Статья "Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334 Невского района Санкт-Петербурга"
Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334
Невского района Санкт-Петербурга
Цель статьи: привлечение внимания к работе отрядов ЮИД в школе, популяризация данного направления работы.
В ГБОУ школе № 334 Невского района Санкт-Петербурга ведется воспитательная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Необходимо отметить что, несмотря на использование разносторонних форм и методов работы в образовательных учреждениях по данному направлению, наблюдается недостаточная результативность в достижении поставленных целей. Анализируя причины отсутствия желаемой эффективности работы, снижения уровня дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, можно сделать вывод, что препятствиями являются:
- эпизодичность работы со школьниками, их кратковременное участие в мероприятиях. Как следствие, недостаточный объём полученных знаний, низкая мотивация к изучению правил дорожного движения, отсутствие должного внимания к проблеме безопасности дорожного движения;
- отношения на занятиях и мероприятиях между педагогом и воспитанником строится по иерархической системе «учитель – ученик». Педагог обращается к детям в назидательной форме. Это приводит к пассивному участию ребенка, отсутствию инициативы для собственной активной деятельности.
Для решения данных проблем необходимо повысить уровень мотивации подростка для участия в созидательной деятельность, способствующей развитию культуры безопасного поведения на дорогах города, через формирование в образовательных учреждениях отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).
Работа ЮИД строится по принципу «равный – равному». Обучение по этому принципу – это обучение, при котором сами учащиеся передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу, имеющих сходные интересы, или подверженных сходным рискам.
Задачи отрядов ЮИД – не только снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма и воспитание законопослушных участников дорожного движения, но и профилактика детской безнадзорности и беспризорности.
6 марта 2018 года исполнилось 45 лет со дня создания отрядов юных инспекторов дорожного движения. Именно в этот день в 1973 году было утверждено Положение «Об отрядах юных инспекторов движения». Уже к концу года в целом по стране существовало около 14 тысяч отрядов ЮИД. На сегодняшний день ЮИД – одно из самых массовых детских движений в стране, которое насчитывает в своих рядах более 370 тысяч школьников во всех российских регионах. На протяжении четырех десятков лет это движение является уникальной формой взаимодействия детей и взрослых в обеспечении дорожной безопасности. Залогом такого долголетия стали конкретные дела юидовцев, не потерявшие актуальности и в наше время.
Отряды юных инспекторов движения являются добровольными объединениями школьников, которые создаются с целью формирования у детей специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дороге, воспитания у них гражданственности и ответственности, вовлечения школьников в работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста.
Можно выделить следующие основные задачи отрядов ЮИД:
- активное содействие школе в воспитании учащихся как законопослушных участников дорожного движения, выработке у школьников активной жизненной позиции;
- изучение Правил безопасного поведения на дорогах и улицах, трансляция полученных знаний;
- овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения;
- участие в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- освоение базовых навыков оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
В отряды ЮИД принимаются учащиеся общеобразовательных учреждений или учреждений дополнительного образования детей с 10 до 16 лет из числа школьников и воспитанников. Деятельность отрядов ЮИД регламентируется положением и приказами образовательных учреждений.
Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения:
- обучающая деятельность: организация и проведение занятий по изучению Правил дорожного движения в образовательном учреждении; организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед; организация практических игр по безопасности дорожного движения на территории школьных автоплощадок.
- информационно-пропагандистская деятельность: организация школьных передач по результатам деятельности отряда ЮИД, создание стендов "ЮИД в действии", стенгазет "Юный инспектор движения", информационных Листков "За безопасность движения", работа со СМИ, создание наглядной агитации для изучения и соблюдения Правил дорожного движения и другая информационная работа.
- шефская деятельность: помощь ученикам начальной школы и воспитанникам дошкольных учреждений в изучении правил дорожного движения, разработка маршрутов безопасного подхода к школе, создание карты опасных зон перехода проезжей части в районе школы.
- патрульно-рейдовая деятельность: под руководством работников Госавтоинспекции участие в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы, внешкольных учреждений по месту жительства по соблюдению Правил дорожного движения, организации досуга детей и подростков.
- культурно-досуговая деятельность: создание агитбригад, проведение викторин, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей, организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей в рамках деятельности отрядов ЮИД являются:
создание условий для свободного выбора каждым учащимся направления и вида деятельности в отряде;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности школьников;
системно-деятельностный характер содержания программы работы отряда ЮИД;
личностно-ориентированный подход к участникам отряда ЮИД и другим детям и школьникам, создание «ситуации успеха» для каждого;
признание за ребенком права на пробу и ошибку в решении, в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранных им видов деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
В структуру работы отряда входит: штаб отряда ЮИД и отделения (группы) по направлениям работы. Количество учащихся в группах произвольное.
Штаб отряда ЮИД |
Командир отряда ЮИД |
Заместитель командира отряда ЮИД |
Командиры отделений (групп) |
Отделения отряда ЮИД по направлениям деятельности |
Отделение учебной работы |
Отделение информационной работы |
Отделение шефской помощи |
Отделение культурно-досуговой работы |
Отделение патрульно-рейдовой работы |
Руководство работой отряда ЮИД осуществляет штаб, в который входят: командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Штаб избирается на общем собрании отряда (в малочисленных отрядах избирается только командир).
Отряды ЮИД участвуют в мероприятиях посвященных Единому дню дорожной безопасности, городских детских конференциях, всероссийских интернет-олимпиадах, фестивалях, акциях, соревнованиях, конкурсах, слетах районного и городского уровня.
Подводя итог, можно отметь необходимость развивать следующие направления работы с отрядами ЮИД:
- проведение ответственными по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении разъяснительной работы с учащимися, педагогами, родителями по данному направлению (престиж движения ЮИД);
- взаимодействие отрядов ЮИД, как форма преемственности, с дошкольными образовательным учреждениями, с целью проведения в игровой форме разъяснительных мероприятий по правилам дорожного движения;
- стимулирование инициативы проведения проектно-исследовательской деятельности в области безопасности дорожного движения в масштабе реального времени;
- анализ реальных проблемных ситуаций для профилактической работы отряда ЮИД с учащимися начальной школы.
Список литературы:
-
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 № 864
-
Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 489, которая включает в себя подпрограмму 2 «Комплексные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге»
-
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990 – 96 с.
-
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями/ авт.-сос. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Педагог, 2007. – 222 с.
-
Рабинович П.Д, Филамофитский М.П. Обучение учащихся безопасному поведению на дорогах и работа с их родителями в образовательных учреждениях. Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» / Сборник материалов конференции. Томск: 2010. – 148 с.
-
Сборник докладов и статей «Новое в профессиональном образовании специалистов для сферы обеспечения БДД». Институт безопасности дорожного движения. – СПб.: СПб ГАСУ, 2009. – 116 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Спицына Марина Александровна
→ MarinaSpicina 23.10.2019 0 1400 272 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.