Проект "Сила слова"; 1 - 4 классы
ТЕМА: «СИЛА СЛОВА»
«Лишь слову жизнь дана…»
Иван Бунин
Цель: показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом.
Задачи: 1. Учить грамотно и свободно излагать свои мысли.
2. Формировать коммуникативные умения работы в группе.
3.Воспитывать внимание, интерес к родному языку, уважительное отношение к русскому слову.
Ход занятия:
Орг. момент.
Учитель: Сегодняшнее занятие в клубе «Муравейник» мне хотелось бы начать с чтения стихотворения. Послушайте его и попробуйте определить тему занятия.
Есть слова словно раны,
Слова, словно труд.
С ними в плен не сдаются
и в плен не берут.
Словом можно убить,
словом можно спасти
Словом можно полки
За собой повести…
Вадим Шефнер
II. Формулирование темы занятия.
- О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера?
- Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим?
-Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей)
Поговорим и порассуждаем сегодня о том, действительно ли обладает слово силой? Если да, то какой?
III. Работа по теме.
Работа с лексическим значением слова.
- Что же такое СЛОВО? (табличка вывешивается на доску).
Лексическое значение читает заранее подготовленный ученик.
- В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».
- «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях священник Иоанн.
-Многие великие люди задумывались над силой слова. (Приложение 1)
Ученик:
- О силе русского языка, о силе слова говорили классики нашей литературы: Н.В. Гоголь: «Со словом надо обращаться честно».
Л.Н.Толстой «Слово - есть поступок».
И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный , русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»
2.Сообщение учащихся о работе в группах.
- Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык. Заранее вы получили задание исследовать некоторые слова русского языка, работая в группах. Послушаем, что у вас получилось. (Сообщения детей о словах «добро», «свет», «боль») Приложение 2.
- Ребята, во время работы со словами, возникали ли у вас голове какие-то ассоциации, картинки с исследуемым словом? Можно сказать, у нас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). Попробуйте выбрать тот образ, который ассоциируется у вас при произнесении исследуемого слова. Объясните свой выбор. (Учащиеся выбирают образ из фотографий, предложенных учителем, и объясняют свой выбор).
слово – образ (Приложение 1)
3. Работа в группах:
- Слова позволили нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов.
Задание для работы в группах: создайте схему - цепочку :
слово – образ – настроение
Прочитайте слова.
(слова на слайде «кот», «котёночек», «кошечка», «котище»)
- Слова уже есть на листах, осталось подобрать соответствующий образ (картинку), а также определить, как меняется, или не меняется настроение при произнесении разных и таких похожих слов. Настроение будем показывать цветом.
(Дети работают в группах и объясняют, как выполнили задание)
к от
Котёночек
к ошечка
к отище
- Сделайте вывод, влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей)
4. Сообщение учеников об исследованиях учёных.
-Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса.
(Сообщение учеников)
1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией.
Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом.
Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста.
2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей.
В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства!
IV. Физминутка
Эмоциональная разрядка:
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
5. Сообщение учителя.
Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно.
Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.
Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. (Слайды)
Почему именно вода была выбрана для эксперимента?
Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Давайте рассмотрим опыты, которые проводил на воде и рисе японский ученый Масару Эмото.
Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» - отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имеет тусклый вид.
Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие.
6. Работа в парах.
- Мы с вами тоже
проведём небольшой эксперимент. Вы,
работая в паре со своим одноклассником,
будете говорить друг другу определённые
фразы. По сигналу я буду просить пары
поменяться ролями. При этом я буду
называть, что примерно вы должны будете
делать. Участники должны будут благодарить
своего партнера за общение и говорить
ему «спасибо».
Итак, приготовьтесь…
· Сделайте
комплимент вашему соседу напротив;
·
Похвалите;
· Поздравьте с днём рождения
и выскажите добрые пожелания;
·
Признайтесь в своей любви или симпатии;
·
Выскажите своё восхищение;
· Выразите
своё доверие этому человеку.
-Опишите свои чувства и эмоции. А теперь:
· Обвините в каком - либо проступке;
· Покритикуйте
его поведение;
· Нагрубите ему;
·
Выскажите недовольство поведением
своего товарища.
- Что вы почувствовали сейчас? Какие выводы вы можете для себя сделать? (Ответы детей)
7. Инсценирование притчи
- Как вы считаете, какое следующее слово продолжит цепочку:
слово – образ – настроение - …. Ответить на этот вопрос вам помогут одноклассники, они подготовили вашему вниманию инсценировку.
«Однажды
Мастер рассказывал о великой силе Живого
Слова. Сотни учеников внимательно
слушали его. И каждый из них хотел владеть
этой необычайной силой.
Но
не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних
рядов неожиданно выкрикнул:
Ты
говоришь чепуху! Разве станешь святым
оттого, что все время твердишь: "Бог,
Бог, Бог"? Разве станешь грешником
оттого, что без конца повторяешь: "Грех,
Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила
Живого Слова!
Сядь
на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека
охватила ярость, его назвали глупцом
среди сотен учеников! Это слышал каждый!
Он стал браниться еще больше, оскорблять
Мастера. Гнев совершенно затмил его
разум. Мастер выслушал его. А затем с
видом раскаяния сказал:
-
Прости меня... я погорячился. Искренне
прошу прощения. Мне не стоило
оскорблять
тебя.
Ученик
тут же успокоился.
-
Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер.
- От одного слова человек
пришел в
ярость, от другого – успокоился».
- Попробуйте ответить на вопрос. (Предположения детей, затем вывешивается табличка со словом «ДЕЙСТВИЕ»)
8. Работа по теме.
Сегодня мы неоднократно обращались к притчам, они помогали нашим рассуждениям по поводу силы слова, позволяли прийти к определённым выводам. Это не случайно, ведь в притчах хранится глубокая мудрость, накопленная веками.
- Я прочту ещё одну притчу, которая поможет вам определить последнее слово цепочки. (Читает учитель)
«Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.
Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется …».
- Закончите мысль. (…на всю жизнь) (Табличка ЖИЗНЬ)
-Как вы думаете, могут ли слова оказать влияние на нашу жизнь в целом?
- Искусство повседневного пользования словом — это искусство жить.
Слово — > образ — > настроение — > действия — > жизнь
9. Составление синквейнов (работа в парах)
- Мы сегодня с вами провели большую работу над словом, как вы думаете обладает ли слово могучей силой?
(ответы детей)
- Слова могут как разрушать, так и созидать. Наша задача использовать слова во имя добра. Мне бы хотелось, чтобы вы сказали свое слово о слове, составив синквейн. (Работа проходит в парах).
Все синквейны вывешиваются на доску. Приложение3.
V. Рефлексия:
- Ребята, знаете ли вы, что каждый человек — волшебник. Мы с вами учимся пользоваться словом, как волшебной палочкой. На доске – дерево без листьев, а на партах листочки от этого дерева. Я предлагаю вам на этих листочках написать несколько слов для своих одноклассников. Будут ли это пожелания, похвала, совет, благодарность или замечание – вам решать. Подпишите на лицевой стороне, кому вы адресуете свои слова. Что вы написали, знать будет только один человек. Надеюсь, вы будете искренними. (Выполнение работы)
VI. Итог.
- Желаю вам чаще прислушиваться к своей речи и к речи других людей. И вы начнёте понимать, как создавали проблемы себе и другим. Постепенно вы станете хозяином своего Слова, и жизни в целом.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то - жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит, иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клюкина Ирина Николаевна
→ irina0111 14.02.2017 0 4630 181 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы