Статья "Формирование познавательного интереса одаренного ребёнка в рамках образовательного компонента «Окружающий мир»"


Формирование познавательного интереса одаренного ребёнка

в рамках образовательного компонента «Окружающий мир»

Прасолова В.И. учитель начальных классов, ВКК

МОУ СОШ № 94 г. Воронеж

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические, экологические и социальные задачи.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Их не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одаренного ученика. По мнению профессора М.А. Холодной, суть проблемы одарённости фокусируется в факте: не всякий одарённый ребёнок превращается в одарённого взрослого человека и не всякий одарённый взрослый был в детстве одарённым ребёнком. Каким должен быть подход к одаренному ребёнку на пути его становления и самореализации? Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достичь больших или меньших успехов в выполнении той или другой деятельности. По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности:

  • способности,

  • талант,

  • гениальность.

Способный - блестяще копирует по готовому образцу, талантливый - создает новое, оригинальное, а гениальный – генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления. Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной из нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений; интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Первичная диагностика одаренности детей педагогом Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются. Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию: 1- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики; 2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто; 4 - Если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время. Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося

1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью. 1 2 3 4

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста). 1 2 3 4

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию. 1 2 3 4

4. Легко “схватывает” причинно – следственные связи; пытается понять “как” и “почему”; задает много вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей. 1 2 3 4

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно “видит больше” или “извлекает больше”, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит. 1 2 3 4

Опираясь на отечественные психологические разработки, преследующие, прежде всего гуманистическую цель гармоничного развития личности, необходимо думать о создании обогащенной среды для развития каждого ребенка. На этой благодарной почве из зерна наследственности с непредсказуемой статистической закономерностью, но с очевидной вероятностью вырастет талант. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Детей, занятых одним кругом проблем, нужно объединить в группы по интересам и вовлекать их в научную, исследовательскую деятельность. Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Группы детей, которых интересует учебный предмет «Окружающий мир» необходимо вовлекать в исследовательскую деятельность по краеведению, истории, по охране растений и животных, укреплению своего здоровья и т.п. Предлагать задания, а) требующие логического размышления (ребусы, загадки, шарады, кроссворды и т.д.) Пример задания: ЗЕЛЕН БЕС МАЯ – анаграмма двух противоположных по значению слов. Угадайте их. Ответ. Небеса – земля.

б) направленные на эрудицию и знания, полученные из собственных наблюдений и дополнительной литературы.

в) направленные на воспитание бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я". Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта… Для формирования познавательного интереса в рамках образовательного компонента «Окружающий мир» включать задания:

  1. Задания с выбором ответа: односложных «да» и «нет» или одного из трех предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями;

  • Облако не может быть:

а) кучевым; б) слоистым; в) кустистым; г) перистым.

  • Как назывался укреплённый центр древнего русского города? а) крепость; б) замок; в) кремль; г) монастырь.

  • Найди правильный ответ и впиши его номер в пустую графу.

п/п

Дерево


Дерево

1

Самое долговечное дерево

Пихта


2

Самое высокое дерево

Сосна


3

Самое распространённое

хвойное дерево

Ель


4

Самое красивое

новогоднее дерево

Лиственница


5

Самое распространённое

лиственное дерево

Осина


6

Самое морозоустойчивое дерево

Рябина


7

Самое гибкое дерево,

«лесная балерина»

Берёза


8

Дерево - природный фармацевт


Кедр


Ответ. Лиственница -1, пихта – 2, сосна -3, ель – 4, берёза – 5, осина – 6, рябина -7, кедр – 8.

  1. Задания со свободным ответом. Эти задания проверяют знания терминологии, их готовность и умение дать ответ в виде законченного высказывания;

  • Почему нашу Землю называют голубой планетой? Ответ. Нашу Землю называют голубой за цвет водоёмов – две трети её поверхности покрыто водами океанов, морей, рек и озёр.

  • Задание про славные символы России.

«Знаменем» в Древней Руси называли княжеский знак, то есть герб. Значки эти стоят на многих вещах, найденных во время раскопок. Они наносились на оружие и орудия труда, украшения и посуду, на кирпичи и печати, и, конечно же, на монеты. Знаки в виде трезубца до сих пор вызывают оживлённые споры. Что же они означают, как их рас­шифровать? «Это изображение древнего корабля», — говорят одни. «Да нет же, это изображение светильника», — утверждают другие. Третьи говорят, что это изображение птицы, а четвёртые — что это зашифрованное имя правителя. Так что загадка «знаков Рюриковичей» пока остаётся.

Какие у вас есть предположения, как расшифровать этот знак.

  1. Задания на завершение (дополнение) высказывания. Подобные задания проверяют готовность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, знание формулировок, определений;

  • Иностранцы называли Древнюю Русь …, что означало …

Ответ. «Гардарики», что означало страна городов.

  • Ущелье относится к долине, как плато к:

пустыне, холму, плоскогорью, расселине, горе.

Ответ. К плоскогорью.

  1. Задания на поиск ошибки. Эти задания проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, умение применять знания в нестандартной обстановке;

  • Задания на «Исключение лишнего слова»

Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить и обосновать свой выбор.

Следует найти как можно больше вариантов исключения.

Например. Вода, ветер, стекло. Ответ. 1. Вода, ветер – предметы неживой природы, стекло сделано руками человека. 2. Вода, ветер - прозрачные, поэтому следует исключить стекло. 3. Ветер, стекло - имена существительные 2-го склонения, вода -1 склонения. 4. Пример оригинального ответа. Вода и ветер – предметы, обладающие внутренней способностью к движению, поэтому следует исключить стекло, поскольку оно статично.

5.Графические задания дают возможность выполнить достаточно большой объем за короткое время: используя условные обозначения, выбрать из данных ответов правильный, соединить разрозненные части в целое.

  • Задание: Соедини начало фразы с её концом с помощью стрелки и получи правила разумного поведения.

то надо промыть ранку, помазать вокруг неё зелёнкой и забинтовать.

Если почувствовал резкую боль в ноге,

Начало фразы Конец фразы


Если ты поранил кожу,


то можно проглотить её, не заметив вкуса.


Если горькую таблетку положить на кончик языка,


надо чаще мыть руки.


не пытайся ходить, а срочно обратись к врачу.

Если ты промок,



Не смотри долго телевизор,

срочно переоденься, чтобы не простудиться.



могут устать глаза.

Не разговаривай, когда во рту пища,



Чтобы микробы не накапливались на руках,

иначе можешь поперхнуться.



Наше будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.


Литература.

Беденко М.В., Савельев А.Н. Окружающий мир: Суперувлекательные тексты, блицтесты; 4 класс – М.: 5 за знания, 2008.

Вахрушев А.А. Проверочные и контрольные работы. М.: ООО «Баласс», 2008.

Одаренный ребенок в развитии, общении, учении / Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.

Овсянникова Е.А. Одарённые дети // Завуч. – 2004. -№7. С.153-154.

400 заданий на развитие интеллекта / К. Рассел, Ф.Картер; Перевод с англ. Н.Ю. Чехонадской. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2003.

Федотова Г.В. Окружающий мир. – М.: «Академкнига», 2008




Полный текст материала Статья "Формирование познавательного интереса одаренного ребёнка в рамках образовательного компонента «Окружающий мир»" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прасолова Валентина Ивановна  Тишка
26.11.2010 2 4392 515

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК