Урок + презентация по окружающему миру по теме "Многообразие грибов" 1 класс


Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №166 города Новоалтайска Алтайского края»


Урок + презентация по окружающему миру по теме "Многообразие грибов" 1 класс

УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой


Цель: познакомить учащихся с царством грибов.


Задачи:

Образовательная:

1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и 

несъедобных грибов;

2) расширение кругозора учащихся.

Воспитательная:

1)воспитание бережного отношения к природе родного края;

2)воспитание уважения к мнению товарищей;

Развивающая:

1) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение

2 развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса;

Тип урока: изучение нового материала


Вид урока: урок – игра.


Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).


Формы работы: фронтальная, индивидуальная.


Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – грибы, плакат «Строение гриба», мультимедийная презентация


Инновационные технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности.


Литература: журнал «Начальная школа» №7 1989г.

Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986

- с.208

Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93










"Многообразие грибов" 1 класс УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой

Содержание урока


1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.

-Что необходимо для успешной работы?


2. Изучение нового материала.. Презентация (слайд 3. Звучит музыка)

Вступительное слово учителя

- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.


Постановка темы, цели урока.

- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб) (Слайд 4)

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами. Что вы хотите узнать о грибах?


Учащиеся: Где растут грибы?  Как правильно их собирать?  Какие грибы съедобные, а какие опасные?  Что можно приготовить из грибов?


Рассказ учителя о грибах: Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое

грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.

В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.


Богатый урожай собрали люди на полях, в садах и огородах. В лесах созрели ягоды и орехи.

Продолжается и «грибная охота». Главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы.

Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.

- Какие грибы вам известны?


- Давайте отправимся в сказку. (Учитель – ведущий, герои – заранее подготовленные дети)


Ведущий: Жили-были Алёнушка и братец Иванушка. (Выходят герои. Алёнушка в ярком сарафане, Иванушка- в расписной рубахе).


Алёнушка: Смотри, братец Иванушка, в избе светлым- светло! Какой денёк хороший: светло, тепло. Берём с тобой по корзинке, и скорее в путь – дорожку, за грибами!


Ведущий:

Потом тропинкою лесной

Они свернули в лес,

Туда, где сосны рослые

Касаются небес.

Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.


Алёнушка: Иванушка, не отходи от меня далеко, а то заблудишься. ( Дети собирают грибы. Иванушка видит бабочку и убегает за ней. Алёнушка не замечает этого и уходит в другую сторону).


Иванушка: Ой, где я? Сестрица Алёнушка, где ты? Ау! (Появляются Ромашка и Гвоздичка ).


Ромашка: Кого ты так громко зовёшь?


Иванушка: Кто вы? Откуда?


Ромашка:

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?


Иванушка: Я знаю, это ромашка!


Гвоздичка:

Отгадай, кто я?

Красные звёздочки по земле рассыпались?

Иванушка: Это цветы – гвоздики!


Ромашка: Иванушка, а мы знаем, что заблудился. Мы поможем тебе.


Иванушка: Вот спасибо. Но я есть хочу! Вот и гриб с красной шляпкой. Наверное, это сыроежка. (Иванушка. тянется к грибу).


Гвоздичка: Нельзя, Иванушка, это ядовитый гриб!


Иванушка: Ну, почему всё нельзя, да нельзя? А я съем! (Иванушка дотрагивается до гриба. Гриб тут же хватает его за руку).


Гриб – мухомор: Ага, попался! Ты не узнал меня – мухомора. ( слайд 5) Я уведу тебя в царство королевы Бледной поганки. (Уводит Иванушку).

(Появляется грустная Алёнушка. Она зовёт Иванушку.)


Алёнушка: Ау, Иванушка, где ты?


(Появляется гриб Боровик.)


гриб Боровик: Не печалься, Алёнушка, мы найдем твоего братца Иванушку.


Алёнушка: А ты кто ?


гриб Боровик: Отгадай, кто я?

Под старой сосною,

Где склонился пень - старик,

Окружён своей семьёю

Первым найден…Боровик (слайд 6)


Алёнушка: Вспомнила – боровик! А откуда ты меня знаешь?


гриб Боровик: А я всё знаю! Белый гриб – мечта всех грибников. Растём в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём редко, чаще группами. Меня называют царём грибов.


Алёнушка: Ты не видел моего братца Иванушку?


гриб Боровик: Нет, не видел. Но может, мои друзья тебе помогут. Угадай, кто они?

Очень дружные сестрички,

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом

Золотистые…(слайд 7)


Алёнушка: Лисички! Их легко узнать.


Лисички: Мы растём в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Эти грибы не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие!


Алёнушка: Дорогие мои, лисички! Не видели ли вы моего братца Иванушку?


Лисички: Мы видели: он в ядовитом царстве.


Алёнушка: А разве такое царство бывает?


гриб Боровик: Есть такое царство! Королева там - Бледная поганка. В её царство попадают те, кто не знает грибы или путает их.


Алёнушка: А как туда пройти?


Лисички: Там опасно! Не ходи туда, Алёнушка!


Алёнушка: А как же Иванушка? Нет, я пойду за ним. Подскажите мне дорогу, пожалуйста.


гриб Боровик: Хорошо. Мы пойдём все вместе выручать Иванушку из беды.

(Все уходят)

Физминутка

Ваня шел, шел, шел –

Подберезовик нашел.

Дима шел, шел, шел –

И лисичку нашел.

Катя шла, шла, шла –

Сыроежку нашла.

Андрей шел, шел, шел –

Боровик нашел.

Данил шел, шел, шел –

Дождевик нашел.



Дворец королевы Бледной поганки. Посередине полянки стоит трон. Выходят гриб Шампиньон и придворные грибы.


гриб Шампиньон: Добрый день! Меня зовут гриб Шампиньон. (слайд 8)

Я – главный советник королевы Бледной поганки. А знаете почему? Ведь я – съедобный гриб. Но расту я не в лесной чаще, а чистом поле или огороде. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у нас – розовые или даже чёрные. Мы очень питательны.

А теперь внимание: её величество Бледная поганка и его величество Мухомор!


(Звучит музыка. Входят Бледная поганка и Мухомор.)

(слайд 9)

Бледная поганка:

Есть королева вредная,

На ней шляпа бледная,

И нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся.

Я королева - Бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.


Мухомор: Я гриб мухомор. В отличие от поганки меня природа наградила необыкновенной красотой, но красота обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются, как средство для уничтожения мух.


Бледная поганка: Ваше величество, не было ли в нашем королевстве каких-либо происшествий?


Мухомор: Было, ваше величество. Сегодня я встретил мальчика, который даже не знал , кто я такой.


Бледная поганка: Какое невежество! Позвать его сюда! Я хочу посмотреть на него.

(Раздаётся шум, появляются: гриб Боровик, Лисички, Алёнушка).


гриб Шампиньон: Что за шум в покоях королевы?


Бледная поганка: Откуда ты пришла, девочка? Зачем пожаловала в наше царство?


Алёнушка: Поклон тебе, королева Бледная поганка! Меня зовут Алёнушка. А пришла я за своим братцем, я знаю, что он у тебя. Верни его пожалуйста.


Мухомор: Известно ли тебе, что твой братец не знает меня – Мухомора. Такой гриб – и не знать! Не отдадим Иванушку!


Алёнушка: Он у меня ещё маленький. Отпустите, пожалуйста.


Бледная поганка: Хорошо, я отпущу. Но при условии, что ты выполнишь мои задания.


гриб Шампиньон: Загадка первая: какой гриб лето заканчивает?


Алёнушка: Это белый груздь. Он появляется в августе. А это последний месяц лета. (слайд 10)


гриб Шампиньон: Загадка вторая: какие грибы лечат?


Алёнушка: Во-первых, это гриб чага. Он растёт на берёзах. Им лечат болезни желудка. Многие знают лекарство пенициллин., которым лечат воспаление легких, бронхиты. Пенициллин был получен из обыкновенной зелёной плесени. А это тоже грибы. Грибами лечатся животные, они любят мухоморы. (слайд11)


Бледная поганка: Советник - Шампиньон, задайте Алёнушке вопрос посложнее. Пусть подумает!


гриб Шампиньон: Из каких частей состоит гриб?


Алёнушка: Да это все знают! Гриб состоит из: шляпки, ножки и грибницы. (слайд 12)


Бледная поганка: (Немного подумавши) Ну, хорошо! Наша гостья хорошо знает грибы. Я выполню своё обещание. Привести Иванушку.

(Входит Иванушка)


Перед расставанием я хочу устроить вам ещё одно испытание: какие правила грибов вы знаете?

(Если герои затрудняются, то одноклассники помогают)


Алёнушка: Запомните правила: (слайд 13)


Бледная поганка: Что обозначают эти знаки? (слайд 14, 15)

Что нужно сделать? (слайд 16)

Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый

гриб или ложный?

а/ оставить его на месте;

б/ срезать и взять с собой;

в/ попытаться определить его на вкус;

г/спросить у друзей или родственников;


Что нужно сделать? (слайд 17)

На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?

а/ пройду мимо;

б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека;

в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно;

г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано.

Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»


Бледная поганка: Ну, хорошо я отпущу вас! Но помните: природе всё взаимосвязано.

Деревья и грибы дружат между собой. (слайд 18,19)


Алёнушка:

Встану вместе с солнышком,

К лесу час ходьбы.

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

Здравствуй, Лес Березович!

Здравствуй, Дуб и Клён!

А тебе, Боровичок,

До земли поклон!


3. Закрепление изученного

Вопросы:

1. Какие виды грибов вам известны?

2. Назовите съедобные грибы.

3. Какие ядовитые грибы вам известны?

4. 5. Для чего нужны грибы?

6. Где растут грибы?

7. Как правильно собирать грибы?


4. Итог урока-

С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

- Что понравилось?


-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…


-Спасибо всем за урок. Молодцы!

(слайд 20)

Слайд 1
Окружающий мир 1 класс УМК «Гармония» Многообразие грибов. Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №166», г.Новоалтайск, Алтайский край
Слайд 2
Тема урока: Многообразие грибов. • • • Цель: познакомить учащихся с царством грибов. Задачи: Образовательная: 1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и  несъедобных грибов; 2) расширение кругозора учащихся. Воспитательная: 1)воспитание бережного отношения к природе родного края; 2)воспитание уважения к мнению товарищей; Развивающая: 1) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение 2 развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса; 3) формирование умения работать в группе сверстников. • Тип урока: изучение нового материала • Вид урока: урок – игра. • Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра). • Формы работы: фронтальная, индивидуальная. • Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – грибы, плакат «Строение гриба», мультимедийная презентация • • • • Инновационные технологии: - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности.
Слайд 3
Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что ты шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!
Слайд 4
Грибы –уникальные организмы
Слайд 5
Мухомор
Слайд 6
Белый гриб
Слайд 7
Лисички
Слайд 8
Шампиньон
Слайд 9
Бледная поганка Есть королева вредная, На ней шляпа бледная, И нога в ботинке, На чулке пестринки. Кто к ней прикоснётся, Тот не проснётся.
Слайд 10
Грузди
Слайд 11
Гриб чага
Слайд 12
Из каких частей состоит гриб? шляпка ножка грибница
Слайд 13
Запомни правила: • • • Раз ты собрался по грибыс собою острый нож бери; им аккуратно гриб срезайв земле грибницу оставляй. Не собирай грибы, которых не знаешь или в съедобности, которых есть хоть малейшее сомнение. Постоянно пополняй знания о грибах – тогда сомнений будет меньше. В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай! В корзинку их не собирай, Но и ногами не сбивай… Нужны они лесным зверятам: Лисичкам, ёжикам, зайчатам. Их только люди не едят: В поганках, мухоморах – яд! Но для зверья лесного всё ж Тот гриб полезен и хорош!
Слайд 14
Что обозначает этот знак?
Слайд 15
Что обозначает этот знак?
Слайд 16
Что нужно сделать? Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый гриб или ложный? а/ оставить его на месте; б/ срезать и взять с собой; в/ попытаться определить его на вкус; г/ спросить у друзей или родственников;
Слайд 17
Что нужно сделать? На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? а/ пройду мимо; б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека; в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно; г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»
Слайд 18
В природе всё взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. Грибы воду и соли. Деревья дают питательные вещества, сахар.
Слайд 19
грибы птицы звери насекомые деревья, кустарники травы человек
Слайд 20
Ну вот и всё ребята! Помните, что в природе всё взаимосвязано. Не наносите ей вред. Спасибо за урок!
Слайд 21
Используемые источники • http://images.yandex.ru/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/ http://soft-best.ws/uploads/posts/ http://lori.ru/images/ 0000673216-preview.jpg http://900igr.net/data/chelovek/Pravila-v-lesu.files/ журнал «Начальная школа» №7 1989 г Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986 - с.208 Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93

Полный текст материала Урок + презентация по окружающему миру по теме "Многообразие грибов" 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хохлова Ирина Борисовна  221786
08.10.2010 12 46091 6582

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК