Статья "Танцы на школьной перемене как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста"
Танцы на школьной перемене как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста
-
Киреева Мария Александровна: учитель начальных классов
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Задачи:
-
подготовить зоны для активного отдыха детей;
-
создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
-
научить детей организованно проводить свободное время;
-
организовать сотрудничество педагогов и детей.
Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности всех систем организма.
Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку.
Существует различная классификация двигательной активности, направленная на преодоление переутомления, которая может длиться в течение 10 минут. Такой формой работы выбрана организованная /под управлением/ подвижная перемена. Но если учитель видит, что небольшая кучка ребят занята другим делом, не надо отрывать их от этого, так как принуждение при отказе детей от игры недопустимо, важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный “комфорт”, желание детей участвовать в танце.
Наблюдения показали некоторую закономерность:
-
после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;
-
после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;
-
к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.
При анализе анкетирования выявлено, что преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы соревновательного характера .
Многим детям нравятся музыкальные перемены, где самые эмоциональные двигаются под музыку азартно, а дети спокойной группы сами в танце участвуют смотря на других детей. Это может быть учтено при организации школьных перемен педагогами образовательных учреждений.
Для успешного обучения малышам необходимо как можно быстрее адаптироваться к новой жизни.
-
в результате включения во время перемен новых танцев и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, меньше стало пассивных детей;
-
организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается, о чем свидетельствует рост качественной успеваемости (с 66% в I четверти до 70 % во II четверти)
-
следует включать танцы после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая в систему работы в условиях педагогики оздоровления и школьную перемену.
Литература
2.Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.2004
3.Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киреева Мария Александровна
→ Публикатор 25.08.2018 0 3301 442 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.