Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Наума Грамотника "Интеллектуальный марафон"


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Фокина Лидия Петровна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области, учитель начальных классов

  1. Предмет

Внеклассная работа

  1. Класс

4 класс

  1. Название материала

Интеллектуальный марафон

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка внеклассного занятия

  1. Название темы или раздела учебного курса

Подготовка к олимпиадам, задания повышенной трудности

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК любой

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: развитие интереса к предметам математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, предоставление учащимся возможности неординарно мыслить, создание ситуации успеха.

Задачи:

  • побуждать учащихся к улучшению учебных результатов;

  • стимулировать всестороннее развитие учащихся;

  • формировать активную жизненную позицию.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

PowerPoint (выполнены медали), Word

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Медали для награждения, лист бумаги, ручка

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

В течение урока

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Пояснительная записка, конспект мероприятия, медали.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Данное мероприятие посвящено Дню Наума Грамотника. В интеллектуальном марафоне участвует весь класс, как сильные учащиеся, так и слабые. Можно данную игру провести в параллелях.

  1. Список используемых источников

Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006, 368 с. (Мозаика детского отдыха)

Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005, 192 с. (Здравствуй, школа!)

Максимова Т. Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Мастерская учителя)

Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. М.: Глобус, 2009, 367 с. (Классное руководство)

 


 

Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского рйона Новосибирской области


 

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальный марафон

 

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Наума Грамотника

 

4 класс, УМК любой

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Фокина Лидия Петровна,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

2012 год

Тема: Интеллектуальный марафон

Цель: развитие интереса к предметам математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, предоставление учащимся возможности неординарно мыслить, создание ситуации успеха.

Задачи:

  • побуждать учащихся к улучшению учебных результатов;

  • стимулировать всестороннее развитие учащихся;

  • формировать активную жизненную позицию.

Возраст: 4 класс

Оборудование: медали для награждения

Правила игры:

Все ответы игроки пишут на листочках.

Начинает играть весь класс. После отборочного тура остаётся 8 человек, набравших наибольшее количество баллов.

Оставшимся играющим нужно пройти 5 туров и ответить на вопросы. После каждого тура подводится итог и игрок, набравший наименьшее количество баллов выбывает и садится к зрителям.

Во время подведения итогов проводится игра со зрителями и зритель, ответивший правильно на вопрос, получает жетон.

 

Ход игры:

Ведущий:

14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят – учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дъячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами.

 

В честь это праздника мы с вами, ребята, проведём интеллектуальный марафон.

Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового словаря С. И. Ожегова следует, что интеллект – ум, мыслительная способность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллектуальный марафон – это соревнование мыслительных способностей, пусть пока на небольшую, но очень важную для вас дистанцию.

 

 

Отборочный тур

Дети записывают ответы на листочках. Затем ведущий называет правильные ответы и количество баллов, за каждый правильный ответ. В игре после этого остаются только 8 человек, которые набрали наибольшее количество баллов. Все остальные становятся зрителями.

  1. Замени фразеологический оборот, одним словом.

  1. В час по чайной ложке (медленно – 1 балл)

  2. Надуть губы (обидеться – 1 балл)

  3. Намозолить глаза (надоесть – 1 балл)

  1. Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? (Я – 1 балл)

  2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 5 10 14 1. Напиши имя мальчика. (Дима – 2 балла)

  3. Соня доходит от дома до школы за 12 минут, а её брат Алёша добегает до школы и обратно без остановки за 8 минут. Во сколько раз скорость Алёши больше, чем скорость Сони? (Алёша до школы тратит 4 минуты. Значит, скорость Алёши в 3 раза больше скорости Сони: 12 : 4 = 3 – 2 балла)

  4. Группа учеников состоит из 18 человек. Они учатся говорить по-французски и по-немецки: 13 человек учат немецкий язык, 9 человек – французский. Сколько человек учат два языка: немецкий и французский? 4 человека – 2 балла)

  5. Ледники на земле занимают седьмую часть суши, а горы – четвёртую. Что занимает большую площадь? (Горы – 2 балла)

  6. Моря, какого из океанов не омывают берега России? (Индийского океана – 2 балла)

  7. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? (В тундре – 2 балла)

  8. Почему капусту так назвали? (Слово «капуста» произошло от латинского слова «капут» - голова. Именно за сходство с человеческой головой капуста и получила своё название – 2 балла)

  9. Один богатый купец собрался в поездку по свои торговым делам. Какой подарок попросила для себя младшая дочка? (Аленький цветочек. «Аленький цветочек» С. Аксакова – 1 балл)

  10. Почему А. Толстой назвал своего главного героя Буратино? Что означает это слово? («Буратино» в переводе с итальянского означает «Деревянная кукла» - 1 балл)

  11. В какой сказке девица говорит «А такая в том нужда, что не выйду никогда за дурного, за седого, за беззубого такого»? Напиши автора. («Конёк-Горбунок АП. П. Ершова – 2 балла)

 

1 тур. Математика

  1. Запиши число 111 четырьмя двойками. (222:2=111 – 1 балл)

  2. Какое число надо взять слагаемыми два раза, чтобы получить число 260. (130 – 1 балл)

  3. В вазу с красными розами поставили 14 ж1лтых роз. Потом взяли половину всех роз, после чего в вазе осталось 17 роз. Сколько красных роз было в вазе сначала? 20 красных роз – 1 балл)

  4. Сколько разных цифр в записи числа 550.011? (3 цифры – 1 балл)

  5. Это число от 1 до 8, но не 1 и не 5. Кроме того, оно нечётное и не делится на 3. Что это за число? (это число 7 – 1 балл)

Жюри подводят итог, а ведущий проводит игру со зрителями.

 

Игра со зрителями

Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.

  1. Назовите самого главного бога в римской мифологии (Юпитер)

  2. Назовите самую близкую к Земле звезду (Солнце)

  3. Назовите самую бегающую птицу (Страус)

  4. Назовите вид спорта, в котором самый лёгкий мяч (Теннис)

  5. Назовите первую женщину-космонавта (В. Н. Николаева – Терешкова)

 

2 тур. Русский язык

  1. Разгадай анаграмму.

Я – дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

(Сосна – насос – 1 балл)

  1. Напиши имена существительные: доктор, директор, шофёр во множественном числе. (Доктора, директора, шофёры – 3 балла)

  2. Отгадай слово. Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода». (расписка – 1 балл)

  3. Какими частями речи может быть слово «уж»? (Именем существительным и наречием – 2 балла)

  4. Составь сложные слова из данных словосочетаний: 7 лет, 2 горба, 11 классов. (Семилетний, двугорбый, одиннадцатиклассник – 3 балла)

 

Игра со зрителями

Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.

  1. Назови самый большой оптический прибор (телескоп)

  2. Назовите домашнее животное, считающееся самым упрямым (Осёл)

  3. Назовите самую маленькую птицу (Колибри, менее 2х граммов)

  4. Назовите самого известного русского баснописца (И. А. Крылов)

  5. Назовите самую крупную ягоду (Тыква)


 

3 тур. Литературное чтение

  1. Литературный герой, друга которого звали Пятница (Робинзон Крузо – 1 балл)

  2. В какой сказке девочку увозят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко» - 1 балл)

  3. Из какой сказки эти предметы – глиняный горшочек, птица и роза? («Свинопас» Г.-Х. Андерсена – 1 балл)

  4. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха? (Гусли – 1 балл)

  5. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» - 2 балла)


 

Игра со зрителями

Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.

  1. Назовите самый известный литературный псевдоним писателя Аркадия Голикова (Гайдар)

  2. Назовите самое глубокое озеро (Байкал)

  3. Назовите животное с самыми большими ушами (Слон)

  4. Назовите самое крупное животное, ложащееся на зиму спать (Медведь)

  5. Назовите самый распространенный в мире вид спорта (Бег)


 

4 тур. Окружающий мир

  1. Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым? (Бабочка – 1 балл)

  2. Как называется воображаемая линия, которая делит земной шар на северные и южные полушария? (Экватор – 1 балл)

  3. Какой континент не имеет рек? (Антарктида – 2 балла)

  4. О каком животном пишет Н. Сладков? Живёт во льдах диковинный заяц: н беленький и не серенький, не бегает и не прыгает. Уши у него маленькие, задние ноги коротенькие, и любит заяц не свежую травку, а … свежую рыбку … (Тюлень – 2 балла)

  5. Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом? (Нефть – 1 балл)


 

Игра со зрителями

Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.

  1. Назовите самое крупное из сегодня обитающих на земле пресмыкающихся (Крокодил)

  2. Назовите птицу – обладателя самого большого клюва (Пеликан)

  3. Назовите самую ядовитую змею (Кобра)

  4. Назовите самое высокое млекопитающее животное (Жираф)

  5. Назовите самую популярную в мире русскую игрушку (Матрёшка)


 


 

5 тур. История и обществознание

  1. Именно эта страна три тысячи лет назад подарила миру олимпийские игры (Древняя Греция – 1 балл)

  2. Что произошло в России 12 апреля 1961 года? (Первый космический полёт с человеком на борту – 1 балл)

  3. Назови три символа любого государства (Герб, гимн, флаг – 3 балла)

  4. Как называлась первая в нашей стране учебная книга, напечатанная типографским способом русским первопечатником Иваном Фёдоровым? («Азбука» - 1 балл)

  5. Как называют науку, изучающую прошлое человечества? (История – 1 балл)


 

Подведение итогов среди зрителей. Кто больше получил жетонов (одинаковое количество тоже считается).


 

Подведение итогов среди игроков. Кто больше набрал баллов (одинаковое количество тоже считается).


 

Награждение победителей.


 


 


 


 


 


 

Используемые источники:

Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006, 368 с. (Мозаика детского отдыха)

Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005, 192 с. (Здравствуй, школа!)

Максимова Т. Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Мастерская учителя)

Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. М.: Глобус, 2009, 367 с. (Классное руководство)


 


Полный текст материала Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Наума Грамотника "Интеллектуальный марафон" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фокина Лидия Петровна  Linda1190
29.03.2013 0 4600 912

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК