Статья "Организация исследовательской деятельности в начальной школе"
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа осталась всё-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы, т.е. алгоритм исследовательской деятельности: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
-
Подготовительный
-
Основной
-
Заключительный.
Используя исследовательские методы в обучении младших школьников, я выявила существенные особенности. Младшего школьника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе. Большинство из них не хотят и не могут вести собственные исследования в течение длительного времени. А другие выбирают тему, проводят исследование и делают доклад сразу. Поэтому я считаю, что начиная работу над исследованием, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором.
Возникает вопрос: а как научить их работать над исследованием, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое исследование? Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к работе?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хасан Эвелина Хасановна
→ Eveline90 02.03.2019 0 1199 295 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.