Программа по курсу "Краеведение" во 2 – 4 классах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящем курсе «Краеведение» предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету «Окружающий мир». Программа разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом» автор А.А. Плешаков
Данный курс «Краеведения» рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: «Мы живем в России», «Край, в котором мы живем», «Город в котором я живу». Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по «Краеведению» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
В процессе преподавания курса «Краеведения» рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Кемеровской области и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучения «Краеведения» способствует
- формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
Воспитывать бережное отношение к своему городу,, к школе.
Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «КРАЕВЕДЕНИЕ» 2 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в России (4ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.
Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/
Практические работы. 1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
2. Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги Грибы и ягоды. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы Кемеровской области. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.
Практические работы. 1. Кемерово на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте. 2. Обучение работы с картой Кемеровской области: Города и села Кузбасса, обозначить их на контурной карте. 3. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
4. Рассматривание образцов полезных ископаемых. 5. Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии: 1. Природа вокруг нас, 2. Краеведческий музей,
3. Ботанический сад. 4. На водоем. 5. В поле, сад, на ферму.
3. Город, в котором я живу (8ч)
Тема: История родного города. Кемерово на карте России и Кемеровской области.
Тема: Символика города.
Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.
Тема: Улицы города. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.
Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии: 1. На предприятия, где работают родители. 2. По улицам и районам города. 3. В школьный музей.
Тема: Итоговое занятие
На странице приведен фрагмент.
Автор: Квасникова Натадья Юрьевна
→ 1234563820 07.01.2011 6 24318 1753 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.