Из опыта работы "Воспитание на основе православного вероучения"; 1 класс


Автор: Лисовская Елена Александровна

учитель начальных классов

МОУ "Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского"

Воспитание младших школьников на основе православного вероучения.


С 2009 года являюсь учителем православного класса на базе совместного проекта МОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского» и Воскресной школы Павловского собора. В своей работе опираюсь на опыт коллег по Воскресной школе: завуча- Балыковой Ларисы Яковлевны и учителя 4 «А» класса- Мирзояновой Ирины Викторовны.

Воспитание в классе проходит на основе православного вероучения. Дети учатся любить свое Отечество, почитать родителей и уважать друг друга.

По мнению психолога И. Н. Мошковой, «…православное воспитание должно способство­вать накоплению внутренних сил и ресурсов ду­ши ребенка, чтобы в будущем высокая мотивация служения своей Родине, своему на­роду, высокое патриотическое чувство привилось­ и стало достоянием человека» .


Целью своей работы я считаю: на основе православного вероучения наполнить духовным содержанием процесс образования и воспитания младшего школьника.

Задачи, которые ставлю, организуя процесс воспитания и образования:

  1. Заложить основы православного мировоззрения учащихся.

  2. Воспитывать послушание, смирение, терпение, целомудрие, любовь к ближнему, трудолюбие и формировать потребность выполнять в жизни эти нравственные категории.

  3. Воспитывать почитание и любовь к родителям.

  4. Воспитывать любовь к малой и большой Родине.

  5. Воспитывать культуру поведения в храме и в общественных местах.

  6. Формировать дружный коллектив единомышленников: учащихся и родителей.


Новизна опыта состоит в создании системы воспитания духовного человека, которая обеспечит одновременно эффективную социализацию и высокие духовно – нравственные качества и должна опираться на национальные традиции, главной из которых является православие.


Эти и другие духовно-нравственные вопросы учитель решает с помощью следующих форм: классные часы, праздники, экскурсии, поездки, беседы, родительские собрания и т. д.

Для работы педагог использует следующие методы:

  • методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых;

  • методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы;

  • метод оценки и самооценки, с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование деятельности.

К средствам духовно - нравственного воспитания относятся книги, живое слово учителя, участие в мероприятиях.

Ребенок – это дар Божий. Один из подходов к воспитанию – гуманистическое воспитание. Главное идти от ребенка, а не к ребенку, постоянно изучать его. Изучение личности осуществляется через анкетирование, беседы, классные часы, групповые индивидуальные беседы. Далее важно в воспитании положительное отношение к ребенку, как со стороны семьи, так и со стороны учителя. В результате изучения личности в воспитании складывается личностный подход, который позволяет каждому ребенку занимать активную личностную позицию в деятельности класса.

Для того, чтобы реализовать эти формы духовно-нравственного воспитания необходимы серьезные размышления и специальная подготовка педагога. Поэтому необходимо регулярно посещать местный храм, беседовать о воспитании детей с настоятелем этого храма, приобретать и изучать православную литературу. Школа должна держать связь с духовенством в вопросах воспитания подрастающего поколения.


С первых дней поступления детей в школу учитель учит их терпению, кротости, смирению и другим христианским добродетелям. Своим личным примером учит детей не раздражаться, сдерживаться, проявлять любовь к ближнему. Ведь в ребенке 6-7 лет воплощено все то, доброе и нравственное, что содержит человеческая душа, еще не отягощенная дурными наклонностями. Задача учителя состоит в том, чтобы позволить проявиться этому доброму и вечному; показать детям, что это не только хорошо. Но и крайне необходимо в жизни человека, закрепить эту уверенность на созидательном уровне, привить противоядие к распространенным в обществе порокам.


Воспитательная и образовательная работа в классе опирается на семейные ценности. В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и церковь. Семья представляет собой самую естественную основу для воспитания детей. Н.В.Маслов, доктор педагогических наук, президент Фонда св. благ. князя Александра Невского считает, что «… семейства, дающие под­растающему поколению воспитание благочестивое и нравс­твенное, увидят свое потомство многочисленным, уважае­мым и благополучным».

Одна из главных целей православного воспитания – вернуть ребенка в жизнь традиции. Научить его жить так, как жили наши предки тысячу лет. Научить всему традиционному: укладу жизни, традиционному мышлению, культуре, науке, искусству. Строгий уклад жизни, как в семье, так и в школе – обязательное условие для того, чтобы человек не выходил из себя, не раздражался, а все ему было привычно и знакомо. Такой порядок освобождает ум, волю, чувства человека для молитвы, размышления, для решения более серьезных внутренних задач.

Современный же мир всячески пытается разрушить уклад жизни людей, предлагая нам бесчисленные пустые занятия и развлечения, отвлекая от самого важного, что есть в жизни, - от внутреннего делания.


У нас в школе сложился свой определенный уклад. Ученики находятся под непосредственным окормлением священнослужителей Павловского собора.


1 сентября проводится молебен на начало учебного года, а в конце года - благодарственный молебен. Учащиеся посещают богослужения в двунадесятые праздники и дни особо почитаемых святых. По понедельникам школьным священником, отцом Константином, совершается молебен на начало учебной недели.






Факультативно с 1 класса преподается Закон Божий, а с 3 четверти церковно-славянский язык, который помогает им учиться читать псалтирь и молитвослов, разбирать тексты церковных песнопений. Русский философ И.А. Ильин говорил: «…знание церковнославянского языка умножает словарный запас человека, что позволяет более глубоко осознавать и выражать свои мысли и свой внутренний мир, прикоснуть­ся к целому пласту возвышенной духовной ли­тературы».



Один раз в неделю, по пятницам, проходит Пасторский час. Отец Глеб Грозовский беседует с детьми, отвечает на их вопросы. С вопросами к нему в школу приходят и родители учеников. Дети очень полюбили этого батюшку, нравится что можно индивидуально поговорить.




Духовному развитию внутреннего мира ребёнка способствуют изобразительное творчество и музыка. С 1 класса три раза в неделю проходит церковное пение. На "хоровом пении" учащиеся знакомятся с фольклорным творчеством, воспитываются через личность композитора, через знакомство с классическими художественными образами. Музыкальные произведения подбираются с учётом исполнительских способностей.

Хоровое пение организует и жизнь классного коллектива, приучает слушать и слышать друг друга. Тексты духовных песнопений возвышают душу ребенка, наполняют сердце радостью и теплом, а речь делают красивой и благозвучной. Ведь «…чем заполнено сердце, тем мы и говорим» .

Учащиеся часто выступают. При этом, хочется отметить организованность детей и поддержку родителей. Ученики одерживают победы в разных музыкальных конкурсах.



Результаты работы:

-Диплом за участие в Одиннадцатом Благотворительном Рождественском Фестивале Духовной Музыки «Христос Рождается, Славите!»,январь 2011г.

- Диплом участника фестиваля «Пасхальный Благовест, апрель 2011г. в Приход храма прмч. Андрея Критского в п.Сергиево

- Красношейка. Пасхальная постановка по легенде из книги Сельмы Лагерлёф «Сказания о Христе».Участие в VI фестивале детских воскресных школ Санкт-Петербургской епархии «Ангельские лики» в Александро-Невской Лавре, 7 мая 2011года.



Один раз в неделю дети занимаются в кружке"Изотворчество", создавая неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером. Давая проявить себя в изобразительном творчестве, они оберегаются от лени и равнодушия.




Каждый урок начинается с молитвы «Царю Небесный Утешителю…» и заканчивается молитвой «Достойно есть…». Также трапеза учащихся начинается и заканчивается благодарственной молитвой.










Работа по духовно-нравственному воспитанию находит своё отражение и на стендах школы для учащихся и для родителей.







Традиционно мы все вместе отмечаем следующие праздники:


  • Рождество Богородицы

  • День Учителя и день памяти св. преп. Сергия Радонежского

  • День матери

  • Покров Пресвятой Богородицы

  • Рождество

  • Крещение

  • День прорыва блокады Ленинграда и освобождения Гатчины

  • Масленица

  • День Защитника Отечества

  • Пасха

  • Благовещение

  • День победы

  • Дни именинников


Все праздники проходят при активном участии родителей. Они являются помощниками в украшении зала, подготовке декораций, в изготовлении костюмов. Да нередко и сами принимают участие в празднике.


Работой нашей школы интересуется духовенство: в апреле 2011 года наш проект одобрил Епископ Зарайский Меркурий, председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Он провёл беседы с детьми и дал положительные отзывы о работе преподавателей. В январе 2011 года канал ОРТ был гостем нашей школы. Они посетили уроки, брали интервью у детей и учителей.




Какими будут наши дети, все зависит от воспитания. Как говорит народная мудрость: «Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится».

Преп. Амвросий Оптинский советовал: «Что Вы благое посеете в душах своих детей в юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество… Если Вы успеете насадить в сердцах детей Ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать».


Рождество
















Масленица














Крещение








Пасха












Мною разработано планирование классных часов для 1 класса по духовно-нравственному развитию младших школьников.


Тематика

Сроки



1.

2.


3.


4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.


14.

15.

16.


17.


18.


19.

20.

21.


22.


23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.


Знакомство «Давайте дружить».

Доброжелательность-необходимое условие общения с другими.

Ангела за трапезой! Правила этикета в трапезной.

Россия-Родина моя.

Ссора между детьми-к чему это может привести?

Как подарить радость другому?

О детской дружбе и выборе друзей.

Вежливые слова и поступки.

Помни о других.

Правила хорошего тона.

Чувства…Что мы знаем о них.

Как стать честным?

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Что для православных значит Новый год?

Рождество- чудо для детей.

Из истории православных праздников. Крещение Господне.

Освобождение Гатчины от немецко-фашистских захватчиков.

Православные праздники. Сретение Господне.

Так поступают настоящие мужчины!

Русские традиции в песнях, играх, обрядах.

Из истории народных праздников. Масленица.

Заповеди- нравственные законы жизни для всех людей.

Что такое пост?

Тайны исповеди и причастия.

Что значит быть добрым?

Пасха.

Что такое традиция?

Моя семья. Традиции в семье.

Чтим великий День Победы.

Акция «Ветеран живёт рядом».

КТД «Мы ищем героев»

Как я исполняю заповеди?».



Сентябрь

Сентябрь


Сентябрь


Сентябрь

октябрь


октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь


декабрь

декабрь

декабрь

январь


январь


февраль


февраль

февраль

март


март


март

март

апрель

апрель

апрель

апрель

май

май

май

май









































Литература:


  1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11.

  2. Иванова О.В.Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературного чтения. Костромской институт развития образования.

  3. Кучерова О. Е. Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы// Начальная школа. 2006. № 11.

  4. Маслов Н. В. Чтобы спасти души наших детей // Начальная школа. 2005. № 11.

  5. Михайлова О.В. Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника через приобщение к православным традициям. Материалы festival.1september.ru

  6. Попова Г.П. Классные часы: 1 класс. Волгоград, 2011.День за днём: православный календарь 2011.- М.: Артос-Медиа, 2010.

  7. Православные праздники. Сценарии детских спектаклей для дошкольников и младших школьников.

  8. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006. № 11.

  9. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. 2006. № 12.







16



Полный текст материала Из опыта работы "Воспитание на основе православного вероучения"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисовская Елена Александровна  lisovskie
03.05.2011 3 3950 485

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК