Конспект интегрированного урока окружающего мира и литературного чтения "В гости к весне". 1 класс


Конспект интегрированного урока

по окружающему миру


Главная цель:

-создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;

-применение знаний, умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассовую, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Продолжительность:1 урок.

Предметные области: литературное чтение, окружающий мир, информационные технологии.

Ресурсы:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Люди: ученики, учитель.

Организация деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная работа.

Организация классного пространства: школьные парты

Учитель: Клёнова Татьяна Владимировна, ГОУ СОШ №152

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.

Итог, результат:

-составление схемы «Признаки наступления весны»

План работы:

  • организационный момент;

  • актуализация знаний детей;

  • введение в тему урока, проблемная ситуация;

  • работа над новым материалом:

  • первичное усвоение нового материала;

  • осознание и осмысление учебной информации;

  • подведение итогов;


  • Планируемые результаты начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)


Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У ученика будут формироваться:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Ученик развивает навыки:

-принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.


Раздел «Познавательные универсальные действия»

Ученик учится:

-строить речевое высказывание в устной форме;


Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Ученик учится:

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое, владеть высказывание, владеть диалогической формой речи.


Использование мультимедиа технологий в начальной школе.

Разработка конспекта урока по предмету «Окружающий мир»,

автор учебника Н.Ф.Виноградова ,1класс,

по программе «Школа 21 века»

Учитель: Клёнова Татьяна Владимировна,

ГОУ СОШ №152

Изучение окружающего мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир - источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления. С приходом в школу новых информационных технологий, а так же применения традиционных приемов позволяет организовывать уроки более ярко, сделать их запоминающимися.

Класс: 1

Урок: окружающий мир.

Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с использованием ИКТ.

Общедидактическая цель урока:

  • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;

  • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;

Образовательная цель:

  • познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

  • формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.

  • научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

  • показать связь изучаемых предметов с жизнью;

  • обогащать и расширять словарный запас;

Развивающие цели:

  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

  • воспитывать эстетический вкус детей;

  • развивать чувство прекрасного;

  • чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

Воспитательные цели:

формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

Методы обучения:

  • словесный (беседа, рассказ, объяснения);

  • наглядный;

  • практический (работа с пособием, карточки);

  • частично-поисковый;

Форма работы:

  • Фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

Оборудование:

  • средства обучения:

  • учебник;

  • распечатка текстов;

  • иллюстрации птиц;

  • карточки с заданием для групповой работы;

  • мультимедийный диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 1 класс (2 часть)

  • аудиозапись «Весенний шум»;

  • аудиозапись с голосами птиц;

  • творческие работы детей с народными приметами о весне;

конверт с письмом от Скворца;



  • технические средства:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • музыкальный центр;



Домашнее задание к открытому уроку:

  1. Дети готовили творческую работу. (Народные приметы о весне и птицах)

  2. Готовили к уроку сообщение о перелетных птицах.

  3. Отрывки стихов о весне.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.



  1. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа»

Цель урока: закрепить знания детей о различиях живой и неживой природы.

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3.Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. И название у него замечательное «В гости к весне» А работать мы будем в группах.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили его тему. Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.

Аудиозапись «Весенний шум»

Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)

Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? ( О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе)

4.Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.

(Учитель раздает распечатки текста)



  • Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.

Н.Сладков

  • На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Н.Сладков

  • Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.

Н.Михайлова

  • 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..

В.Бианки

  • Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.

А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.

Г.Скребицкий



Учитель: Прочитайте отрывки о весне. Найдите признаки весны в неживой природе.

О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце,

небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)

(На доске вывешивается слово Ледоход)

Учитель: Что такое ледоход? (Лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются)

Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?

5.Первичное усвоение материала.

Учитель: По каким признакам люди узнают о приходе весны? Какова главная причина

наступления весны?



Начинается работа по заполнению схемы:

Признаки весны





Потепление



таяние снега

ледоход

осадки

Физкультминутка.

Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на, наконец, пришла ……

Чи-чи-чи, прилетели к нам …..

Ло-ло-ло, всем от солнышка тепло…..

Слайд №2 (весенние изменения в живой природе)





Учитель: Какие изменения происходят в жизни зверей? Какой цветок появляется первым? Почему он так называется? Что вы еще знаете об этом растении? (Подснежники занесены в Красную книгу)

Заполнение схемы:



Признаки весны





изменение окраски животных

появление детенышей





Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Учитель: Как вы думаете, о чем эта песня?

Много преград встречают птицы на своем пути – усталость, голод, непогода. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.

Слайд №3 (В каком порядке птицы возвращаются из теплых краев)







Учитель вызывает к доске детей выполнить задание. Дети слушают сообщения детей.

(Домашним заданием было подготовить к уроку сообщение о перелетных птицах)

6.Осознание и осмысление учебной информации.

    1. Сейчас мы будем играть в игру: « Верно - неверно».

Цель: закрепление знаний детей о птицах.

К доске выходят 2 команды (по 3 человека)

Задание: На плакатах изображены птицы, нужно подобрать названия к каждой птице

Учитель: Пока ребята у доски будут работать, мы с вами продолжим работать.

Какие группы птиц можно выделить?

Назовите зимующих птиц?

Перелетных?

Почему птицы улетают?

Почему возвращаются?

Какая птица возвращается первой? (Грач)

Как в природе называют грача? (Вестник весны)

На доске вывешивается слово Вестник (словарная работа)

Заполнение схемы

Признаки весны





появление насекомых

прилет птиц



Подведение итогов работы у доски.



    1. Звучит запись голоса скворца.

Учитель: К нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.





Чтение письма

Дорогая Весна!

Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своим птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.

С большим уважением,

Скворец

Учитель: Давайте предположим: какой дом хочет Скворец? Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик? Куда должно выходить окошко? Почему? Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы?

Слайд №4 (собери скворечник)

Сборка скворечника

Учитель: Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?

Песня скворца.

Учитель: Сейчас мы будем с вами работать в группах. Каждая группа получит задание на карточке. Время работы 3 минуты. Посмотрим, как вы знаете устное народное творчество?

Карточки:

  1. Угадай-ка

  • Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий.

  • В воде купался – сухим остался.

  • На шесте дворец, во дворце певец.

  • Днем слепа, а ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

  • Мать-отца не знаю, но часто называю.

  • Он серенький на вид, но пеньем знаменит.



  1. Знаете ли вы?

  • Какую птицу называют лесной газетой?

  • Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

  • Какая птица выводит птенцов зимой?

  • У какой птицы самый красивый хвост?

  • Какая птица слаба на слух?

  • Какая птица складывает свой улов в клюв?



  1. Когда так говорят?

  • Как с гуся водя.

  • Курица лапой.

  • Считать ворон.

  • С гулькин нос.



  1. Дополни пословицы и поговорки.

  • Слово не воробей, вылетит ……..

  • Лучше синица в руке, чем ………

  • Ласточка день начинает, а соловей …….

Учитель: Зачем птицы вьют гнезда, а животные строят дома? (Появление потомства)

Слайд №6 (Кто какой домик построил?)

Слайд №7 (Выбери животное, у которого рождается больше всех детенышей?)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



Учитель: Ребята посмотрите на нашу схему. Мне кажется, что в ней, чего-то не хватает. О чем мы забыли? (О растениях)

Что происходит с растениями весной? (Появляются листья и цветения у растений)



Признаки весны





Распускание листьев

и цветений у растений



Учитель: Как называются растения, которые появляются ранней весной? (Первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?)

Сообщения детей.

Слайд №8 (экскурсия в весенний лес)



Словарная работа

Кладовые Мать-и-мачеха

7.Подведение итогов

Учитель: С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?

Какое основное изменение происходит в природе весной?

Вам понравился урок?

Спасибо за урок!

Домашнее задание

Подготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе.







Признаки весны







- Потепление - Распускание - Изменение окраски - Появление

-Таяние снега листьев у животных насекомых

- Осадки - Цветения - Появление -Прилет птиц

-Ледоход у растений детенышей




Полный текст материала Конспект интегрированного урока окружающего мира и литературного чтения "В гости к весне". 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клёнова Татьяна Владимировна  ТВ9051
04.11.2010 3 19247 1371

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК