Фольклорный праздник "Широкая маслениц"




МОУ ДОД «АСЮН МО «Ахтубинский район»




































Разработала:

Педагог дополнительного

образования, руководитель

Т/О «Экология и театр»

Ермакова В. И.



г. Ахтубинск 2009


Цель: воссоздать в небольшом помещении основные детали народного праздника, введение детей в особый самобытный мир народных гуляний. Продолжать знакомить детей с фольклором, обычаями и традициями русского народа. Воспитывать любовь и уважение к родному отечеству.

Материал: праздничное оформление центральной стены, снежный сугроб, короба для коробейников, ширма, чучело «Масленицы», куклы би-ба-бо: баба Яга, скоморохи, зонтик с лентами, две метлы, кегли, бубен, 1 платочек 10х10 см, шали для ведущих, шарфики для танца, балалайки; костюмы: коробейников, зимы, снежного человека. Угощение к чаепитию, блины.

Роли:

*2 ведущих

*баба Яга (манипулирование куклой)

*2 скомороха (манипулирование куклой)

*Зима

*Снежный человек

*коробейники

*4 бабки Ёжки

Звучит аудиозапись «Камаринская», П. И. Чайковского. Дети свободно входят в зал, рассаживаются. Их встречают 2 ведущих с шалями на плечах.

  1. Ведущий: Проходите, гости дорогие, рассаживаетесь поудобнее. Пожалуйста, располагайтесь. Рады гостям, как добрым вестям.

  2. Ведущий: Проходите, не стесняйтесь. Всех привечаем, душевно встречаем. В тесноте, да не в обиде. (Музыка стихает.)

Выходят коробейники.

Коробейники (по очереди):

Приехали; приехали!

С поделками, с орехами!

Со сладкими блинами!

С весёлыми бубенцами!

С цветами, побрякушками,

С нашими зверюшками.

Вместе: Подходи, честной народ – ярмарка уж у ворот!

1 коробейник: Здравствуйте, почётные господа!

Мы приехали на ярмарку сюда!

На вас товар поглядеть,

Себя показать!

2 коробейник: Мы развесёлые потешники,

известные скоморохи и насмешники!

За медный, за пятак покажем всё эдак и так!

Довольны будете здорово, удовольствия – в три короба!

Коробейники (вместе): Народ собирается, ярмарка начинается!

  1. Ведущий: Все гости собрались? Здравствуйте, дорогие ребята!

  2. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и милые сотрудники!

1. Ведущий: Спасибо всем, что пришли к нам по старому обычаю Зиму-матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за коньки-салазки. Завершается зима. День становится длиннее. Всё чаще на небе солнце светит.

2. Ведущий: А ведь, кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому снегу, первому морозцу, любовались снежными узорами.

1. Ведущий: О снеге да о морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте, ребята, их вспомним!

Дети: (поочерёдно).

  • Зима - не лето, в шубу одета.

  • Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

  • В зимний холод всякий молод.

  • Мороз невелик, да стоять не велит.

  • Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

  • Много снега, – много хлеба.

  • Зима – трёх месяцев владыка.

2. Ведущий: Что же это за месяца, которыми зима владеет? Давайте назовём первый зимний месяц. Как его в старину, в народе величали, какие о нём пословицы-поговорки складывали.

Дети: (поочередно)

  • Декабрь – студенец.

  • Декабрь – лютень.

  • Декабрь ворота зимы.

  • Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

  • В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

  1. Ведущий: Молодцы, ребята, всё вспомнили, ничего не позабыли. А вот, что ещё в народе говорили о декабре, нам расскажет ….

Ребёнок: Леденьё пришло, зиму в дом привело,

В сани коней запрягло, в путь-дорожку вывело,

Снег заледенило, лёд на речке вымело,

Ребят в санки усадило, с горки покатило.

Ребёнок: После Спиридона (ведущий таинственно, да вы знаете дорогие гости, что 25 декабря Спиридон – солнцеворот), хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк

Ребёнок: медведь в берлоге на другой бок повернулся.

Ребёнок: Солнце на лето, зима – на мороз.

  1. Ведущий: А давайте-ка, ребятки, солнышко славить, радостно, как в старину:

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод забывай!

  1. Ведущий: А за декабрём то, какой месяц идёт, что о нём говорил русский народ

Дети: (поочередно)

    • Январь – году начало, зимы середина.

    • Январь – крыша зимы.

    • Белее зима – зеленее лето.

    • Январю – большие морозы, февралю метели.

    • Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.

    • Новый год – к весне поворот.

    • Январь – весне дедушка.

  1. Ведущий: А ещё в народе январь просинцем звали, за то, что мелкие речки, ручьи промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, «лёд в просинь красит».

  1. Ведущий: Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. «В декабре день, было совсем помёр, да в январе опять воскрес», - так говаривали в народе.

  2. Ведущий: А какой же самый любимый праздник ребят в январе празднуют?

Ребёнок: Новый год пришёл,

Старый прогнал,

Себя показал!

Ходи, народ, себя показать,

Солнышко встречать,

Мороз из шубы прогонять!

  1. Ведущий: А как же, ребятки, мороз из шубы можно прогнать, что надобно делать?

Звучит народная весёлая музыка по выбору педагога.

Дети: На лыжах надо кататься!

  1. Ведущий: На лыжах?! А как?

Дети: А вот так! (имитируют движение)

  1. Ведущий: А ещё на чём?

Дети: На коньках!

  1. Ведущий: А как?

Дети: А вот так! (имитируют движение)

  1. Ведущий: А ещё во что играть?

Дети: В снежки!

  1. Ведущий: А как?

Дети: А вот так! (имитируют движение)

  1. Ведущий: Хорошо поиграли, позабавились! Но давайте дальше продолжать, третий зимний месяц называть.

Дети: (поочередно)

Февраль – бокогрей.

У февраля два друга – мороз и вьюга.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Осенний мороз не вызовет слёз, а зимние морозы – из глаз слёзы.

Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень.

  1. Ведущий: Ну – ка, Ваня, выходи, о феврале нам расскажи.

Ребёнок: Пришёл месяц – бокогрей,

Бок коровке обогрел,

И коровке, и быку,

И седому старику,

Мороз Морозычу.

Ты, Морозко, не серчай,

Из деревни убегай…

1. Ведущий: Погодите Зиму гнать, Давайте Зимушку уважим, стихи о ней расскажем.

Дети читают стихи: «Снегири» – А Прокофьева, «Зимняя песенка» – Р. Кудашева, «Мороз-Воевода» – Н. Некрасова.

2. Ведущий: А сейчас, уважаемые гости, послушайте песню «Зимушка» в исполнении фольклорного ансамбля «Забава».

Песня «Зимушка» в исполнении фольклорного ансамбля «Забава»

1. Ведущий: Совсем недавно мы радовались, снежной погоде, весёлым катаниям с горки, так что дух захватывает, сооружали из снега забавные фигурки снеговиков, а ещё водили весёлые новогодние хороводы. Так давайте заведём на прощание Зимушке – зиме один из хороводов!

Хоровод «Год Быка», переделанная песня «Кабы не было зимы»

Коробейники: (по очереди)

Идите ногами, смотрите глазами,

Берите руками, платите деньгами!

Подходите, не зевайте, больше покупайте!

Подходи, не ленись!

Покупай, не стыдись!

Целиком забирай

Да в карман засыпай!

Неожиданно появляется сугроб у ширмы, он шевелится.

2. Ведущая: Какие великолепные стихи ребята о зиме прочитали, но пора и честь знать, будем Масленицу встречать, Зимушку прогонять! Ой, смотрите, сугроб зашевелился. Да кто то из-за сугроба появился.

Из-за сугроба появляется старуха Зима.

Зима: Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трёт глаза), сосед медведь, быть может? Кто здесь шумит?

1. Ведущая: Это мы, ребята – школьники. А вы кто, бабушка? И что под нашим сугробом делали?

Зима: Я – Зима холодная, лютая. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать, перины снежные трясти.

2. Ведущая: Зимушка-зима, так ваше время прошло. Черёд весны наступил. Вам пора на Северный полюс, отдыхать.

Зима: (угрожающе) Что? Что вы говорите?! (Птичье пение звучит всё громче). Да, что это птицы раскричались? Замолчите! (взмахивает рукавом, голоса птиц затихают).

1. Ведущая: (взволнованно) Что вы Зимушка, сердитесь? Не морозьте первых весенних пташек!

Зима: (возмущённо) Что, что такое? Да я вас всех сейчас в сосулек превращу! Где мой посох ледяной, волшебный? (ищет за сугробом, слышится звук ручейка).

2. Ведущая: Вот видите, бабушка Зима, даже посох ваш растаял. Да вы посмотрите в окно, сосульки капают, побежали ручейки!

Под музыку вальса выбегают дети с шарфами.

Исполняется танец «Ручеёк».

1. Ведущая: Вот видите, уважаемая Зима, пора вам на север отправляться, там хозяйничать, сил набираться.

Зима: Рано мне ещё уходить, слишком рано-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся подруга, выходи на врага!

Звучит вьюга (аудиозапись).

Зима: (на фоне вьюги) Что испугались? Ха-ха-ха!

2. Ведущая: (показывая на изображение весны в оформлении зала)

Весне и горя мало, умылася в снегу

И лишь прекрасней стала наперекор врагу!

1. Ведущая: Что не говорите, а вы, Зимушка- зима, должны уйти. Поймите, так всегда бывает: каждому времени года свой черёд.

Зима: Ох, и упрямый вы народ! Хорошо, так и быть уйду, только при одном условии. Отгадаете мои загадки, убегу я без оглядки.

2. Ведущая: Дети, вы согласны? (ответы детей)

Зима: (загадывает свои загадки)

  • Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

  • И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (иней)

  • Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица? (вьюга)

Зима: Отгадали, отгадали, я пропала! Надо вещи собирать, да скорее убегать! (подхватывает сугроб, убегает)

1. Ведущая: Молодцы, ребята, все загадки, отгадали, без труда зиму прогнали! А это значит, что зиме конец.

2. Ведущая: Издавна на Руси в конце зимы устраивались народные гуляния. Назывался этот праздник – масленица. Весёлый и разгульный, с играми да весёлыми состязаниями.

1. Ведущая: В этот день пекли блины, а ещё делали чучело зимы, носили его по улице, а к вечеру сжигали. А, что за праздник без гостей?

Раздаётся звон бубна, из-за ширмы появляются скоморохи (куклы би-ба-бо, роли исполняют дети).

Скоморохи: А про нас-то вы забыли?

Ведущие: А кто же вы такие, гости дорогие?

Скоморохи: Мы скоморохи! Любим шутить, играть, да людей потешать!

А чего вы тут сидите, повеселиться, не хотите ли?

1. Скоморох: Сами пришли, гостей привели! Встречайте фольклорный ансамбль «Забава»

Песня «Масленица» в исполнении детского фольклорного ансамбля «Забава».

2. Скоморох: Засиделись чай, с утра веселиться уж пора! Давайте масленицу кликать, веселье начинать!

Скоморохи: Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных!

1. Скоморох: Не идёт.

2. Скоморох: Знать, вам ребятушки, надобно её позвать!

Дети: Душа ты наша, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам в гости на широкий двор

На каруселях покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

1. Скоморох: Расступись, честной народ, масленица к нам идёт!

Из-за ширмы (или в дверь) вносят чучело Масленицы.

2. Скоморох: Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная!

Чучело устанавливают на возвышение в центре зала.

1. Скоморох: Давайте, детушки, пославим её, повеличаем.

Дети: Масленица, Масленица – душа красна девица!

Коса длинная, двуполтиная!

Платок беленький да с горошком!

Ноги стройные да с сапожками!

Брови чёрные, наведённые, портянки белые, набелённые!

Солнце тёплое в небе дразнится. (можно разделить на несколько человек)

Все: Здравствуй, гостьюшка наша Масленица!

2. Скоморох: Эй, весёлый народ, заводи хоровод!

Дети водят хоровод «Проводы Зимы» - сл. Т. Мираджи, обр. П. Чайковского

Скоморохи: Вволю пошутили, народ повеселили.

Масленицу пригласили!

Поклонилися, домой убралися!

Раздаётся таинственный звук, из-за ширмы появляется Баба-Яга.

Баба-яга: Здорово, ребятишки! Поклон вам, людишки!

А меня-то вы узнали? Верно, касатики я самая Баба-яга – костяная нога!

Я теперь совсем не злая, я хорошая такая,

Что даже разрешаю вам на моей метле прокатиться,

Только для этого надо на две команды разделиться!

Дети делятся на две команды по 5 человек в каждой.

Баба-яга: Команды две, метла одна! Не обойтись без волшебства.

Чтобы из одной метлы две получить, нужно всем левой пяткой три раза топнуть, руки на груди скрестить, повернуться вокруг себя, улыбнуться, сказать:

«Умба-юмба-превращумба!»

Дети выполняют задание, ведущие разбирают метлу на две, вручают каждой команде.

Баба-яга: Теперь, ребятушки, свою удаль покажите, бабушку повеселите!

Нужно верхом на метле «пролететь» между кеглями змейкой и обратно,

Кегли не задевайте, на пол не роняйте! Сначала по одному, а затем людей добавляйте, только кегли не роняйте!

Пришедшая первой к финишу в полном составе команда побеждает, проигравшие выполняют плясовую под русскую народную мелодию по выбору педагога.

Баба-яга: Стойте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Пропоём мы вам частушки,

Будет замечательно!

Бабки-ёжки, выходите, честной народ повеселите!

Ряженые дети в костюмах бабок-ёжек исполняют частушки.

После частушек дети усаживаются, звучит таинственная музыка, из-за ширмы выходит Снежный человек. Дети, ведущие делают вид, что испугались (одновременно ахая, всплескивая руками и закрывая лица).

2. Ведущий: Кто это к нам пожаловал? Уважаемый вы кто, будете чьих краёв, какого роду племени?

Снежный человек: А что, куда это я попал? Я, видите ли, Снежный человек. Живу себе на горе Богдо, в самой глубокой расщелине, в своей пещере. Никогда не выхожу. А тут солнышко пригрело, тоскливо мне стало. Дай, думаю, прогуляюсь, на мир погляжу.

А это что же (обводит помещение руками) ваша берлога – большая, просторная! (подбегает к Масленице, смущается) – это кто же ваша баба снежная. Мадам можно с вами познакомиться?!

1. Ведущий: Уважаемый Снежный человек, вы не обижайтесь, конечно, но вы очень отстали от жизни. Люди давно в берлогах не живут. А это – наша замечательная станция юных натуралистов. Здесь дети учатся любить и оберегать родную природу. И мы сегодня празднуем последний день лютой, морозной зимы и день прихода тёплой, ласковой весны, праздник Масленицы!

2. Ведущий: А это (показывает на чучело, сн. чел. смущается) наша Масленица годовая, гостьюшка дорогая – Авдотья Ивановна! Весну у нас принято встречать блинами горячими да песнями звонкими, да играми весёлыми, да шутками забавными!

Снежный человек: Можно мне у вас задержаться, вместе с вами повеселиться, поближе с Масленицей познакомиться?

1. Ведущий: Конечно, оставайся! Мы тебя с Масленицей познакомим, повеселим, потешим. А, что, ребята, расскажем Снежному человеку, да и всем гостя побасенки наши забавные?!

Снежный человек присаживается рядом с Масленицей, радостно на всё реагирует.

Дети: (попарно разыгрывают смешные диалоги).

Снежный человек: Вот это угощение – настоящее праздничное!

2. Ведущий: Снежный человек, ты же ни чего не знаешь о нашей Масленице, ну нечего, мы тебе сейчас всё расскажем, а кое-что и покажем!

1. Ребёнок: Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело, строят снежные горы.

2. Ребёнок: Вторник – заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

3. Ребёнок: Среда – лакомка. В этот день зятья – папы – приходят на блины к тёщам – маминым мамам.

4. Ребёнок: Четверг – разгул, самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются на карусели, песни поют, начинают колядовать.

1. Ведущий: А, что, ребятки, не засиделись ли мы? Отправляемся играться, на карусели кататься и Снежного человека с собой возьмём, приглашайте!

Проводится русская народная игра «Карусели» ( в центре стоит ведущий, держит высоко над собой зонтик, к каждому лучу зонта прикреплена атласная лент, дети движутся по кругу, держа в руках свободный край ленты, ведущий вращает зонтик, сначала медленно, затем ускоряя движение, соответственно словам песни). После игры дети и Снежный человек садятся на места.

5. Ребёнок: Пятница – тёщины вечеринки. Теперь уж зять тёщу к себе приглашает, блинами угощает.

6. Ребёнок: Суббота – золовкины посиделки. Невеста дарит золовкам (сёстрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, что бы был хороший урожай.

7. Ребёнок: Последний день Масленицы – прощёное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, что бы лёд растопить, холод уничтожить. Прощения просят друг у друга, милосердные дела творят.

2. Ведущий: Раз костры разводят, тогда и нам разжечь костёр пора, в «Гори – гори ясно» поиграем, детвора!

Проводится русская игра «Гори – гори ясно».

Снежный человек: Молодцы, ребята, так много интересного рассказали, я многое у вас узнал, многому научился. Только Масленицу не жгите, будьте милосердными, не губите! Лучше мне её подарите, я её в ущелье, в пещеру снесу, до следующего прихода сохраню!

1. Ведущий: Ну, что ж, так тому и быть! Ты прощай, прощай, прощай, Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

2. Ведущий: Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!

Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

Дети: (хором) Снежный человек, Масленица, прощайте! На следующий год опять приезжайте!

Снежный человек уходит, уносит Масленицу.

    1. Коробейник: Ай – да – да! Ай – да – да!

Все пожалуйте сюда!

Гости дорогие! Живите богато!

Заходите все в наш ряд,

Покупайте всё подряд!

    1. Коробейник: У нас игрушечки славные,

Занятные, забавные!

Смотрите, любуйтесь,

Долго не торгуйтесь!

Коробейники: (по очереди)

Полюбуйтесь на товары:

Ложки, плошки, самовары

Сушки печёные, узоры кручёные!

Коробейники (вместе): налетайте, покупайте! Все товары раскупайте!

Ребёнок: (обращаясь к ведущим) Тин – танка, подайте блинка,

Оладышка – прибавышка, масленый кусок!

Тётушки, не скупитеся, масленым кусочком поделитеся!

1. Ведущий: Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы блины то вы мои, уж блиночки мои!

Песня «Блины» в исполнении детского фольклорного ансамбля «Забава»

2. Ведущий: Пожалуйте, ребятишки, к столу с блинами. Выпьем чай из самовара, с крендельками, с пряничками да с блиночками.

Ведущие ставят блины на стол. Чаепитие.

Директор АСЮН: А вас уважаемые взрослые, просим в другую светёлку пройти.

Отведать чай с чаинками да блины с разными начинками!















































Приложение

Смешные истории – побасенки - Брат Иван, ты где?

- Эй, друг, чего к нам не идёшь? - Я в горнице.

- Я медведя поймал! - А что делаешь?

- Так веди его сюда! - Я Петру помогаю.

- А он не идёт. - А Пётр, что делает?

- Так сам к нам иди. - Да на печке лежит.

- Да он меня не пускает!


- Тит, а Тит, пошли зерно молотить.

- У меня голова болит.

- Тит, а Тит, пошли кисель есть.

- А где моя большая ложка?


- Приятель, есть хочешь?

- Спасибо, друг, а то я голоден.

- Да резвее ты не ел?

- Да не ел, перекусил?

- А что же ты перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны да решето калачей.

Частушки Бабок Ёжек:

Б. Я.: Эх, топни, нога!

Прилетела к вам Яга!

А кому не верится –

Пусть удостоверится!

  1. реб.: Пусть встречают по одёжке,

Провожают по уму!

Дайте слово Бабке Ёжке,

А не то – сама возьму!

2. реб.: Это ж надо, как у вас

Глазки – то сверкают!

Видно, редко в гости к вам

Ёжки прилетают!

Б. Я.: Не напрасно сердце бьётся,

Ой, держите, упаду!

Детство вдруг опять вернётся –

С вами в школу я пойду!

3. реб.: Не китайская,

Не французская –

Хороша балалаечка

как и бабушка русская!

4. реб.: Ой, да что ж ты, балалайка,

Отдышаться дай! Б. Я.: С вами славно веселилась,

балалаешь через край?! Расскажу всё Лешему.

Ай, не видишь, уморила? Побегу я в лес скорее,

Испеку блины ему!



Полный текст материала Фольклорный праздник "Широкая маслениц" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермакова Валентина Ивановна  p4olka
19.03.2009 1 3948 1258

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК