Статья "Система работы по развитию личности младшего школьника по гражданско – патриотическому воспитанию"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Троица Белохолуницкого района Кировской области
Система работы по развитию личности младшего школьника по гражданско – патриотическому воспитанию
Лукина Галина Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Троица
Белохолуницкого района
Кировской области
Королёва Ирина Александровна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Троица
Белохолуницкого района
Кировской области
У каждого человека есть Родина и каждый любит место, где он родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни матери, того уголка, где дети живут.
В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн.
Цель: воспитывать у школьников чувство патриотизма, любовь к малой Родине, Отечеству, уважение к трудовому человеку.
Задачи:
Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика.
Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.
Воспитательная система включает в себя:
урочную деятельность
внеурочную – это классные часы, сотрудничество со школьной библиотекой, совместная деятельность с родителями, бабушками, дедушками, участие в районных конкурсах, встречи с ветеранами, старожилами и другими интересными людьми
внешкольную – сотрудничество с ДК, библиотекой – музеем
Всё это влияет на развитие коллектива учащихся, на развитие личности каждого ученика. И получается личность способная к позитивному преобразованию мира.
Гражданско-патриотическое воспитание проходит через уроки. На этих уроках прививаем чувство гордости за свой край, развиваем интерес к изучению истории родного края, любознательность, стремление познавать новое, а главное такие уроки формируют чувство любви к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Например, при изучении темы «Люблю природу русскую» наряду с произведениями, которые предлагают составители учебника, включаем стихи местного автора Сирмай Г.Г.
Тема «Природа нашего края» имеет выраженную краеведческую направленность, поэтому содержание уроков обогащаем сведениями из местных периодических изданий, краеведческой литературы.
При работе над текстами дети говорят о своей родине – селе Троица, где они родились, пошли в школу и нашли друзей, своих сверстников.
Экскурсии вызывают положительный отклик и интерес среди детей. Проведение экскурсий способствует написанию сочинений: «Осень в нашем селе», «Мои зимние каникулы», оформлению творческих работ, с удовольствием дети рисуют улицу, на которой живут, речку, где часто купаются летом и ловят рыбу. Чтобы научить детей понимать красоту родной природы, чувствовать радость общения с ней, мы ходим в лес, слушаем пение птиц, делимся впечатлениями.
Важнейшее значение в реализации задач гражданско-патриотического воспитания имеют классные часы. Наиболее актуальны методики позволяющие детям проигрывать различные роли, моделировать образы собственного поведения в значимых ситуациях и просто в жизненных.
Темы классных часов «Сказка ложь, да в ней намёк», «Выборы в лесную думу», «Подвиги народа Древней Руси», « Военная одежда в разные эпохи». А также на классных часах мы знакомим детей с их правами и обязанностями, с правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание проходит через дополнительное образование. Это сотрудничество со школьной библиотекой, с библиотекой – музеем.
В школьной библиотеке проходят кружок «Умелые руки», где дети занимаются прикладным творчеством, библиотечные уроки, книжкины недели, праздники, посвященные детским писателям.
К каждой музейной экскурсии ведётся подготовительная работа. На классных часах мы знакомим детей с правилами поведения в музее, а на уроках они получают представления о таких понятиях как прошлое, настоящее, предки, век. А в музее эти знания закрепляются. И наоборот, после занятий в музее знания, которые дети там получают, активно используются практически на всех уроках.
Мы посещаем местный музей. Экскурсии способствуют пробуждению у детей интереса к народу села, его культуре, быту, обычаям, традициям. А так же посещают краеведческий кружок «Истоки» и «Вдохновение».
Работники ДК тоже работают в этом направлении и проводят различные мероприятия. Наши дети посещают кружки прикладного творчества «Фиалка» и «Мастерица» и участвуют в художественной самодеятельности.
Подобное сотрудничество с музеем, с библиотеками, с ДК способствует лучшему обучению и воспитанию детей, помогает расширить их кругозор и словарный запас, обогащает их жизненный опыт, расширяет знания учащихся о родном крае и воспитывает чувство патриотизма.
На встречах с ветеранами и интересными людьми узнают о подвигах своих односельчан, о трудной жизни детей в годы войны. 9 мая школьники принимали активное участие в подготовке и проведении праздника: оформляли выставку рисунков, готовили открытки для ветеранов, читали стихи, исполняли песни, возлагали цветы к памятнику погибшим воинам.
Прошли встречи с ветераном войны Важениной Любовью Григорьевной. Школьники, затаив дыхание слушали рассказ ветерана, которая не понаслышке, а наяву видела врага, непосредственно принимала участие в боевых действиях.
Достичь успехов в воспитании учеников в данном направлении помогают родители, которые стали нашими помощниками. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Формы участия родителей в жизни школы и класса очень разнообразны: это родительские собрания, участие в подготовке и организации экскурсий, выставок и проведении праздников.
В итоге личность должна обладать данными качествами.
Выпускник первой ступени – это ученик, который обучается и учит других. Формируется коммуникативная и информационная компетентности.
Одноклассник – это член классного коллектива, который может общаться со своими одноклассниками, учителем. Это коммуникативная компетентность.
Личность – творец. Мы ставим задачу научить ребенка креативно мыслить, оценивать свои дела и поступки. Он придумывает и вносит свои мысли. Тем самым мы формируем рефлексивную компетентность.
Исследователь: обобщая этот опыт, мы учим писать и проводить исследовательские работы по патриотическому воспитанию. Вместе с учителем ребенок учится ставить цели, задачи, добиваться результата. Формируется проектная компетентность.
Гражданин– это человек, живущий в социуме, имеет права и обязанности, умеет общаться с людьми, которые его окружают. Формируется социальная компетентность.
Экскурсант: он может сам рассказывать и проводить экскурсии. Это информационная компетентность.
В нашей работе нам помогает формула успеха.
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без человека – нет Народа.
Список литературы
В.С. Горбунов «Воспитание гражданина – патриота: системный подход.
Р.Л. Новик «Воспитать гражданина – патриота»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королёва И. А., Лукина Г. А.
→ Публикатор 15.12.2018 0 1199 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.