Конспект интегрированного урока окружающего мира и литературного чтения "В гости к весне". 1 класс
Конспект интегрированного урока
по окружающему миру
Главная цель:
-создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
-применение знаний, умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассовую, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Продолжительность:1 урок.
Предметные области: литературное чтение, окружающий мир, информационные технологии.
Ресурсы:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Люди: ученики, учитель.
Организация деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная работа.
Организация классного пространства: школьные парты
Учитель: Клёнова Татьяна Владимировна, ГОУ СОШ №152
Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.
Итог, результат:
-составление схемы «Признаки наступления весны»
План работы:
организационный момент;
актуализация знаний детей;
введение в тему урока, проблемная ситуация;
работа над новым материалом:
первичное усвоение нового материала;
осознание и осмысление учебной информации;
подведение итогов;
Планируемые результаты начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У ученика будут формироваться:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Ученик развивает навыки:
-принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Раздел «Познавательные универсальные действия»
Ученик учится:
-строить речевое высказывание в устной форме;
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Ученик учится:
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнера;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое, владеть высказывание, владеть диалогической формой речи.
Использование мультимедиа технологий в начальной школе.
Разработка конспекта урока по предмету «Окружающий мир»,
автор учебника Н.Ф.Виноградова ,1класс,
по программе «Школа 21 века»
Учитель: Клёнова Татьяна Владимировна,
ГОУ СОШ №152
Изучение окружающего мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир - источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления. С приходом в школу новых информационных технологий, а так же применения традиционных приемов позволяет организовывать уроки более ярко, сделать их запоминающимися.
Класс: 1
Урок: окружающий мир.
Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с использованием ИКТ.
Общедидактическая цель урока:
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
Образовательная цель:
познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
показать связь изучаемых предметов с жизнью;
обогащать и расширять словарный запас;
Развивающие цели:
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
воспитывать эстетический вкус детей;
развивать чувство прекрасного;
чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
Воспитательные цели:
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснения);
наглядный;
практический (работа с пособием, карточки);
частично-поисковый;
Форма работы:
Фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
Оборудование:
средства обучения:
учебник;
распечатка текстов;
иллюстрации птиц;
карточки с заданием для групповой работы;
мультимедийный диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 1 класс (2 часть)
аудиозапись «Весенний шум»;
аудиозапись с голосами птиц;
творческие работы детей с народными приметами о весне;
конверт с письмом от Скворца;
технические средства:
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
музыкальный центр;
Домашнее задание к открытому уроку:
Дети готовили творческую работу. (Народные приметы о весне и птицах)
Готовили к уроку сообщение о перелетных птицах.
Отрывки стихов о весне.
Конспект урока.
Организационный момент.
Учитель: У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
Актуализация знаний детей.
Учитель: На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа»
Цель урока: закрепить знания детей о различиях живой и неживой природы.
Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.
3.Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. И название у него замечательное «В гости к весне» А работать мы будем в группах.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили его тему. Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.
Аудиозапись «Весенний шум»
Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)
Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? ( О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе)
4.Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
(Учитель раздает распечатки текста)
Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.
Н.Сладков
На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки.
День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Н.Сладков
Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.
Н.Михайлова
21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..
В.Бианки
Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.
А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.
Г.Скребицкий
Учитель: Прочитайте отрывки о весне. Найдите признаки весны в неживой природе.
О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце,
небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)
(На доске вывешивается слово Ледоход)
Учитель: Что такое ледоход? (Лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются)
Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?
5.Первичное усвоение материала.
Учитель: По каким признакам люди узнают о приходе весны? Какова главная причина
наступления весны?
Начинается работа по заполнению схемы:
Признаки весны
Потепление
таяние снега
ледоход
осадки
Физкультминутка.
Я начну, а вы продолжайте:
На-на-на, наконец, пришла ……
Чи-чи-чи, прилетели к нам …..
Ло-ло-ло, всем от солнышка тепло…..
Слайд №2 (весенние изменения в живой природе)
Учитель: Какие изменения происходят в жизни зверей? Какой цветок появляется первым? Почему он так называется? Что вы еще знаете об этом растении? (Подснежники занесены в Красную книгу)
Заполнение схемы:
Признаки весны
изменение окраски животных
появление детенышей
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Учитель: Как вы думаете, о чем эта песня?
Много преград встречают птицы на своем пути – усталость, голод, непогода. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.
Слайд №3 (В каком порядке птицы возвращаются из теплых краев)
Учитель вызывает к доске детей выполнить задание. Дети слушают сообщения детей.
(Домашним заданием было подготовить к уроку сообщение о перелетных птицах)
6.Осознание и осмысление учебной информации.
Сейчас мы будем играть в игру: « Верно - неверно».
Цель: закрепление знаний детей о птицах.
К доске выходят 2 команды (по 3 человека)
Задание: На плакатах изображены птицы, нужно подобрать названия к каждой птице
Учитель: Пока ребята у доски будут работать, мы с вами продолжим работать.
Какие группы птиц можно выделить?
Назовите зимующих птиц?
Перелетных?
Почему птицы улетают?
Почему возвращаются?
Какая птица возвращается первой? (Грач)
Как в природе называют грача? (Вестник весны)
На доске вывешивается слово Вестник (словарная работа)
Заполнение схемы
Признаки весны
появление насекомых
прилет птиц
Подведение итогов работы у доски.
Звучит запись голоса скворца.
Учитель: К нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.
Чтение письма
Дорогая Весна!
Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своим птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.
С большим уважением,
Скворец
Учитель: Давайте предположим: какой дом хочет Скворец? Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик? Куда должно выходить окошко? Почему? Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы?
Слайд №4 (собери скворечник)
Сборка скворечника
Учитель: Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?
Песня скворца.
Учитель: Сейчас мы будем с вами работать в группах. Каждая группа получит задание на карточке. Время работы 3 минуты. Посмотрим, как вы знаете устное народное творчество?
Карточки:
Угадай-ка
Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий.
В воде купался – сухим остался.
На шесте дворец, во дворце певец.
Днем слепа, а ночью зряча, мышей ловит, а не кот.
Мать-отца не знаю, но часто называю.
Он серенький на вид, но пеньем знаменит.
Знаете ли вы?
Какую птицу называют лесной газетой?
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
Какая птица выводит птенцов зимой?
У какой птицы самый красивый хвост?
Какая птица слаба на слух?
Какая птица складывает свой улов в клюв?
Когда так говорят?
Как с гуся водя.
Курица лапой.
Считать ворон.
С гулькин нос.
Дополни пословицы и поговорки.
Слово не воробей, вылетит ……..
Лучше синица в руке, чем ………
Ласточка день начинает, а соловей …….
Учитель: Зачем птицы вьют гнезда, а животные строят дома? (Появление потомства)
Слайд №6 (Кто какой домик построил?)
Слайд №7 (Выбери животное, у которого рождается больше всех детенышей?)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учитель: Ребята посмотрите на нашу схему. Мне кажется, что в ней, чего-то не хватает. О чем мы забыли? (О растениях)
Что происходит с растениями весной? (Появляются листья и цветения у растений)
Признаки весны
Распускание листьев
и цветений у растений
Учитель: Как называются растения, которые появляются ранней весной? (Первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?)
Сообщения детей.
Слайд №8 (экскурсия в весенний лес)
Словарная работа
Кладовые Мать-и-мачеха
7.Подведение итогов
Учитель: С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?
Какое основное изменение происходит в природе весной?
Вам понравился урок?
Спасибо за урок!
Домашнее задание
Подготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе.
Признаки весны
- Потепление - Распускание - Изменение окраски - Появление
-Таяние снега листьев у животных насекомых
- Осадки - Цветения - Появление -Прилет птиц
-Ледоход у растений детенышей
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клёнова Татьяна Владимировна
→ ТВ9051 04.11.2010 3 19247 1371 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.