведскими захватчиками

С ергий Радонежский основание Троице-Сергиева монастыря

К нязь Иван Калита объединение русских земель вокруг Москвы

К нязь Дмитрий Донской победа русских войск на Куликовом поле

И ван Третий изменение облика Москвы

И ван Фёдоров развитие печатного дела

К узьма Минин, Дмитрий Пожарский борьба с польскими захватчиками

П ётр I

Учитель: Итак, имя какой исторической личности осталось? (Пётр I). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? На какие вопросы мы должны будем ответить?(Варианты ответов: Кто такой Пётр I? Что это за историческая личность?Какую роль он сыграл в истории нашей страны?)

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: А что вы знаете о Петре I? Для ответа на этот вопрос мы с вами заполним таблицу.

Приём технологии развития критического мышления «Таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал)

(У каждого ребёнка на парте таблица.

Что я знаю по теме урока


Хочу узнать

Узнал











Учитель: Эту таблицу будем заполнять не сразу всю, а по частям. Сейчас будем заполнять первую колонку: «Что я знаю о Петре I?» А пока вы будете заполнять первую колонку таблицы, один ученик найдёт ответ на вопрос : «Кто такой Петр I?» в Интернете. Кто хочет поработать с компьютером? (Желающий ученик ищет ответ на вопрос с помощью сети Интернет).

Учитель: Итак, какими сведениями вы заполнили первую колонку? (Выслушиваются ответы детей). Обучающийся, работающий за компьютером сообщает найденную информацию).

Учитель: А что вы хотите узнать о Петре I? Сейчас вы заполните вторую колонку таблицы. (Дети работают со 2-ой колонкой, а потом озвучивают свои записи).

4. Изучение нового материала.

Учитель: Откройте учебник стр. 94. Прочитайте самостоятельно статью «Пётр Великий» и найдите информацию о том, каким был Петр I, какими достоинствами личности он обладал. (После чтения текста – фронтальная проверка).

Учитель: Переверните страницу учебника – стр. 95. Прочитайте название статьи. (Царь-преобразователь). Как вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей.).

Работа с понятием «преобразователь». (Слайд 3).

На слайде термины:

Преобразователь – тот, кто преобразует что-либо.

Преобразовывать – совершенно переделать, изменить к лучшему.

Учитель: Предположите, о чём пойдёт речь в этой статье по её названию. (Варианты ответов: что царь изменил в России в лучшую сторону). Сейчас мы прочитаем эту статью и выполним задание.

Приём технологии развития критического мышления «Кластер»

Учитель: Будем работать в парах. У вас на партах лист формата А-4. Вы будете читать текст на с. 95-96 и составлять схему: Какие новшества ввёл Петр I. Как вы думаете, как будет выглядеть схема? Каким будет главное слово или слова? Как разместить на листе названия новшеств? (Вариант ответа: главные слова «Царь-преобразователь» помещаем в центр листа, от него отходят стрелки, около этих стрелок пишем новшества). (При затруднении учитель рисует начало схемы на доске).

Давайте договоримся записывать только самые важные новшества. (Обучающиеся работают в парах).

Учитель: А теперь попробуйте к каждому новшеству, которое ввёл Петр I, придумать знак-символ, обозначающий это новшество и нарисуйтеего рядом в кружке. (Например, 1 января – Новый год – значок-символ: рисунок наряженной ёлки и т. д.).

Учитель: А сейчас мы проверим, как вы выполнили это задание.

(Одна пара учеников выходит к доске со своей схемой. Описывают знак- символ новшества, введённого Петром I, а остальные обучающиеся по описанию должны назвать это новшество. Кроме этого дети предлагают свои знаки-символы для данного новшества.)

5.Физкультминутка

Учитель: Так как Петр I ввёл новый календарь и изменил день празднования Нового года на 1 января, то физкультминутка будет посвящена зиме.

Дыхательная гимнастика. Игра «Вьюга».

Делаем вдох, а на выдохе произносим протяжно: «У-у-у…» - вьюга начинается. Вьюга усиливается: новый вдох, а на выдохе: «У-у-у…» - с усилением силы голоса. Вьюга утихает: новый вдох, а на выдохе: «У-у-у…» - с уменьшением силы голоса.

Учитель: Какие виды спорта, игры связаны с зимой? Дети называют и показывают движения.



6.Закрепление.

Учитель: А сейчас выполним задание.

(На партах у детей на листочках записаны утверждения о жизни и деятельности Петра I.Среди них есть верные и неверные.)

Задание: Нужно отметить знаком «+» верные утверждения, а знаком «-« - неверные.

Петра I называют «Великим» потому, что он был очень высокого роста.

Петр I был провозглашён царём в 10 лет.

Одним из любимых увлечений Петра I в детстве была игра в прятки.

Петр I освоил около 14 специальностей.

Петр I ввёл новый календарь.

Первый музей, основанный Петром I, назывался «Русский музей».

Создание морского флота в России связано с деятельностью Петра I.

Петр I запретил в России европейскую моду.

Учитель: А сейчас проверим выполнение этого задания.

6.Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Что получилось, что не получилось? Как вы думаете почему? Что вам нужно сделать, чтобы в следующий раз вы лучше справились с работой?

7.Итог урока.

Учитель: А сейчас вернёмся к таблице, которую заполняли в начале урока. Допишите колонку «Что я узнал». А потом сопоставим то , что мы хотели узнать о Петре I и что узнали.

(Дети дописывают третью колонку и озвучивают её).









Источники:

  1. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=42485 – планируемые результаты изучения курса

Слайд 1
Пётр Великий Окружающий мир. 4 класс Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна, МБОУ «Средняя школа № 2» г. Гагарин Смоленской области
Слайд 2
борьба с польскими захватчиками великий князь Древнерусского государства развитие печатного дела принятие Христианства на Руси изменение облика Москвы расцвет Киева победа русских войск на Куликовом поле создание славянской азбуки объединение русских земель вокруг Москвы создание летописи «Повесть временных лет» основание Троице-Сергиева монастыря борьба с шведскими захватчиками
Слайд 3
Преобразователь – тот, кто преобразует что-либо. Преобразовывать – совершенно переделать, изменить к лучшему.
Слайд 4
Царьпреобразова тель
Слайд 5

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пётр Великий"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна  ocsansh
09.01.2024 0 899 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК