Конспект и презентация урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Форма Земли", УМК "Школа 2100".
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №4
города Тулы
Дидактические условия реализации технологии деятельностного метода.
Самоанализ урока.
Учитель высшей категории
Климова Любовь Олеговна.
2010 год.
Сегодня мы посмотрим фрагменты урока по окружающему миру по теме «Форма Земли», проведенного во 2 классе.
Тип урока – открытие новых знаний, проведенного по технологии системно-деятельностного подхода.
Я изучаю системно-деятельностный метод несколько лет. Диагностика показывает высокие результаты не только в начальной школе, но и в среднем звене. Обратите внимание, что учитель не дает готовые знания, а учащиеся сами открывают новые знания, находя выход из проблемных ситуаций.
Вам предлагается посмотреть этап урока самоопределения деятельности. Этот урок был первый по расписанию, было важно узнать настроение учеников. Для этого им предложили поднять карточку, соответствующую на данный момент их внутреннему чувству. Учитель обязательно дает положительный настрой на урок, дети друг другу желают удачи в открытии новых знаний.
Главной целью этого этапа - положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке.
Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («Хочу»).
Актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и установления тематических рамок («Надо», «Могу»).
Затем на этапе актуализации мы:
актуализируем изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, и их обобщения;
тренируем соответствующие мыслительные операции;
мотивируем учащихся к пробному учебному действию («Надо» - «Могу» - «Хочу») и его самостоятельному осуществлению;
учащиеся фиксируют затруднения в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обоснования.
Данный этап подготавливает к мотивации у учащихся самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
После того как учащиеся отгадали кроссворд, мы подошли к решению I проблемы.
А далее мы выявляли тот уровень знаний, который является базовым для открытия новых знаний.
Уважаемые коллеги, вы увидели, что основная форма работы на уроке была групповая. У каждой группы был свой текст, который помог ученикам открыть новые знания.
У I группы был текст, из которого учащиеся узнали, что такое линия горизонта.
У II группы был текст, из которого ученики узнали, о первом кругосветном путешествии Магелана.
У III группы был текст, из которого дети узнали, о древнегреческом ученом Пифагоре, который выдвинул гипотезу, что Земля имеет форму шара. И об Аристотеле, который доказал истинность гипотезы Пифагора.
Мы провели огромную исследовательскую работу, изучая первое кругосветное путешествие Магеллана. Работая с текстом, дети узнали краткие биографические сведения жизни путешественника, рассмотрели маршрут кругосветного плавания. Некоторые учащиеся поделились своими знаниями, которые они получили из других источников информации: книги, энциклопедии, Интернет, телевидение.
Уважаемые коллеги, вы помните, что у III группы был текст о гипотезе Пифагора и о доказательствах Аристотеля. Учащимся было предложено экспериментальным путем доказать истинность гипотезы Пифагора и повторить опыт Аристотеля.
На последнем этапе – этапе рефлексии мы подвели итог нашей исследовательской деятельности.
Урок мы закончили самооценкой учебной деятельности.
Учитель начальных классов
МОУСОШ №4 города Тулы
Климова Любовь Олеговна
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)
Тема урока: Форма Земли
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: Систематизация знания учащихся о шарообразной форме Земли.
Оборудование:
Компьютер
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
учебник «Наша планета», 2 класс, 1 часть, авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М.: Баласс, 2009 г.,
Толковы словарь, С.И. Ожегова, М.: Азъ, 2002г.,
Мяч,
бумажный кораблик,
пластилин,
фонарики.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.
Актуализация и пробное учебное действие.
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого отгадаем кроссворд. (Приложение 1).
- Какое «ключевое» слово у нас получилось?
- Что обозначает слово «земля»?
- Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова.
- Что вы знаете о планете Земля?
- Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. – Что вы знаете о планете Земля?
- Как представляли форму Земли древние мудрецы?
Выявление места и причины затруднения.
- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
- Какова тема урока?
- Каковы цели урока?
Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.
Реализация построенного проекта. Проверка гипотез. Работа в группах и парах.
- У вас на столах лежат карточки с текстами. Прочитайте их. Подчеркните то, что узнали нового для себя.
- Обсудите, что нового вы узнали для себя.
- Давайте по группам озвучим, что нового узнали для себя.
1. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта. (Приложение 2).
- Доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде. Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края» Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?
- Что называют линией горизонта, или просто горизонтом?
- Можно ли дойти до горизонта?
- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?
- Давайте это проверим на опыте:
(Мяч, бумажный кораблик)
- Что мы видим?
(Мяч и бумажный кораблик)
2. Кругосветные путешествия мореплавателей. (Приложение 3).
- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?
Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.
- Что интересного вы знаете о Магеллане?
- Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»?
3. Гипотеза Пифагора и доказательство Аристотеля. (Приложение 4).
- Древнегреческий ученый Пифагор первый предположил, что Земля имеет форму шара. Предлагаю провести опыт, который когда помог великому ученому доказать свою гипотезу. Для этого надо вспомнить, что такое Луна и Лунное затмение?
- У вас на столе лежит кусочек пластилина, как вы думаете для чего?
- Какую тень дают круг? Куб? шар?
- Сейчас мы работаем в парах. Оденьте свои шарики на шпажки. Возьмите лист белого картона фонарик. Определите какую тень дали ваши шарики.
- Какой сделаем вывод?
- Какое самое важное доказательства шарообразной формы Земли?
4. Вид Земли из космоса.
- Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?
- Что интересного вы можете рассказать?
- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Какие были трудности?
- Что нам помогло выйти из трудной ситуации?
- Наш урок подошел к концу. Поднимите кружочки, соответствующие вашей самооценки урока. Все молодцы! Большое спасибо за работу.
Приложение 1.
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление, сторона света, где вечером заходит солнце.
Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы.
Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности.
Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния.
Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу.
Приложение 2.
Выйди в ровное поле и погляди вокруг. Зеленеет трава. Звенит ручеёк. Высоко в небе плывут облака. Кажется, что Земля, сколько бы ни шёл по ней, остаётся ровной, плоской, как стол.
А теперь представь себе, что ты поднялся в небо на самолете или находишься на вершине горы. С самолёта увидишь дальше и больше, чем стоя в поле. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые светлыми лентами рек. Но всё равно Земля кажется плоской.
Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Она ограничена линией горизонта. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта.
Приложение 3.
В далекие времена Португалия и Испания враждовали из-за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.
Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад.
Только через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь.
«Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами вернулась на родину.
Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.
Приложение 4.
Одним из первых высказал такую мысль греческий философ Пифагор более 2500 лет назад. Он рассуждал примерно так. Если Солнце и Луна — небесные тела, то и Земля, возможно, тоже. У них идеальная форма шара. Вот и наша планета, и Вселенная должны соответствовать идеалу, самой совершенной геометрической фигуре.
Но это всего лишь предположение. Спрашивается, а чем куб или пирамида хуже шара?
Первым предоставил доказательства формы Земли Аристотель через 200 лет после гипотезы Пифагора. В этом ему помогли... лунные затмения!
Почему они происходят? Задав себе такой вопрос, Аристотель сделал правильный вывод: потому что на Луну надвигается тень нашей планеты. Тень круглая. Значит, она — от шара.
Лунным затмением называется явление, когда Луна в своем движении попадает в область тени Земли.
В этот момент Луна, Земля и Солнце находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климова Любовь Олеговна
→ ЛОК 07.01.2011 8 42540 6388 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.