Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки", начальные классы
Сценарий внеклассного мероприятия «Деревенские посиделки».
Автор: Парфёнова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №22» г. о. Балашиха Московской области
Цели: развивать интерес к русским народным традициям, русскому фольклору; воспитывать трудолюбие; развивать творческие способности; создавать условия для формирования потребности успешной познавательной деятельности; привлечь родителей к воспитательной работе в школе и в классе; воспитывать уважение к старшим; через воспитание любви к русским народным традициям, русскому фольклору воспитывать любовь к истории своего народа, своей страны.
|
(На импровизированной сцене: изба, печь, стол с самоваром; скамейка, две берёзки.)
Учитель обращается к детям:
-Ребята, сегодня нас с вами ожидает необычное путешествие, путешествие в старину далёкую. Мы даже одежду выбрали не совсем привычную для нас. Почему мы так оделись? (ответы детей) Да, раз мы отправляемся в прошлое, то и одеты должны быть так, как одевались русские люди раньше. Мы узнаем как жили люди в те далёкие времена, что они ценили больше всего друг в друге. А поможет нам отправиться в путь этот сундучок. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в нём.
Голову покрывает - от холода спасает,
А коли тепло - на плечах отдыхает. ( Платок). Учитель надевает платок на плечи. В сказке он будет сказителем.
Хорош Ивашка - на нём новая … ( рубашка ). Учитель надевает рубашку на одного из детей. В сказке он будет исполнять роль сына.
Идёт козёл молодой
И трясёт … (бородой). Учитель помогает одному из родителей надеть бороду. В сказке он будет исполнять роль отца.
- Ну вот, теперь мы все готовы к путешествию:
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрём -
Сказку в гости позовём!
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Жил-был мужик. Был у него сын единственный, любимый. Вот стал сын взрослым и говорит ему отец:
ОТЕЦ: Пора тебе, сын, и невесту выбирать.
СЫН: Как скажите, батюшка.
ОТЕЦ: Сходи-ка на зелёный луг, где девицы гуляют – хороводы водят, приглядись, может, какую и выберешь.
СЫН: Пойду, батюшка.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: И пошёл сын на зелёный луг. (Звучит песня «Выйду на улицу») А там девицы гуляют – одна другой лучше. (Сказительница и сын идут в зал, поднимают по очереди девочек, ставят в хоровод. Звучит песня «Милая роща». Девочки танцуют . По окончании песни сын и сказительница приговаривают: «И эта хороша, и эта!», затем ведут девочек в зал.)
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Вернулся сын домой. Отец его спрашивает:
ОТЕЦ: Ну что, сын, выбрал себе невесту?
СЫН: Батюшка, там все хороши! Одна другой краше!
ОТЕЦ: Что ж, а ведь недаром говорится: ищи невесту не в хороводе, а в огороде. Дай-ка я их сам испытаю.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Собрался отец и поехал в город. (Звучит песня «Деревенские дороги»). Приехал мужик в город - да и прямо на базар. А на базаре накупил плодов заморских…(На подносе лежат киви, манго, ананас, кокос. Сказитель передаёт поднос мужику.) И в обратный путь пустился. (Звучит песня «Деревенские дороги») Приехал отец в родную деревню. Вышел на улицу, вынес плоды заморские, да стал народ созывать:
ОТЕЦ: Эй, девицы-мастерицы! Подходи не зевай – плоды заморские покупай.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: ( Приглашает из зала девиц.) Набежали со всех сторон девицы… Набежали и давай расспрашивать: ой, это что? А это? А это? (Мужик называет плоды.) Девицы плодами невиданными любуются, мужика спрашивают: «Почём плоды заморские? Что за них просишь?»
ОТЕЦ: А прошу я за них недорого. Не надо мне ни злата, ни серебра! А надобны мне лишь только сор да пыль из избы.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Вот так плата! Обрадовались девицы и по домам разбежались – пыль да сор собирать. ( Девочки возвращаются на места.) А мужик ждёт-пождёт… Долго ли, коротко ли, смотрит – идёт первая девица. (Сказитель берёт одну девочку, взваливает ей на спину мешок.) Идёт девица, а на спине огромный мешок тащит. На землю перед мужиком свалила: «Вот сколько мусора собрала! Едва донесла! За то и плодов дай побольше!
ОТЕЦ: Что ж, выбирай.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Выбрала и домой пошла. А мужик ждёт - пождёт. Долго ли, коротко ли, смотрит – идёт другая девица. (СКАЗИТЕЛЬНИЦА выводит другую девочку, даёт ей в руки ведро с мусором.) Идёт девица, а в руках тяжеленное ведро несёт. На землю перед мужиком поставила: «Вот – мусор, куда высыпать? Всё-всё из углов собрала. Дай мне за это самый красивый плод!»
ОТЕЦ: Что ж, выбирай!
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Выбрала и домой пошла. А мужик опять ждёт. Смотрит – идёт третья девица. (Выводит из числа зрителей третью девочку с маленьким узелком из носового платочка.) Протянула девица мужику, что в руках держала и говорит: «Вот, сколько сора в доме моём было; уж не прогневайся. Дай хотя бы кусочек от плодов заморских попробовать…» Угостил её мужик. Позвал сына, да и говорит…
ОТЕЦ: Нашёл я тебе, сын, добрую невесту.
СЫН: Какую же, батюшка?
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: А вы как думаете: какую из трёх девиц присмотрел отец сыну в жёны?.. Ту, у которой целый мешок мусора в доме или маленький узелочек? (Ответы детей). Почему вы так думаете? Вот и мужик так рассудил: ту, у которой в дому лишь узелочек пыли и нашлось. Какими словами можно охарактеризовать такую девушку? (Трудолюбивая, не ленивая, любит убираться в доме.) Приглянулась она и добру молодцу. Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок вы получили из этой сказки? Чему она учит? (Ответы детей)
- Ребята, эта сказка из далёкого прошлого. Зачем такие сказки нужны вам, - современным детям? Ведь сейчас есть пылесосы, стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи. Не то, что раньше. (Ответы детей) Какие бы ни появились ещё машины, облегчающие нам жизнь, ими должен управлять человек.
- У меня вопрос к бабушкам: в каком возрасте вы стали помогать по дому, и какую работу вам приходилось выполнять? (Ответы бабушек) Не рано ли мы ведём разговор о трудолюбии? (Бабушки говорят о том, что дети должны с малых лет приучаться помогать по дому, обслуживать себя, а иначе, когда вырастут - ничего не будут уметь. А также о том, что главный труд ребят - это - учёба, так как «Ученье - путь к уменью»).
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) Сейчас мы вспомним пословицы о труде. Вам я раздам вторые половинки пословиц, а у меня останутся первые половинки. Слушайте внимательно, чтобы не прослушали свою половинку пословицы. (Отгаданные пословицы вывешиваются на доске)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень вода не течёт.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Делу - время, потехе - час.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Кончил дело, гуляй смело.
Труд кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
- Вспомните, какая пословица встретилась нам в сказке: «Ищи жену не в хороводе, а в …(огороде)». Как вы её понимаете?
- Выберите такие пословицы, в которых говорится не только о труде, но и об отдыхе. (Дети называют). Скажите, а как люди раньше отдыхали, ведь телевизоров, компьютеров и музыкальных центров не было, театров и музеев - тоже. (Пели, плясали, играли в подвижные игры, разгадывали загадки, пели и сочиняли частушки)
- Давайте вспомним русскую народную игру «Золотые ворота».
Четверо детей, попарно взявшись за руки и подняв их вверх, образуют воротца. Все дети проходят под ними, проговаривая такие слова:
Золотые ворота - проходите, господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Дети, которые попали в воротца, становятся новыми воротами. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один самый юркий игрок.
- А ещё русские люди знали много шуток, прибауток и потешек. Наши бабушки и внуки с удовольствием вам покажут несколько шуток:
(Разыгрывается сценка: Две бабушки сидят на скамеечке, а внуки на коврике перед ними)
Женя с бабушкой Ниной Николаевной:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит…
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
Карина и Кирилл с бабушкой Натальей Гавриловной:
- Ты что делаешь?
- Ничего.
- А ты?
- А я ему помогаю.
Женя с Кириллом:
- Давай наперегонки полы мыть!
- Что за неволя…
- А давай наперегонки спать!
- Ложись!
Карина с бабушкой:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют, шьют да поют.
- А матушки?
- Распарывают да плачут, распарывают да плачут.
-Как вы поняли последнюю шутку о том, что девчата шьют да поют, а матушки распарывают да плачут? (Ответы детей)
- А ещё вечером после работы любили русские люди частушки петь. Да не просто петь, а прямо конкурсы устраивали, кто кого перепоёт. Ребята, кто может спеть частушки о труде, выходите в круг. Я знаю, что Никитина бабушка Раида Романовна тоже много частушек знает. Вот и устроим конкурс, кто сможет спеть больше частушек. Но уговор такой: поём частушки только о труде по очереди с бабушкой.
Тракторист Ванюша - лодырь
Спит до самого утра.
Снится сон ему, что в поле
Сами пашут трактора.
Нас с товарищем послали
Поливать цветочки.
Только мы с ним поленились
И полили кочки.
Как у нашей Нюшки
Чистота в избушке.
Тараканы по стенам,
По полу лягушки.
Закопчённую кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Мышка с кошкой, бабка с дедкой
Всё никак не сладят с репкой
А у внучки Аллы -
Сплошные сериалы!
Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»
А лентяйка: «Маменька,
Я же ещё маленька!»
Попросила мама Колю
Наколоть дровишек.
Но бежит он на футбол -
Выручать мальчишек.
В кухне веник я нашёл
И квартиру всю подмёл.
Но осталось от него
Три соломинки всего.
- Я вижу, что конкурс этот никогда, наверное, не закончится. Вы такие молодцы, так много частушек знаете! Да и вообще, отличный праздник у нас с вами получился. Жаль, что не все ваши близкие смогли сегодня к нам прийти, но я надеюсь, что вы им обо всём подробно расскажете. О чём вы обязательно будете рассказывать дома ? (Ответы детей)
Входит Сашина бабушка Валентина Ивановна с Сашей:
- Пока вы тут пели да плясали, самовар вскипел.
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный.
От недугов исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые даёт
И гостей за стол зовёт.
Специально к сегодняшнему празднику мы с Сашей испекли пирог.
Праздник заканчивается чаепитием.
Список использованной литературы:
День работой весел. /Сост. А. Е. Ивановская. - М. :Дет. Лит, 1986.
Детские частушки для друга и подружки. /Сост. Г. Т. Соколова.- Ярославль: Академия развития, 2007.
Дик Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Загадки. Скороговорки. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1997.
Крячко А. А. Русская сказка в домашнем театре. - М.: Планета 2000.
Пословицы и поговорки. /Сост. В. Д. Сысоев. - М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1-4 классы./Сост. Е. М. Тихомирова. - М.6 Издательство «Экзамен», 2007.
Филякова А. Н. Школьные праздники: Сценарии.- М.: ООО «Издательство АСТ, 2003.
Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. - М.: ВАКО, 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Парфёнова Светлана Николаевна
→ светник7840 09.07.2012 2 4858 792 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.