Автор:
Кузьмина Ольга Васильевна
Место работы: МОУ
Кумылженская средняя общеобразовательная
школа№1
имениЗнаменского
А.Д.
Должность:
учитель начальных классов
Дополнительные
сведения:
урок окружающего мира по теме
«Круговорот
воды в природе» 2 класс по системе
Занкова.
Конспект
урока:
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель: - развитие воображения и
эмоциональной сферы учащихся;
- учить аргументировать свои
умозаключения на основе полученных
знаний;
- сформировать общее представление
о характерных природных явлениях и о
Мировом круговороте воды в
природе;
- развивать творческие способности,
навыки самостоятельности с использованием
информационно-компьютерных
технологий;
- продолжать формирование
приёмов работы на интерактивной доске
по
графическим схемам и дидактическому
материалу.
Оборудование: - приборы и инструменты
для проведения опыта:
спиртовка,
ёмкость
для нагревания воды,
вода,
ёмкость
со снегом;
- презентация по теме
«Круговорот воды в природе»;
- проекция схемы
круговорота солёной воды (с.123 учебника)
на интерактивную
доску;
- карточки с заданиями
для групповой работы;
- индивидуальные
сообщения учащихся из мира интересных
фактов
о воде;
- учебник «Мы и окружающий
мир» Н.Я.Дмитриева;
- рабочая тетрадь «Мы
и окружающий мир».
(Пояснения: С1
– номер слайда; К – порядковый щелчок
на слайде.)
Ход урока:
I.Актуализация
знаний. С1 (слайд
презентации)
- Сейчас мы с вами изучаем большой и
очень важный раздел нашего курса.
Напомните как он называется?
(«Взаимодействие сил природы») К
- С какими силами природы мы познакомились
ранее? ( С землёй, водой и воздухом.)К
- В состав каких оболочек Земли входят
суша, вода и воздух? (Литосфера, гидросфера
и атмосфера.) К
- До сих пор мы рассматривали сушу, воду
и воздух отдельно, выясняя их особые
свойства.
II.Постановка цели
урока.
- Сегодня на уроке мы должны используя
полученные знания, сведения, наблюдения
проследить, как происходит взаимодействие
этих сил природы. К
Силы природы вы мне назвали, а как
понимаете слово «взаимодействие»?
(Взаимодействие
– общие действия всех сторон, направленные
на достижение единой цели.) К
III.Формирование
новых знаний.
1. Практическая работа.
- Проследить это в условия класса нам
поможет опыт.
а)- Возьмём ёмкость. В неё нальём
вещество. Назовите его. (Вода).Воду будем
нагревать.
Пока идёт процесс нагревания , расскажите
о свойствах воды.( Жидкость,
прозрачная,
без вкуса,
без запаха,
без цвета,
может находиться
в трёх состояниях: жидком , газообразном
и твёрдом,
при нагревании и
охлаждении увеличивается в объёме.)
б) – Вода нагрелась до определённой
температуры. Что происходи с нею?( Кипит)
Объясните процесс кипения воды.( При
нагревании вода из жидкого состояния
переходит в газообразное - пар. Теплые
водяные пары смешиваются с воздухом и
поднимаются вверх, т.к. тёплый воздух
легче холодного.
в) – Что происходит с тёплым влажным
воздухом высоко в небе? (Он охлаждается)
Мы ускорим этот процесс с помощью
тарелки со снегом. Что происходит на
дне тарелки?( Дно запотело. На нём
появляются капли воды.)
- Что происходит с каплями? (Они увеличились
и оторвались, упали опять в ёмкость.)
-Поясните, что произошло с водяными
парами.
Вывод: С2
К (Вода из жидкого состояния
при нагревании превратилась в газообразное,
а затем , охлаждаясь, вновь превратилась
в жидкость.)
- Можно сказать. что вода вращается
по кругу? (Да)
- Это явление получило название
К круговорот воды.
2. Видео «Круговорот воды в природе»
а)- Его мы сейчас проследили на опыте
в условиях класса. А теперь посмотрим,
как круговорот воды происходит
непосредственно в природе.
С3 -
Просмотр видеопроета по теме : «Круговорот
воды в природе».
б) Проверка восприятия:
Сравните круговорот, который мы видели
в опыте, и круговорот, который происходит
в природе.
IV. Применение знаний
на практике.
Самостоятельная работа. «Круговорот
воды с поверхности Мирового океана»
- Ребята, у меня возник вопрос.
Круговорот воды в природе зарождается
на поверхности Мирового океана. А какая
вода в океане? (Солёная). А осадки,
выпадающие из атмосферы, они какие ?
(Пресные.) Куда же девается соль?
Расскажите как это происходит, используя
рисунок стр.123.
2. Проверка самостоятельной работы.
С4 (
Рисунок-схема выносится на интерактивную
доску, ученик свой рассказ сопровождает
показом по рисунку-схеме.)
Оценивание ответа учащегося.
V.Физпауза. С5
К - И так, с поверхности солёного
Мирового океана в атмосферу поднимаются
пресные капельки воды. Покажите, куда
движется вода в газообразном состоянии?
(Дети, потягиваясь, встают
из-за парт.)
К Охлаждаясь, пары вновь
превращаются в воду и падают на сушу.
Уже пресная вода, в жидком состоянии,
скапливается в различных водоёмах. В
них мы любим купаться.
(Дети имитируют купание.)
К В твёрдом состоянии воду мы
можем встретить зимой. Наши водоёмы
покрываются льдом. Мы вооружаемся
коньками и …
(Дети «катаются» на коньках)
К Ну а суша зимой укрыта снегом.
Мы играем в снежки.
(Дети «Играют» в снежки.)
С приходом весны снег и лёд растают,
и вода рано или поздно опять окажется
в океане.
VI. Значение круговорота
воды в природе для Земли.
1. Работа по группам.
а) Самостостоятельная работа.
- И так, с
поверхности солёного Мирового океана
в атмосферу поднимаются пресные капельки
воды. Дальнейший их путь не менее
интересен.
Капельки воды могут попасть в русло
ручья, и тогда они вместе с его водами
прямым ходом попадут в речку, из речки
в реку, затем в море и наконец в океан.
Но путь капелек воды может быть и
другим. С6
С различными путешествиями капелек вы
познакомитесь самостоятельно. Работать
будете в группах.
1 группа. 2
группа. 3 группа.
учебник
учебник учебник
с.123 с.
124 с. 125
последний абзац - последний
абзац. третий абзац.
с.124первыйи второй абзацы.
б) Проверка самостоятельной работы.
Рассказ учащихся о путешествиях капелек.
К (Ответы оцениваются)
К Ландшафт К
Фауна К
Рельеф
Земли.
Земли. Земли.
в) Вывод.
- В результате путешествий капелек воды
в природе образуются различные ландшафты
, поддерживается великое многообразие
флоры и фауны, медленно но постоянно
меняется рельеф Земли.
Мы только, что рассказали о значении
природного явления для жизни Земли. Как
вы его оцениваете: «важное» или «не
важное»? К
- Как же называется это важное явление?
К (Круговорот вода в природе)
VII. Домашнее задание.
- Мы доказали важность круговорота воды
в природе, значит его нужно хорошо знать.
Дома повторить его ход вы сможете на
с.122-125 учебника и закрепить, выполняя
задания №56,57 в рабочей тетради.
В круговорот воды всё больше включается
вода, отравленная бытовыми отходами
жизнедеятельности человека. Это тема
нашего следующего урока. Ей же посвящён
и № 57 в домашнем задании. . Подумайте
над ним дома.
VIII.Рефлексия. С7
- Какое природное явление было в центре
нашего внимании на сегодняшнем уроке.
(Круговорот воды в природе) К
- Почему круговорот воды изучается в
разделе «Взаимодействие сил природы»?
К
(Чтобы этот важный процесс произошёл,
необходимо, чтобы все его составляющие
силы природы
вода
воздух суша
К гидросфера
К атмосфера К
литосфера
последовательно взаимодействовали
между собой.
IX. «В мире интересного».
С8
В мире воды существует много интересных
фактов. Они занесены в книгу рекордов
Гиннеса.К О некоторых из них расскажут
ваши товарищи.
(Индивидуальные сообщения. Сообщения
оцениваются)
Самая
крупная капля дождя выпала в Америке в
1953 г., и её размер был равен 9см 4мм. К
Самый сильный дождь шёл в Индии целых
12 месяцев – с 1 августа 1860г по 31 июля
1861г. К Самое глубокое озеро – Байкал.
Его глубина 1 км 940м. К
Д/З: - Может быть, и у вас найдётся
интересная информация о воде, мы с
удовольствием послушаем её на следующем
уроке.
-О каком веществе эта загадка? Бывает
жидкая,
Бывает
твёрдая,
Бывает
живая,
Бывает
мёртвая. (Вода)
И сегодня на уроке мы в большей степени
говорили о ней. Она вам благодарна и
говорит…
С9
« Спасибо за урок.»