Интеллектуальное и духовное развитие младших школьников/ 1-4 классы


МУ «Управление образования Администрации города Прокопьевска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №72»







Н.Н. Щёлокова







Интеллектуальное и духовное развитие младших школьников



Инновационный проект















Прокопьевск 2009



Авторы и составители: Н.Н. Щёлокова, учитель начальных классов, основ православной культуры.










Инновационный проект «Интеллектуальное и духовное развитие младших школьников в условиях гимназии русской национальной культуры» разработан Н.Н. Щёлоковой в рамках экспериментальной деятельности МОУ «Гимназия №72» «Формирование национального самосознания школьников в системе духовно-нравственного воспитания современного образовательного учреждения».

В инновационном проекте рассматривается система организационно-педагогических условий, направленных на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников на основе традиционных культурных ценностей.













Содержание



Паспорт проекта…………………………………………………...…….

Введение ………………………………………………………………….

Реферативная часть …………………………………………………….

Проектная часть…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………….

Приложения………………………………………………………………









Паспорт проекта


Наименование проекта

Интеллектуальное и духовное развитие личности младшего школьника в условиях гимназии русской национальной культуры

Основные разработчики проекта

Щёлокова Нина Николаевна, учитель начальных классов, основ православной культуры

Актуальность

Проект ориентирует педагогов в выборе модели воспитания и образования младших школьников на основе традиционных культурных ценностей России.

Цель работы педагога

Разработка и апробация системы организационно- педагогических условий, направленных на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников на основе традиционных культурных ценностей России.

Задачи

  • Изучить теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания, развития интеллектуальных способностей младших школьников.

  • Отобрать методы, приёмы, средства обучения, позволяющие раскрыть духовно-нравственный потенциал учебных дисциплин в начальной школе, развить интеллектуальные способности младших школьников.

  • Изучить динамику интеллектуального и духовного развития младших школьников.

  • Подготовить к публикации сборник методических материалов к программе «Бисер духовный».

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап – 2006 год.

Определение проблемы, исследование и анализ литературы, постановка целей, задач, моделирование системы организационно-педагогических условий, прогнозирование результатов, подготовка ресурсного обеспечения проекта.

2. Практический этап – январь 2007- май 2009 годы. Внедрение системы организационно-педагогических условий, отслеживание промежуточных результатов.

3.Обобщающий этап – 2009-2010 учебный год. Соотнесение результатов проекта с целями и задачами, распространение опыта работы.

Перечень основных мероприятий

Проведение уроков и внеклассных мероприятий, групповых занятий: «Краеведение», «Основы православной культуры»; экскурсии в храмы, музеи города, области; православные праздники; выставки творческих работ; предметные олимпиады, олимпиада «Духовная культура»; конкурсы; исследовательская деятельность учащихся; социальные акции, совместные мероприятия с родителями, духовенством города.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Учитель начальных классов – Щёлокова Н.Н., учащиеся, педагоги гимназии, педагог-психолог, родители учащихся, духовенство города, педагоги дополнительного образования, Управляющий совет гимназии.

Ожидаемые и конечные результаты

  • Повышение духовно-нравственного уровня младших школьников.

  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей младших школьников.

  • Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

  • Повышение уровня знаний о традициях своего народа, православных традициях.

  • Рост активности и результативности участия в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах.

  • Рост активности учащихся в социально значимых акциях.

  • Разработка сборника методических материалов к программе «Бисер духовный».

  • Распространение опыта работы по теме инновационного проекта на гимназическом, муниципальном, региональном уровнях через участие в конкурсе профессионального мастерства, публикации, проведение мастер-классов.

Целевая группа проекта

Учащиеся начальных классов (возраст 8-10 лет).


Важнейшие индикаторы и показатели проекта

  • Уровень развития интеллектуальных способностей:

- словесно-логическое мышление,

- аналитичность индуктивного мышления,

- креативное мышление;

  • уровень нравственной воспитанности:

- духовное отношение к жизни,

- стремление к жизненным достижениям,

- позитивное восприятие окружающих,

- альтруистическое отношение к людям,

- значимость учения, труда,

-общий уровень развития нравственной воспитанности;

  • количество учащихся, принимающих участие в интеллектуальных конкурса, предметных олимпиадах.

  • высокая результативность участия в интеллектуальных конкурсах, конкурсах «Русское слово», «Золотые купола», предметных олимпиадах, олимпиаде «Духовная культура»;

  • количество учащихся, принимающих участие в социально значимых акциях;

  • количество учащихся, посещающих занятия «Основы православной культуры».







Введение

Развитие любого общества зависит от интеллектуального и духовного потенциала подрастающего поколения. Динамические социально-экономические процессы, протекающие в современном российском обществе, существенно повышают потребность общества в интеллектуальной, творчески мыслящей личности, способной в новых социально-экономических и политических условиях восстановить русскую духовную культуру.

Никогда ранее проблема духовного и интеллектуального развития подрастающего поколения не вставала так остро, как сегодня. Мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами: международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная и интеллектуальная деградация миллионов людей. Системный кризис, охвативший всё наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, разложением личности человека: его воли, мышления, веры, совести. Масштабы саморазрушающего и девиантного поведения молодёжи достигли цифр, угрожающих существованию нации в целом. В то время как в экономически развитом мире интеллектуальный потенциал признан основным, в отечественном образовании усиливается тенденция снижения качества образования и ослабление интеллектуального потенциала наших школьников.

Многие острые проблемы, в частности, нравственное и интеллектуальное оскудение общества обсуждается на государственном уровне. В своём выступлении на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях министр образования А.А. Фурсенко отметил, что «духовно-нравственное воспитание поможет нам преодолеть эти негативные явления, сформировать и сохранить нравственный стержень у всех представителей образовательной системы». Говоря о школьном образовании, А.А. Фурсенко отметил важную составляющую в рамках нового образовательного стандарта – образовательную область «Духовно-нравственная культура».

Проблема духовно-нравственного оздоровления общества может быть обеспечена только масштабными действиями при условии системного подхода в рамках целевых программных проектов. В городе Прокопьевске реализуется Муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на 2008-2011 годы», целью которой является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в городе социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности России.

Реализация данного подхода осуществляется и в образовательном учреждении (МОУ «Гимназия №72), в котором работает автор данного инновационного проекта. Педагогический коллектив МОУ «Гимназия №72» считает, что один из главных путей, позволяющих воспитать духовно-нравственную личность – это путь становления русской школы, возрождение национального самосознания. Поэтому, получив в 2005 году статус гимназии, наше образовательное учреждение сохранило традиции школы русской национальной культуры. Приоритетными задачами русской школы являются: привитие любви к Родине, к её культурному наследию, интереса к народному творчеству; возрождение, формирование русского национального духовного характера; воспитание чувства патриотизма, долга, гордости за свою нацию.

Поскольку свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, то именно поэтому в начальной школе должно осуществляться интенсивное развитие интеллекта, духовной сферы детей.

Цель: разработка и апробация системы организационно- педагогических условий, направленных на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников на основе традиционных культурных ценностей России.

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания, развития интеллектуальных способностей младших школьников.

  2. Отобрать методы, приёмы, средства обучения, позволяющие раскрыть духовно-нравственный потенциал учебных дисциплин в начальной школе, развить интеллектуальные способности младших школьников.

  3. Изучить динамику интеллектуального и духовного развития младших школьников.

  4. Подготовить к публикации сборник методические материалов к программе «Бисер духовный».

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической, методической, философской и православной литературы;

  • анкетирование;

  • педагогические наблюдения;

  • моделирование;

  • сравнительный анализ.



Реферативная часть

В основу инновационного проекта легли идеи отечественных педагогов, философов, источником которых стали изменения в духовной культуре: Я.А. Коменского – философа-гуманиста, педагога, последовательно обосновавшего принцип природособразности в воспитании; К.Д. Ушинского – педагога, основоположника педагогики как научной теории воспитания, в основу которой положен принцип народности; И.Ф. Гончарова – доктора педагогических наук, профессора, руководителя Всероссийского движения «Русская новая школа» - истинного патриота, радеющего за возрождение великой духовной культуры; Л.В. Занкова – педагога и психолога, автора системы раннего всестороннего развития личности; И.А. Ильина - известного русского философа, В.В. Зеньковского - российского философа, психолога, религиозного и общественного деятеля России и российского зарубежья; А.М. Рогозянского - православного педагога.

Говоря о духовном и интеллектуальном развитии школьников, следует выделить базовые понятия: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, интеллект.

Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. В научной традиции «духовность», как правило, отождествляется с понятием сознания, мышления, с развитием интеллекта. С этой точки зрения духовный человек – это тот, кто получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения, навыки, усвоил ценностные ориентации, морально-этические нормы. Выдающийся знаток русского слова В.И. Даль рассматривает «духовность» как совместимость умственных и нравственных сил человека, его ум и волю. В.В. Зеньковский говорит о духовности как о творческой силе в человеке [6]. Понятием «духовность» в религиозной традиции обозначается всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Понятия «духовность» и «нравственность», существуя в неразрывном единстве, обеспечивают целостность личности. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс содействия духовному и нравственному становлению личности, формированию у него: нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, целеустремлённости, любви к красоте, любознательности, познавательного отношения к миру); нравственного облика (терпения, милосердия, отзывчивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, желание делать добро, проявления любви, готовности к преодолению жизненных испытаний) [4]. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой). Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, психическое развитие.

Исследуя труды И.Ф. Гончарова [5], мы исходим из его определения концептуальных основ русской школы, её ценностно-нравственного содержания. И.Ф. Гончаров считает, что фундамент школы – отечественная культура, воспитание подрастающего поколения необходимо осуществлять на православных традициях и православной культуре.

По мнению И.А. Ильина «Россия встанет во весь рост только через воспитание в народе духовного характера…. Идея воспитания духовного характера должна стать ведущей идеей, программой, мерой». Он определяет понятия, составляющие духовный облик личности: веру, любовь, совесть, семью, родину [12].

В дальнейшем эта мысль получила своё развитие в работах православного мыслителя и педагога, священника, профессора В.В. Зеньковского [6]. В.В. Зеньковский утверждает, что школу нужно строить так, чтобы опираясь на натуральные данные в душе ребенка, развивать в нем высшие силы.

В работах А. М. Рогозянского [15] раскрываются следующие проблемы: свобода быть собой; дисциплина любви; свобода и дисциплина на разных возрастных этапах и другие.

Хотелось бы подчеркнуть важность методических разработок Л. В. Суровой [16]. В её трудах подробно и полно изложены принципы православного христианского воспитания. Представляет интерес комплекс авторских методических разработок по духовному воспитанию и образованию детей и юношества.

На наш взгляд, обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждается в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что в России вопросам рационального познания, умственного развития уделялось гораздо меньшее значение по сравнению с духовными и нравственными аспектами человеческой деятельности. Проблема умственного воспитания школьников всё ещё остаётся нерешённой. Знания учащимися усваиваются в «готовом» виде, что не сообразуется с законами психического, в частности, умственного развития. Понятие «интеллектуальное развитие» в современной науке ещё разрабатывается. По определению Р.К. Немова интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи. А.В. Басов, Л.Ф. Тихомиров под интеллектуальным развитием понимают развитие основных форм абстрактного мышления. А.К. Макарова определяет интеллектуальное развитие как качественные и количественные изменения интеллекта. Одна из задач обучения состоит в том, чтобы развить у школьников логическое, критическое, продуктивное мышление. По мнению А. В. Хуторского, ученик должен создавать собственное содержание образования в виде личных продуктов творчества [17].

Мало развить интеллектуальные способности, раскрыть талант, нужно облагородить нравственный мир ребёнка, одухотворить подлинной культурой весь образ жизни. Для этого необходимо пробудить подлинный интерес к знаниям на базе развития творческих способностей, общекультурного развития личности, через приобщение к традиционным культурным ценностям России.

На основании анализа философской, психолого-педагогиечской литературы можно сделать вывод: полноценное интеллектуальное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую русскую культуру с её ценностями и традициями – ведущие ориентиры современного отечественного образования, конечный обобщённый результат которого состоит в духовном становлении человека и народа в целом.





Проектная часть

Для достижения поставленных целей и задач проекта необходимо ресурсное обеспечение: кадровое, материально – техническое, финансовое, научно-методическое, информационное.

1. Кадровое обеспечение.

К обязательному условию реализации проекта нужно отнести наличие опыта работы педагога в данном направлении, что, несомненно, будет способствовать более качественной работе. Педагог имеет высшую квалификационную категорию, курсовую подготовку по преподаванию «Основ православной культуры». Необходима организация сотрудничества с психологом, педагогами дополнительного образования.

2. Материально – техническое обеспечение.

Реализация проекта предполагает использование в работе учебных кабинетов, актового зала, кабинета музыки и изобразительного искусства, библиотеки, а также технических средств: магнитофона, компьютера с мультимедийным проектором, копировальной техники.

3. Финансовое обеспечение.

Основная помощь при проведении конкурсов, экскурсий, праздников, паломнических поездок осуществляется спонсорами и Благотворительным фондом «Алые паруса».

  1. Информационное обеспечение.

Для успешной реализации проекта необходим Интернет, книжный фонд библиотеки: методические пособия, издания периодической печати, энциклопедии, словари, справочная литература, литература по духовно-нравственному воспитанию школьников, медиатека.

  1. Научно-методическое обеспечение.

Деловые и творческие связи с РГПУ имени А.И. Герцена, отделением «Русская школа Петровской Академии наук и искусств» (г.Санкт-Петербург), КРИПКиПРО (кабинет духовной культуры), информационно-методическим центром города Прокопьевска.

Инновационность проекта заключается в разработке и апробации системы организационно-педагогических условий, направленных на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников на основе традиционных культурных ценностей России:

    1. опора на принципы духовно-нравственного воспитания;

    2. отбор содержания образования, позволяющего повысить духовно-нравственный уровень младших школьников, расширить знания о культурных традициях своего народа;

    3. организация активной познавательной деятельности, творческой деятельности;

    4. интеграция урочной и внеурочной деятельности;

    5. посещение учащимися групповых занятий «Краеведение», «Мастерская слова», занятий «Основы православной культуры» на добровольной основе;

    6. расширение сотрудничества с семьёй, духовенством города, области, дополнительным образованием ;

    7. организация мониторинговой деятельности «Интеллектуальное и духовное развитие младших школьников».

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется с опорой на принципы духовно-нравственного воспитания:

      • принцип системно-организованного подхода, который предполагает целенаправленную работу образовательного учреждения, учителя;

      • принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую смысловую жизненную значимость для формирования системы ценностей младшего школьника;

      • принцип личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учётом индивидуальных, возрастных особенностей;

      • принцип сохранения исторической памяти народа, который способствует становлению национального самосознания, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной личности;

      • принцип воспитания на традициях: культурных, боевых, трудовых.

Важнейшее условие реализации проекта – отбор содержания образования, наполнение содержания знаниями культурологического характера, знаниями, позволяющими младшим школьникам ориентироваться и понимать многие духовно-нравственные и культурные явления как прошедшего времени, так и современности. Литературное чтение, русский язык, окружающий мир – это учебные предметы, имеющие большие возможности для духовно-нравственного воспитания младших школьников. Литературоведческий материал на уроках чтения изучается в русле русской культурной традиции. Такая интеграция имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Она показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, учит искренне и бескорыстно относиться к людям, сопереживать, радоваться за их успехи, любить окружающий мир. Работа с текстом ведётся с опорой на традиционное богатство народного творчества России.

Одна из идей проекта – развитие субъективности школьника, опыта эмоционально-ценностных отношений. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний через обращение к личному опыту ученика. Переход от нейтрального знания к личностно значимому можно изобразить такой схемой:

знание постижение смысла формирование ценностей.

Большую роль в формировании опыта эмоционально-ценностных отношений играют задания воспитательного характера.

  1. Задания на решение жизненных ситуаций:

Как ты поступишь, если…

Как можно оценить поступок?

  1. Задания на понимание смысла:

Как ты понимаешь выражения: «доброе сердце», «благочестие», «благотворительность»…

  1. Задания на выявление отношения учащихся:

Чему учит эта заповедь?

Как ты относишься к этой традиции?

  1. Задания оценивающего характера (рефлексия):

Какие качества характера тебе сегодня помогли выполнить задание?

Какие трудности ты испытал, работая в группе?

  1. Создание ситуации выбора ценностей, их осмысление нравственно – мотивированного отношения:

Какие качества личности помогают воздерживаться от соблазнов?

  1. Творческие задания:

Напиши благодарственное письмо дождику, снегу…

Придумай правила поведения

Составь законы дружбы

Придумай сказку со словами «бабушка», «дедушка», «мама», «папа».

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников осуществляется прежде всего через овладение ими основными способами умственных деятельности: выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство и опровержение, установление причинно-следственных связей.

Для развития интеллектуальных способностей используются различные формы, методы, средства обучения: проблемное обучение, эвристическая беседа, «Мозговой штурм», метод проектов, метод рефлексии, игровые методы. Активизировать мыслительную деятельность учащихся позволяет использование приёма парадоксов, моделирования, символизации, схематизации, приёма фантастичности. Внедрение технологии продуктивного обучения А.В. Хуторского, технологии педагогических мастерских позволяет перейти от репродуктивного обучения – к продуктивному.

Развитию творческого мышления в значительной степени способствуют дивергентные задания, имеющие не один, а множество правильных ответов. Сочинить сказку, стихотворение, придумать модель, правило, разработать памятку, составить задание для проверки знаний – вот примерный перечень заданий, позволяющих развивать творческое мышление младших школьников.

Духовное и интеллектуальное развитие младших школьников осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

С целью приобщения младших школьников к ценностям православной культуры, преподаётся курс «Основы православной культуры». Главным в занятиях по православной культуре является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определённых нравственных принципов и поведенческих навыков у младшего школьника. Большое внимание на занятиях по предмету «православная культура» уделяется воспитанию патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, семье и её исконным нравственным устоям, бережного отношения к культурным традициям России. Детям даются твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни: изучаются жития святых, которые являются образцом веры, надежды, любви. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

Организуются и проводятся традиционные праздники: «Покров день», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Праздник славянской письменности и культуры», «День единения народов России», «День пожилого человека».

В системе ценностей русской школы центральное место занимает священная идея семьи – основы родового строительства нации. Совместно с родителями проводятся семейные викторины, праздники, походы выходного дня, спортивные соревнования «Дружная семейка», кафе для бабушек «От всей души», «Встреча двух поколений». Организуется исследовательская деятельность по изучению родословной и православных традиций своей семьи. Через поиск «Моя родословная» возрождаются семейные традиции, создаются малые музеи семейных реликвий.

Одно из условий реализации проекта – сотрудничество с духовенством города, области. Священники оказывают помощь в организации экскурсий в храмы города, области, участвуют в проведении православных праздников, бесед.

Младшие школьники становятся активными участниками акций: «Неделя добра», «Долг», «День пожилого человека», «Рука к руке», «Ветеран».

Предметные олимпиады, олимпиада «Духовная культура», конкурсы: «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Русское слово», «Золотые купола», интеллектуальные марафоны, научно-исследовательская деятельность – важнейшие формы внеурочной деятельности, направленные на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников.

С целью выявления эффективности разработанной системы педагогических условий осуществляется мониторинговая деятельность на материале комплексной диагностики личностных особенностей обучающихся (приложение №2). В качестве критериев эффективности определены следующие категории и оценочные факторы: словесно-логическое мышление, аналитичность индуктивного мышления, креативное мышление, уровень нравственной воспитанности.

Программа по реализации проекта включает этапы:

I этап – подготовительный – 2006 год.

II этап – практический – январь 2007- май 2009 годы

III этап – обобщающий – 2009-2010 учебный год.

План реализации проекта

п/п

Этапы реализации программы

Основные мероприятия

Ответственные

1.

Подготовитель-

ный – 2006 год.

  • исследование и анализ литературы,

  • постановка целей, задач,

  • разработка системы организационно-педагогических условий,

  • прогнозирование результатов,

  • подготовка ресурсного обеспечения проекта,

  • разработка плана реализации проекта

Н.Н. Щёлокова

2.

Практический –

январь 2007- май 2009 годы.

Внедрение проекта:

  • разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий,

  • проведение занятий «Основы православной культуры»,

  • экскурсии в храмы, музеи города, области;

  • православные праздники;

  • социальные акции,

  • выставки творческих работ;

  • олимпиады;

  • конкурсы;

  • исследовательская деятельность учащихся,

  • отслеживание промежуточных результатов.


Н.Н. Щёлокова,

Педагог-психолог,

педагоги дополнительно-

го образования


Прогнозируемые результаты

  • Повышение духовно-нравственного уровня младших школьников.

  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей младших школьников.

  • Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

  • Повышение уровня знаний о традициях своего народа, православных традициях.

  • Рост активности и результативности участия в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах.

  • Рост активности учащихся в социально значимых акциях.

  • Разработка сборника методических материалов к программе «Бисер духовный».

  • Распространение опыта работы по теме инновационного проекта на гимназическом, муниципальном, региональном уровнях через участие в конкурсе профессионального мастерства, публикации, проведение мастер-классов.







Заключение

Проект реализуется с 2006 года. Можно подвести итоги первого подготовительного этапа и частично практического этапа.

В ходе реализации проекта разработана и апробируется система организационно-педагогических условий, направленных на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников на основе традиционных культурных ценностей России.

Промежуточным результатом проектной деятельности можно считать позитивную динамику уровня нравственной воспитанности, интеллектуальных способностей учащихся 4а класса (приложение № 3).

За период с 2006/2007 по 2008/2009 отмечена положительная динамика по показателям развития (по количеству обучающихся в процентном соотношении):

  • развитие словесно-логического мышления: рост количества учащихся с высоким уровнем составил 34%, количество учащихся с низким уровнем снизилось на 27%;

  • развитие аналитичности индуктивного (математического) мышления: рост по количеству учащихся с высоким уровнем составил 51%, снижение по количеству учащихся с низким уровнем – на 27%;

  • развитие креативного мышления: рост по высокому уровню – на 14%, снижение по низкому – на 37%;

  • развитие нравственной воспитанности: рост количества учащихся с высоким уровнем составил 38%, количество учащихся с низким уровнем снизилось на 31%.

По данным текущего учебного года, высокий уровень развития словесно-логического мышления демонстрируют 61% обучающихся, высокий уровень развития математического мышления - 70% обучающихся; высокий уровень развития креативного мышления - 26%, высокий уровень развития нравственной воспитанности – 65% обучающихся. Отсутствуют показатели низкого уровня развития математического мышления и уровня нравственной воспитанности. Духовно-нравственные установки в большей степени выражены по показателям «духовное отношение к жизни», «альтруистическое отношение к людям», «значимость учения, труда».

Промежуточным результатом реализации инновационного проекта можно считать:

  • возросшую активность участия детей в городских социально значимых акциях: «Рука к руке», «Ветеран», «Кормушка», «Долг», «Скворечник», «Подари учебник гимназии», «День пожилого человека»; в паломнических поездках , в экскурсиях в храмы города и области;

  • высокую результативность и активность участия учащихся в предметных олимпиадах, олимпиаде «Духовная культура», интеллектуальных конкурсах, в конкурсах «Русское слово», «Золотые купола», «Самый классный класс», «От рядового до генерала»

Необходимо отметить, что у учащихся возрос интерес к изучению культурных традиций своего народа, православных традиций, семейных традиций.

Таким образом, с учетом данных мониторинга можно говорить о высокой результативности внедрения инновационного проекта в практику учебно-воспитательного процесса.

Продуктом деятельности педагога является:

  1. Создание организационно-педагогических условий, направленных на интеллектуальное и духовное развитие младших школьников на основе традиционных культурных ценностей России.

  2. Публикация статьи «Система духовно - нравственного воспитания младших школьников» в сборнике городских кирилло-мефодиевских чтений - 2008год.

  3. Воспитательная программа для учащихся начальной школы «Бисер духовный», представленная на региональном конкурсе «Самый классный классный», заняла 1 место на муниципальном этапе конкурса.

  4. Разработка сборника методических материалов к программе «Бисер духовный», представленного на международной выставке «Святая Русь – Великая Россия» в 2008 году.

В 2009 - 2010 учебном году будет осуществлён переход к обобщающему этапу реализации проекта. Основными направлениями деятельности на данном этапе станет: соотнесение результатов с целью и задачами проекта, распространение опыта работы на городском, региональном уровнях, публикации.

Инновационный проект может быть использован учителями начальных классов, основ православной культуры, осуществляющих интеллектуальное и духовное развитие школьников на основе традиционных культурных ценностей России.














Список используемой литературы


  1. Алексей Мороз, Т.А. Берсенева, Уроки добротолюбия, [Текст] САТИСЪ, СПб, 2004.

  2. Г.Г.Алексеева, Нравственное воспитание на основах православия, Саратов, 2007.

  3. Ф.И.Буслаев, Преподавание отечественного языка, М., 2002.

  4. М.В.Глебова, Концепция муниципальной целевой программы. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в городе Прокопьевске на

2008-2011годы, Прокопьевск, 2008.

  1. И.Ф.Гончаров, Русской школе – русскую культуру [Текст] СПб, 2005.

  2. В.В.Зеньковский, Принципы православной педагогики [Текст] М., 2001.

  3. В.В.Зеньковский, Основные проблемы воспитания [Текст] М., 2004.

  4. В.В.Зеньковский, Что и как воспитывать [Текст] Екатеринбург, 2006.

  5. В.В.Игнатова, С.Н.Орлова, Педагогика духовно-творческого развития личности, Красноярск, 2004.

  6. И. Л. Ильин, О грядущей русской культуре [Текст] / СПб. "Родина и мы". — Смоленск, 1995.

  7. И. Л. Ильин, О России и русской душе [Текст] / Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. — М., 1994.

  8. И. Л. Ильин, О русской культуре [Текст] / Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. — М., 1994.

  9. И. Л. Ильин, Путь духовного обновления. Издательство «Апостол веры» 2006.

  10. А. Рогозянский, Хочу или надо? [Текст] / СПб.: Знаки, 2001.

  11. А. Рогозянский, Педагогика в зеркале современности [Текст] Издательство «Новый город», СПб, 2005.

  12. Л.В. Сурова, «Православная школа сегодня». Книга для учащихся и учащих. Издательство Владимирской епархии, 2006.- 495 с.

  13. А.В.Хуторской, Развитие одаренности школьников. М., Владос, 2008.





Приложение 1

Приложение 2

Исследовательские материалы

Изучение словесно-логического мышления

(методика Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)




В методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять логические операции с вербальным материалом.

Порядок работы. Обучающимся предлагаются бланки с заданиями четырех субтестов. Перед предъявлением заданий необходимо дать несколько тренировочных.



Субтест 1. Дифференциация существенных/несущественных признаков.

Инструкция. Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках.

Подчеркни это слово.

  1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

  2. Обед не может состояться без (стола, посуды, пищи, голода, воды).

  3. Для торговли необходимо иметь (магазин, деньги, прилавок, товар, весы).

  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).

  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).

  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, чистая).

  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

  10. Лес не может быть без (грибов, цветов, тропинок, деревьев, зверей).



Субтест 2. Исключение понятий.

Инструкция. Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

  2. Река, озеро, море, мост, болото.

  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

  4. Окружность, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник.

  5. Коля, Иван, Саша, Дима, Лёша.

  6. Курица, петух, гусь, лебедь, индюк.

  7. Писать, рубить, шить, читать, кровать.

  8. Деление, вычитание, сложение, слагаемое, умножение.

  9. Весёлый, добрый, честный, вкусный, вежливый.

  10. Короткий, узкий, длинный, тяжелый, широкий.




Субтест 3. Установление логических связей по аналогии.

Инструкция. Постарайся понять, как по смыслу связаны между собой слова первой пары. Из слов в скобках выбери такое, которое также подходит к слову второй пары. Подчеркни его.

  1. Огурец: овощ = ромашка: (сорняк, цветок, поляна, лепестки, растение).

  2. Учитель: ученик = врач: (халат, больной, палата, термометр, лекарства).

  3. Огород: морковь = сад: (забор, яблоня, скамейка, садовник, лейка).

  4. Цветок: ваза = птица: (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).

  5. Перчатка: рука = сапог: (носки, подошва, щетка, нога, каблук).

  6. Тёмный: светлый = мокрый: (скользкий, сухой, тёплый, холодный, жидкий).

  7. Часы: время = термометр: (стекло, кровать, больной, врач, температура).

  8. Стул: деревянный = игла: (острая, тонкая, блестящая, швейная, стальная).

  9. Январь: первый = ноябрь: (первый, второй, одиннадцатый, осенний, холодный).

  10. Январь: второй = ноябрь: (второй, третий, одиннадцатый, осенний, холодный).



Субтест 4. Обобщение понятий.

Инструкция. Дай понятиям общее название (одним или двумя словами).

1.

Окунь, карась -

6.

Июнь, июль –

2.

Зима, весна -

7.

Дерево, цветок –

3.

Огурец, помидор -

8.

Хлеб, масло –

4.

Шкаф, диван -

9.

Чашка, тарелка –

5.

День, утро -

10.

Сложение, вычитание –




Обработка результатов. Каждый правильный ответ сравнивается с ключом и оценивается определенным баллом в зависимости от сложности:


Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

подошва - 2,8

фасоль - 2,2

цветок - 2,3

рыба - 2,1

пища - 2,8

мост - 2,5

больной - 2,3

времена года - 2,3

товар - 2,8

песок - 2,5

яблоня - 2,7

овощи - 2,1

февраль - 2,2

окружность - 2,5

гнездо - 2,7

мебель - 2,1

страус - 2,2

Иван - 2,8

нога - 2,3

время суток - 2,3

всегда - 2,4

лебедь - 2,2

сухой - 2,3

летние месяцы - 2,3

день - 2,4

кровать - 2,5

температура - 2,7

растения - 2,3

прозрачная - 2,8

слагаемое - 2,5

стальная - 2,7

пища - 2,7

корень - 2,8

вкусный - 2,5

одиннадцатый - 3,0

посуда - 2,1

деревья - 2,8

тяжелый - 2,8

третий - 3,0

математические действия - 2,7


max 26 баллов

max 25 балла

max 26 баллов

max 23 балла


Вычисляется сумма баллов по каждому субтесту и по тесту в целом. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом и выражаются в процентном отношении. Данные по тесту в целом сравниваются с максимально возможным общим баллом (100 баллов).

В соответствии с полученным показателем устанавливается уровень развития словесно-логического мышления ребенка:

до 50% – низкий уровень,

50-74% – средний уровень,

свыше 75% – высокий уровень.


Изучение аналитичности индуктивного мышления

(математического мышления, на материале числовых закономерностей теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)



Порядок работы. Обучающимся предлагаются бланки, содержащие ряды чисел. Перед предъявлением заданий необходимо дать несколько тренировочных.


Инструкция. Числа располагаются в определенном порядке, подчиняясь закономерности. Продолжи ряд так, чтобы данная закономерность сохранилась. Для этого запиши два последующих числа.

числовой ряд

ответ

числовой ряд

ответ

1)

2

4

6

8

10

12



6)

4

5

7

10

14

19




2)

10

9

8

7

6

5



7)

11

22

33

44

55





3)

5

1

5

2

5

3



8)

12

10

8

9

7

5

6



4)

1

3

4

6

7

9



9)

26

20

15

11

8





5)

91

71

51






10)

10

11

9

12

8

13

7



Обработка результатов. Каждый правильный ответ сравнивается с ключом:


ответ

ответ

1.

14, 16

6.

25, 32

2.

4, 3

7.

66, 77

3.

5, 4

8.

22, 23

4.

10, 12

9.

6, 5

5.

31, 11

10.

14, 6



Уровень развития аналитичности индуктивного мышления определяется по количеству правильно решенных заданий (принято условно):

0-3 – низкий уровень

4-7 – средний уровень

8-10 – высокий уровень


Изучение креативного мышления

(методика Е.Е. Туник «Образное творческое мышление» на основе тестов Гилфорда и Торренса)


Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги).

Инструкция. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения – 10 минут.

Тестовый бланк – это лист бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5х5 см, диметр каждого круга – 1,5 см.

В качестве примера предъявляется нарисованный человечек.

Оценивание.

1) Беглость – число адекватных задаче рисунков. Один рисунок – 1 балл.

Б = n, где n – число рисунков (от 0 до 20).

Исключаются рисунки-дубликаты.

2) Гибкость – число изображенных классов рисунков. Одна категория – 3 балла.

Г = 3m, где m – число категорий.

Категории рисунков:

Война (техника, солдаты, взрывы).

Машины, механизмы.

Лицо.

Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

Украшения (бусы, серьги, браслеты).

Люди.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

Предметы домашнего обихода.

Растения.

Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

Спортивные снаряды.

Продукты.

Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

Игрушки, игры.

Посуда.

Космос (ракета, спутник, космонавт).

Узоры, орнаменты.



Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность – оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке обучающихся класса).

Один оригинальный рисунок – 5 баллов.

Ор = 5k, где k – число оригинальных рисунков.

Т – суммарный показатель теста.

Т = n + 3m + 5k


Высокий, средний и низкий уровень развития творческого образного мышления условно оценивается относительно среднего показателя по группе.


Изучение уровня нравственной воспитанности

(на материале методики С.М.Петровой «Пословицы», анонимно)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Порядок работы. Перед предъявлением заданий в безоценочной, нейтральной манере даются пояснения относительно смыслового содержания некоторых пословиц. Далее детям предлагается бланк с пословицами. Необходимо сделать выбор одной из пары пословиц.

Инструкция. Пожалуйста, внимательно познакомьтесь с текстом пословиц. В каждой группе сделайте выбор одной пословицы из пары «а - б» и одной пословицы из пары «в - г», с содержанием которой вы согласны в большей степени.

    1. счастлив тот, у кого совесть спокойна;

    2. стыд не дым, глаза не выест;

    3. лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

    4. что за честь, коли нечего есть.

    1. добрая слава лучше богатства;

    2. уши выше лба не растут;

    3. как проживёшь, так и прослывёшь;

    4. выше головы не прыгнешь.

    1. мир не без добрых людей;

    2. на наш век дураков хватит;

    3. люди – всё, а деньги – сор;

    4. деньгам все повинуются.

    1. сам пропадай, а товарища выручай;

    2. моя хата с краю, ничего не знаю;

    3. жизнь дана на добрые дела;

    4. наше дело – сторона.

    1. ученье лучше богатства;

    2. много будешь знать, скоро состаришься;

    3. без труда нет добра;

    4. от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

Обработка результатов. Текст методики содержит пары ценностных суждений, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу.

  1. а, в – духовное отношение к жизни,

б, г - бездуховное отношение к жизни;

  1. а, в – стремление к достижениям в жизни,

б, г - отсутствие такого стремления;

  1. а, в – позитивное восприятие окружающих,

б, г - неприятие окружающих;

  1. а, в – альтруистическое отношение к людям,

б, г - эгоистическое отношение к людям;

  1. а, в – значимость учения, труда

б, г - незначимость учения, труда.


Подсчитывается количество выборов в каждой паре ответов. Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение количества выборов. Выбор ответов «а» и «в» свидетельствует о преобладании духовно-нравственных установок. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся и наоборот.

Для определенности при оценке общего уровня развития нравственной воспитанности условно принята шкала уровней, где 1 балл присваивается каждому ответу «а» и «в»:

0-4 балла – низкий уровень;

5-7 баллов – средний уровень;

8-10 баллов – высокий уровень.




Приложение 3

Результаты исследований


Динамика интеллектуального развития обучающихся





критерии эффективности





оценочный фактор

2006/07

(26 чел.)

2007/08

(25 чел.)

2008/09

(23 чел.)

уровень развития

(% - по количеству обучающихся)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

словесно-логическое мышление

общий уровень развития словесно-логического мышления

27

42

31

36

48

16

61

35

4

дифференциация существенных / несущественных признаков

31

31

39

36

44

20

57

30

13

исключение понятий

39

31

31

48

40

12

74

26

-

установление логических связей по аналогии

23

35

42

32

40

28

52

30

17

обобщение понятий

27

39

35

32

52

16

74

17

9

аналитичность индуктивного мышления (математическое мышление)

выявление числовых закономерностей

19

54

27

36

64

-

70

30

-

креативное мышление

образное творческое мышление

12

35

54

16

44

40

26

57

17

уровень нравственной воспитанности


общий уровень нравственной воспитанности

27

42

31

44

48

8

65

35

-


преобладание духовно-нравственных установок (% - по количеству обучающихся)

духовное отношение к жизни

23

48

70

стремление к жизненным достижениям

27

36

48

позитивное восприятие окружающих

19

32

52

альтруистическое отношение

к людям

31

36

65

значимость учения, труда

31

68

78




Рисунок 1. Динамика развития словесно-логического мышления

Рисунок 2. Динамика развития аналитичности индуктивного мышления

Рисунок 3. Динамика развития креативного мышления

Рисунок 4. Динамика уровня нравственной воспитанности












Слайд 1
Инновационный проект МОУ «Гимназия № 72» Прокопьевск LOGO
Слайд 2
Инновационный проект LOGO «Возрождение»
Слайд 3
Проблемы Низкая мотивация родителей к участию в общешкольных и классных делах LOGO Неорганизованность досуга детей класса Потеря интереса к изучению традиций
Слайд 4
Задачи LOGO  содействовать осознанию ребёнком ценностей своей семьи, рода, собственной личности через укрепление межпоколенческих связей;  развивать самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творческий потенциал младших школьников;  организовать досуговую деятельность учащихся.
Слайд 5
Целевые группы проекта Учащиеся Родител и LOGO
Слайд 6
Ресурсное обеспечение LOGO
Слайд 7
Формы клубной деятельности Формы клубной деятельности урок литературного чтения экскурсии экспедиция конкурсы творческие мастерские праздники LOGO
Слайд 8
Уроки литературного чтения LOGO Тематика разделов: «Устное народное творчество» (творчество учащихся, викторины, театрализация сказок, отдельных сюжетов былин); «Крутим барабан времени» (исследование семейных традиций, реликвий, выставка детских рисунков по теме «Моя семья»).
Слайд 9
Уроки литературного чтения LOGO Тематика разделов: «Власть времени над человеком» (театрализация сказок, отдельных сюжетов былин); «Картинная галерея» (сочинения по картинам В. Маковского «Свидание», С. Дали «Постоянство памяти», «Семейные традиции»).
Слайд 10
Творческие группы Клуб «Возрождение» Творческая группа «Фольклор» Творческая группа «Семейные традиции» LOGO
Слайд 11
LOGO Мастерские Мастерская художников слова Журнал «Горница» Мастерская художников оформителей Театральная мастерская Мастерская наборщиков
Слайд 12
Этнографическая экспедиция LOGO Село Михайловка Центр чувашской культуры Город Прокопьевск Музей истории села Село Бурлаки
Слайд 13
Творческая группа «Семейные традиции» Направления деятельности LOGO Исследование родословной, семейных традиций Пополнение экспонатов музея гимназии «Русская изба» Семейный праздник «Встреча двух поколений» Экскурсии в музеи (городской, гимназический)
Слайд 14
Методы проектной деятельности исследовательские мозговые атаки эвристические беседы поисковые проблемные рефлексивные LOGO
Слайд 15
LOGO Связь с социумом РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург Детская городская библиотека Учреждения ЦДО Клуб «Возрождение» Городская выставка Родители «Вернисаж» Городской краеведческий музей
Слайд 16
Взаимодействие участников проектного процесса Администрация Администрация LOGO Библиотекарь Библиотекарь обеспечивает обеспечивает обеспечивает обеспечивает информирует информирует информирует информирует Педагоги Педагоги дополнительного дополнительного образования образования Обучающиеся Обучающиеся консультируют консультируют наблюдают наблюдают помогают помогают координируют координируют Выбирают Выбирают Родители Родители Планируют Планируют поддерживают поддерживают Выполняют Выполняют помогают помогают Презентуют Презентуют рефлексируют рефлексируют Психолог Психолог Классный Классный руководитель руководитель диагностирует диагностирует поддерживает поддерживает консультирует консультирует помогает помогает
Слайд 17
Взаимодействие с дополнительным образованием гимназии Студия декоративноприкладного искусства Фольклорный ансамбль «Тимоня» Ансамбль ложкарей «Берёзка» LOGO ИЗО-студия «Весёлая кисточка» Хореографическая студия
Слайд 18
Этапы реализации проекта: • подготовительный (09. 2008 – 11. 2008) • организационнопрактический (12. 2008 – 06. 2009) • обобщающий (07. 2009 – 09. 2009) LOGO
Слайд 19
Творческие группы Клуб «Возрождение» Творческая группа «Фольклор» Творческая группа «Семейные традиции» LOGO
Слайд 20
LOGO Мастерские Мастерская художников слова Журнал «Горница» Мастерская художников оформителей Театральная мастерская Мастерская наборщиков
Слайд 21
Исследовательская деятельность Моя родословная LOGO
Слайд 22
интерес родителей интерес детей сочинения Традиции моей семьи альбом Моя родословная ансамбль Берёзка журнал Горница Показатели результативности 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% LOGO сен.08 янв.09
Слайд 23
Клуб «Возрождение» Группа «Фольклор» Группа «Семейные традиции» Журнал Альбом «Горница» «Моя родословная» Сборник Сочинения «Фольклор народов Прокопьевского района» «Традиции моей семьи» Ансамбль ложкарей Пополнение экспонатами музея гимназии «Берёзка» «Русская изба» LOGO
Слайд 24
LOGO Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. О. Генри
Слайд 25
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ МОУ «Гимназия № 72» Прокопьевск LOGO

Полный текст материала Интеллектуальное и духовное развитие младших школьников/ 1-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щелокова Нина Николаевна  ЩелоковА
16.04.2012 0 2984 476

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК