Конспект внеклассного мероприятия "Снегирь – птичка оберег"
Мастер - класс: «Снегирь – птичка оберег»
Цели деятельности
|
Познакомить детей с назначением оберега, видами оберегов; развивать творческую фантазию, воображение, художественную творческую активность обучающихся посредством освоения технологии изготовления птички оберега; воспитывать аккуратность в работе; прививать интерес к традициям русского народа. |
Тип занятия |
Комбинированное |
Методы и формы обучения |
Словесные – рассказ, беседа, инструктаж; наглядно – иллюстративный - демонстрация образцов и приемов работы, просмотр презентации; репродуктивный, диалогический. |
Основные понятия и термины |
Предки, оберег |
Наглядно-демонстрационный материал |
шерстяные нитки (или любые нитки для вязания) трех цветов (красные, белые, черные) ножницы, салфетка, шаблон(15x18см.), клей, семечки. |
Техническое оснащение |
Мультимедиа, презентация |
Планируемые
|
Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности; умение применять полученные знания и умения в практической деятельности. Предметные: обучающиеся создадут птичку – оберег из ниток; научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы; проведут рефлексию способов и условий действий Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить птицу-оберег из ниток), используя технологическую карту в работе; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности). |
Организационная структура мастер-класса
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап |
Учитель вместе с обучающимися встречает гостей. (Слайд 1) |
Обучающиеся встречают гостей стихотворением: Гость в дом – радость в нем! Проходите, гости дорогие! Посидим рядком да поговорим ладком! Здесь и красные девицы, Добры молодцы кругом, Все уселись за столом! Будет всем вам здесь приятно Побывать у нас в гостях! Все мы рады видеть вас! |
II. Погружение детей в тему мастер-класса |
Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами, улыбками. - Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Я предлагаю вам совершить путешествие в далёкое прошлое, к нашим предкам. - А кто такие предки? Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы). |
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Это люди, которые жили очень давно, до нас. |
III. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия. |
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. - А кто из вас знает, что такое оберег? ОБЕРЕГ – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом и приносит счастье, здоровье, достаток. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле.
(Слайд 2) Это слово говорит само за себя «то, что оберегает». - У кого дома есть обереги? - У наших предков были разные обереги. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте загадку. 1. Когда ты слышишь скрипы Шаги над головой, Шуршанье, кашель хриплый Знай – это … (Слайд 3) -Зачем нужен домовой в доме?
2. Обереги делали еще в образе кукол. Куклы – обереги защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укрепляли семью. Кукол делали на праздники, важные события. К куклам относились как к членам семьи, с ними разговаривали, наряжали. 3. Удивительный букет: Ветки есть, а листьев нет! Не привык к парадной вазе, Очищает дом от грязи. Работяга, не бездельник, Наш помощник шустрый … (Слайд 4) - Что символизирует этот оберег? Если веничек повесить вверх метёлочкой, значит в ваш дом «притекут» деньги. Если – метёлочкой вниз, он станет выметать всё плохое, из вашего дома. 4. Есть примета у людей – Чтоб с успехом сладить. Взять обувку лошадей, Над дверьми приладить. - Что даёт подкова нашему дому?
Подкову прибивают над входной дверью, а вот каким образом её прибить, хозяева должны решить сами: - вверх рожками, она поможет удаче и накоплению богатства в доме; - вниз рожками, защитит дом от горя, невзгод. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с презентацией. Оберег – это предмет, который защищает, «оберегает» человека от бед.
Отгадывают загадки. Домовой
Он охраняет семейный уют и тепло домашнего очага, защищает от неприятностей.
Веник.
Чистоту в доме.
Подкова
Значение этого оберега – защищать от злых духов, тёмных сил. |
IV. Закрепление основного содержания внеурочного занятия. |
- Оберегов, как вы уже поняли, на Руси было большое множество, они олицетворяли удачу, богатство, семейное благополучие. Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю вам познакомиться еще с одним оберегом, который приносит удачу и мир в дом. Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв И два крыла… Прилетит — плохи дела! (Слайд 6) Оберег – «Птица счастья» считается хранительницей семейного счастья и благополучия. Изготавливался этот оберег обязательно из хвойного дерева (ель, пихта, сибирский кедр). Такой оберег висел в каждом доме, помещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирал все отрицательное, с чем человек мог прийти в дом, и пропускал в дом только хорошее. - Сегодня мы попробуем сделать свою птичку. Птичку, которая подарит радость и спокойствие вашему дому.
Отгадайте эту красивую и самоотверженную птицу. Гроздья рябины на ветках сидят, Красные яблоки рядом сидят, Что же за сорт поскорей назови, Это же птицы, их зовут … - Правильно, ребята, пусть эта маленькая ловкая птичка принесет на крыльях счастье и станет прекрасным оберегом, который будет согревать вас в холодные пасмурные дни. Небольшой рассказ о снегире. Снегирь - птица распространенная и очень привлекательная. Часто его называют «живым фонариком». Снегирь принадлежит к семейству вьюрковых. Птичка небольшая, чуть больше воробья. Ее вес не превышает тридцати граммов. Телосложение у снегиря крепкое и довольно плотное. Длина тела в среднем равна 18 см. Питаются снегири преимущественно растительной пищей — семенами различных хвойных и лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями.
(слайд ?) Для изготовления снегиря нам понадобится: шерстяные нитки (или любые нитки для вязания) трех цветов красные, белые, черные, ножницы, салфетка, шаблон(15x18см.), клей, семечки. Вспомните, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с презентацией.
Отгадывают загадку.
Птица.
Отгадывают загадку.
Снегири
Проговаривают правила безопасной работы с ножницами и клеем. Правила безопасной работы с ножницами 1. Перед работой проверь исправность инструментов. 2. Работай ножницами только на своем рабочем месте. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Подавай ножницы кольцами вперед. 5. Не оставляй ножницы открытыми. 6. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. 7. Используй ножницы по назначению. Правила безопасной работы с клеем 1. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. 2. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 3. Руки после работы хорошо вымой с мылом. |
V. Творческая практическая деятельность |
1. На шаблон по длинной стороне наматываем нить черного цвета нечетное количество раз. Разрезаем нити с одной стороны. 2. Красную и белую нить наматываем по короткой стороне не четное количество раз. У нас в итоге получилось три пучка ниток. 3. Складываем пучки нитей в следующей последовательности. Накладываем на черный пучок красные нити и фиксируем с двух сторон. Наматываем нечетное количество раз (3,5,7…), фиксируем при помощи узла. 4. Формируем из салфетки шарик и обворачиваем нитями белого цвета. Пучок с белыми нитями прежде перевязываем по середине. 5. Сформированную сердцевину обворачиваем заготовкой из черных и красных нитей. Распределяем нити по туловищу птицы. Завязываем хвостик.
6. Можно его подрезать, а можно оставить и так. Вклеиваем клюв – семечку. |
Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические правила; выполняют задание |
VI. Итог занятия. Рефлексия деятельности |
Наш мастер-класс я хочу закончить словами Александра Яшина – вологодского поэта. Пусть они проникнуть в маленькое сердечко каждого из вас: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Не богаты их корма- горсть одна нужна, Горсть одна - и не страшна
Будет им зима!
Сколько гибнет их - не счесть! Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну! У каждого из вас осталась ниточка, заряженная доброй энергией. Завяжите ее себе на запястье, и пусть она передаст вам свою энергию! - Пусть эти обереги охраняют вас зимой, приносят в ваш дом добро, счастье вам и вашей семье! - Подари товарищу птичку из пряжи, пусть этот красавчик согревает его в холодные пасмурные дни.
|
|
Украсим дерево снегирями
Кормушки
Обереги
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Елена Владимировна
→ Публикатор 18.07.2021 0 1553 22 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы