Конспект урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир"; 4 класс























Составила Кузнецова Н.Н.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1 г.Калининска

Саратовской области»














Цель: Раскрыть роль ис­кусства в понимании гармоничной связи русского жилья с приро­дой.

Задачи: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских дере­вянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками-пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей лю­бовь к природе, художественный вкус, потребность ориентировать­ся на духовные ценности народного искусства; укреплять меж­предметные связи.


Оборудование: фотографии деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукции картин Николая Анохина - Уходящая Русь, Фёдора Васильева Деревня,

Исаака Левитана - Солнечный день.


Ход урока.

І. Организационный момент.

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!


II. Актуализация знаний: 

- Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

- Вспомните, в каких местах на Руси строили поселения?  (Поселения строились вдоль рек, на равнинах, около леса, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном)

- Как назывались такие поселения одним словом? (деревни)

III. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус:


4 5









( Деревня - деревянный мир)

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (ответы детей).

- Сегодня мы побываем в русской деревне, познако­мимся с различными видами изб, будем любоваться красотой дере­вянной храмовой архитектуры.


ІV. Беседа по теме урока.

1) - Послушайте отрывок из воспоминаний о детстве Д. Твар­довского:

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первона­чальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детст­ве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».

- С чего начинается Родина, Отчизна? (ответы: с малой родины, с города или деревни, с дома, улицы).



На доске репродукции: АНОХИН Николай - Уходящая Русь ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Деревня ЛЕВИТАН Исаак - Солнечный день


2) Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

(Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения)


Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков



Несказанное, синее, нежное ....

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Голос громкий и всхлипень зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд кирпичный,

В завывании дождевом?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин


- Какое чувство объединяет эти художественные произведения? (ответы детей)

- Я произнесу слово «деревня».

- Что вам представилось? (ответы детей)

- Откройте учебник на стр.20. Рассмотрите картину И.Левитана «Золотая осень»

- Какие чувства рождает у вас эта картина?

- Где расположено село?

- Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

- Какое настроение выражено в этой картине?

- Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему?

- Как связан между собой образ русской природы и образ рус­ской деревни?


- Какое впечатление создает у вас картина в целом?

- Вот вам со словом «деревня» представились сразу дома.

- А как назывался раньше «дом»? (ответы детей)

- Почему называли «изба»? ( Изба – русский срубной дом. Главное место в них занимают печи, поэтому дом называли избами (от слов «истьба», «истопка»- тёплое место)

- Из какого природного материала строились избы? (избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её)

- Откройте учебник на стр.21. Прочитайте текст учебника.

- Почему строения были деревянными? (ответы детей)

- Леса в нашей стране занимали огромную территорию. Древесина – это доступный природный материал в конструкции жилища.

-А как называли людей, которые занимались строительством домов? (плотники)

- Рассмотрите рисунки на стр.21-22. Какие инструменты использовали плотники для строительства избы? (топор, рубанок)

- В чём заключалось мастерство построек? (ответы детей)

- А можно ли к мастерству отнести украшения построек?

-Что украшалось?

- Прочитайте текст учебника на стр.23-24.

- А какие ещё деревянные сооружения можно увидеть в русской деревне? (колодцы, амбары, клети (где хранили одежду, посуду и т.д), ворота, крыльцо, забор)


Физкультминутка

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тесом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем

И готов наш новый дом!



Учитель демонстрирует фотографии деревянной ар­хитектуры (церкви, соборы, храмы, сделанные из дерева и без единого гвоздя) и ансамбля Кижи.


- Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек.

Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства - дере­во. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его по­мощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы.

Русские мастера умели строить так, что творения их рук каза­лись нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке.

Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столби­ками.

Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Пре­ображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговари­вая: «Не было и не будет больше такой!»


V. Самостоятельная работа учащихся.

( Дети обсуждают расположение альбомного листа; вспоминают об украшениях изб; о том, что если предмет ближе – он крупнее, дальше – мельче, изображаемые предметы не висят в воздухе; о смешивании красок, для получения нужного цвета и т.д.)


VІ. Выставка и оценка работ.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Гении старого зодчества –

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай - и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

Леонид Мартынов


VІІ. Итог урока.

Продолжи предложения: Теперь я знаю…….

Теперь я умею…….

На уроке мне было трудно……

На уроке мне понравилось…….

VІІІ. Уборка рабочих мест.




Используемая литература:


1.Учебник Л.А.Неменской «Каждый народ- художник».

2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост.В.Н.Лободина

3. Произведения Леонида Мартынова «Гении старого зодчества», С.Есенина «Несказанное, синее, нежное ....», Н..Языкова «Мой друг, что может быть милей…», Д.Твар­довский «Воспоминания о детстве».

4. Статьи из интернета.







Полный текст материала Конспект урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Наталья Николаевна  natalia1972
05.12.2012 2 18262 3562

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК