Проект "Сила слова"; 1 - 4 классы


Варианты синквейнов, составленные учащимися:


СЛОВО

Доброе, нежное,

Окрыляет, сближает, роднит,

Подумай, прежде, чем сказать слово,

СЛОВО.


СЛОВО

Злое, неприветливое,

Обманет, обозлит, поссорит,

Я ненавижу такое слово,

СЛОВО.


ТЕМА: «СИЛА СЛОВА»

«Лишь слову жизнь дана…»

Иван Бунин


Цель: показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом. 

Задачи: 1. Учить грамотно и свободно излагать свои мысли.

2. Формировать коммуникативные умения работы в группе.

3.Воспитывать внимание, интерес к родному языку, уважительное отношение к русскому слову.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Учитель: Сегодняшнее занятие в клубе «Муравейник» мне хотелось бы начать с чтения стихотворения. Послушайте его и попробуйте определить тему занятия.

Есть слова словно раны,

Слова, словно труд.

С ними в плен не сдаются

и в плен не берут.

Словом можно убить,

словом можно спасти

Словом можно полки

За собой повести…

Вадим Шефнер

II. Формулирование темы занятия.

- О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера?

- Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим?

-Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей)

Поговорим и порассуждаем сегодня о том, действительно ли обладает слово силой? Если да, то какой?

III. Работа по теме.

  1. Работа с лексическим значением слова.

- Что же такое СЛОВО? (табличка вывешивается на доску).

Лексическое значение читает заранее подготовленный ученик.

- В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».

- «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях священник Иоанн.

-Многие великие люди задумывались над силой слова. (Приложение 1)

Ученик:

- О силе русского языка, о силе  слова говорили классики нашей литературы: Н.В. Гоголь: «Со словом надо обращаться честно».

Л.Н.Толстой «Слово - есть поступок».

И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный , русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

      2.Сообщение учащихся о работе в группах.

- Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык. Заранее вы получили задание исследовать некоторые слова русского языка, работая в группах. Послушаем, что у вас получилось. (Сообщения детей о словах «добро», «свет», «боль») Приложение 2.

- Ребята, во время работы со словами, возникали ли у вас голове какие-то ассоциации, картинки с исследуемым словом? Можно сказать, у нас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). Попробуйте выбрать тот образ, который ассоциируется у вас при произнесении исследуемого слова. Объясните свой выбор. (Учащиеся выбирают образ из фотографий, предложенных учителем, и объясняют свой выбор).

слово – образ (Приложение 1)

3. Работа в группах:

- Слова позволили нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов.

Задание для работы в группах: создайте схему - цепочку :

слово – образ – настроение

Прочитайте слова.

(слова на слайде «кот», «котёночек», «кошечка», «котище»)

- Слова уже есть на листах, осталось подобрать соответствующий образ (картинку), а также определить, как меняется, или не меняется настроение при произнесении разных и таких похожих слов. Настроение будем показывать цветом.

(Дети работают в группах и объясняют, как выполнили задание)

к от



Котёночек



к ошечка

к отище







- Сделайте вывод, влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей)

4. Сообщение учеников об исследованиях учёных.

-Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса.

(Сообщение учеников)

1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией.

Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом.

Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста.

2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей.

В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства!

IV. Физминутка

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

5. Сообщение учителя.

Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно.

Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.

Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду  замораживал её и фотографировал. (Слайды)

Почему именно вода была выбрана для эксперимента?

     Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Давайте рассмотрим опыты, которые проводил на воде и рисе японский ученый Масару Эмото.

Фотоснимки таких слов  как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» - отличаются изысканным орнаментом.  Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имеет тусклый вид. 

Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие.

6. Работа в парах.

- Мы с вами тоже проведём небольшой эксперимент. Вы, работая в паре со своим одноклассником, будете говорить друг другу определённые фразы. По сигналу я буду просить пары поменяться ролями. При этом я буду называть, что примерно вы должны будете делать. Участники должны будут благодарить своего партнера за общение и говорить ему «спасибо».
Итак, приготовьтесь…

· Сделайте комплимент вашему соседу напротив;
· Похвалите;
· Поздравьте с днём рождения и выскажите добрые пожелания;
· Признайтесь в своей любви или симпатии;
· Выскажите своё восхищение;
· Выразите своё доверие этому человеку.

-Опишите свои чувства и эмоции. А теперь:

· Обвините в каком - либо проступке;

· Покритикуйте его поведение;
· Нагрубите ему;
· Выскажите недовольство поведением своего товарища.

- Что вы почувствовали сейчас? Какие выводы вы можете для себя сделать? (Ответы детей)

7. Инсценирование притчи

- Как вы считаете, какое следующее слово продолжит цепочку:

слово – образ – настроение - …. Ответить на этот вопрос вам помогут одноклассники, они подготовили вашему вниманию инсценировку.

«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило
оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек
пришел в ярость, от другого – успокоился».

- Попробуйте ответить на вопрос. (Предположения детей, затем вывешивается табличка со словом «ДЕЙСТВИЕ»)

8. Работа по теме.

Сегодня мы неоднократно обращались к притчам, они помогали нашим рассуждениям по поводу силы слова, позволяли прийти к определённым выводам. Это не случайно, ведь в притчах хранится глубокая мудрость, накопленная веками.

- Я прочту ещё одну притчу, которая поможет вам определить последнее слово цепочки. (Читает учитель)

  «Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется …».

- Закончите мысль. (…на всю жизнь) (Табличка ЖИЗНЬ)

-Как вы думаете, могут ли слова оказать влияние на нашу жизнь в целом?

- Искусство повседневного пользования словом — это искусство жить.

Слово — > образ — > настроение — > действия — > жизнь

9. Составление синквейнов (работа в парах)

- Мы сегодня с вами провели большую работу над словом, как вы думаете обладает ли слово могучей силой?

(ответы детей)

- Слова могут как разрушать, так и созидать. Наша задача использовать слова во имя добра. Мне бы хотелось, чтобы вы сказали свое слово о слове, составив синквейн. (Работа проходит в парах).

Все синквейны вывешиваются на доску. Приложение3.

V. Рефлексия:

- Ребята, знаете ли вы, что каждый человек — волшебник. Мы с вами учимся пользоваться словом, как волшебной палочкой. На доске – дерево без листьев, а на партах листочки от этого дерева. Я предлагаю вам на этих листочках написать несколько слов для своих одноклассников. Будут ли это пожелания, похвала, совет, благодарность или замечание – вам решать. Подпишите на лицевой стороне, кому вы адресуете свои слова. Что вы написали, знать будет только один человек. Надеюсь, вы будете искренними. (Выполнение работы)

VI. Итог.

- Желаю вам чаще прислушиваться к своей речи и к речи других людей. И вы начнёте понимать, как создавали проблемы себе и другим. Постепенно вы станете хозяином своего Слова, и жизни в целом.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Оно то - жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.


Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.


Оно одарит, иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Слайд 1
Лишь слову жизнь дана… Иван Бунин Сила слова
Слайд 2
«Книга мудрости» гласит: «Говорящий на хорошем, чистом, богатом языке – богат мыслями» (Л.Н.Толстой) «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Н.Толстой). «Слово есть поступок» (Л.Н.Толстой). «Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье» (Л.Н.Толстой).
Слайд 3
От произнесённых слов зависит настроение ?
Слайд 4
слово – образ - настроение • кот • - котёнок - • кошечка • котище -
Слайд 5
слово – образ - настроение • кот • - котёнок - • кошечка • котище -
Слайд 6
Слово созидает, слово разрушает Люди, использующие в речи добрые слова реже болеют и дольше живут У любителей сквернословить развиваются хронические болезни
Слайд 7
Исследования силы слова В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под
Слайд 8
Эксперимент, в котором воде показывают слова. Слева слово «Ангел», справа – «Дьявол».
Слайд 9
О чём говорим? Что слушаем? Гнев. Любовь Кристалл после воздействия слов «Ты — дурак» Слова «Ты надоел мне. Я убью тебя». Вода получала электромагнитные излучения любви и благодарности.
Слайд 10
Сила слова Вода, взятая из озера Fujiwara, перед молитвой Кристалл воды после молитвы буддистского первосвященника Като. Сначала было слово. И слово это - Бог
Слайд 11
Быть вежливым выгодно Образец водопроводной воды Shinagawa, Токио. Тот же образец после того, как 500 инструкторов ХАДО по всей Японии одновременно послали добрые мысли ему.
Слайд 12
действие
Слайд 13
действие ЖИЗНЬ
Слайд 14
Слайд 15
Составим СИНКВЕЙН 1 строка - одно сущ. (СЛОВО) 2 строка – два прилагательных(описание темы) 3 строка – три глагола (действия, относящиеся к теме) 4 строка – четыре слова (фраза показывает отношение автора к теме) 5 строка – одно сущ.(ассоциация, синоним темы)

Полный текст материала Проект "Сила слова"; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клюкина Ирина Николаевна  irina0111
14.02.2017 0 4630 181

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК