Статья "Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334 Невского района Санкт-Петербурга"


Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334

Невского района Санкт-Петербурга

 

Цель статьи: привлечение внимания к работе отрядов ЮИД в школе, популяризация данного направления работы.

 

В ГБОУ школе № 334 Невского района Санкт-Петербурга ведется воспитательная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Необходимо отметить что, несмотря на использование разносторонних форм и методов работы в образовательных учреждениях по данному направлению, наблюдается недостаточная результативность в достижении поставленных целей. Анализируя причины отсутствия желаемой эффективности работы, снижения уровня дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, можно сделать вывод, что препятствиями являются:

- эпизодичность работы со школьниками, их кратковременное участие в мероприятиях. Как следствие, недостаточный объём полученных знаний, низкая мотивация к изучению правил дорожного движения, отсутствие должного внимания к проблеме безопасности дорожного движения;

- отношения на занятиях и мероприятиях между педагогом и воспитанником строится по иерархической системе «учитель – ученик». Педагог обращается к детям в назидательной форме. Это приводит к пассивному участию ребенка, отсутствию инициативы для собственной активной деятельности.

 Для решения данных проблем необходимо повысить уровень мотивации подростка для участия в созидательной деятельность, способствующей развитию культуры безопасного поведения на дорогах города, через формирование в образовательных учреждениях отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).

Работа ЮИД строится по принципу «равный – равному». Обучение по этому принципу – это обучение, при котором сами учащиеся передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу, имеющих сходные интересы, или подверженных сходным рискам.

Задачи отрядов ЮИД – не только снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма и воспитание законопослушных участников дорожного движения, но и профилактика детской безнадзорности и беспризорности.

6 марта 2018 года исполнилось 45 лет со дня создания отрядов юных инспекторов дорожного движения. Именно в этот день в 1973 году было утверждено Положение «Об отрядах юных инспекторов движения». Уже к концу года в целом по стране существовало около 14 тысяч отрядов ЮИД. На сегодняшний день ЮИД – одно из самых массовых детских движений в стране, которое насчитывает в своих рядах более 370 тысяч школьников во всех российских регионах. На протяжении четырех десятков лет это движение  является уникальной формой взаимодействия детей и взрослых в обеспечении дорожной безопасности. Залогом такого долголетия стали конкретные дела юидовцев, не потерявшие актуальности и в наше время.

Отряды юных инспекторов движения являются добровольными объединениями школьников, которые создаются с целью формирования у детей специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дороге, воспитания у них гражданственности и ответственности, вовлечения школьников в работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста.

Можно выделить следующие основные задачи отрядов ЮИД:

- активное содействие школе в воспитании учащихся как законопослушных участников дорожного движения, выработке у школьников активной жизненной позиции;

- изучение Правил безопасного поведения на дорогах и улицах, трансляция полученных знаний;

- овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения;

- участие в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- освоение базовых навыков оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

В отряды ЮИД принимаются учащиеся общеобразовательных учреждений или учреждений дополнительного образования детей с 10 до 16 лет из числа школьников и воспитанников. Деятельность отрядов ЮИД регламентируется положением и приказами образовательных учреждений.

Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения:

- обучающая деятельность: организация и проведение занятий по изучению Правил дорожного движения в образовательном учреждении; организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед; организация практических игр по безопасности дорожного движения на территории школьных автоплощадок.

- информационно-пропагандистская деятельность: организация школьных передач по результатам деятельности отряда ЮИД, создание стендов "ЮИД в действии", стенгазет "Юный инспектор движения", информационных Листков "За безопасность движения", работа со СМИ, создание наглядной агитации для изучения и соблюдения Правил дорожного движения и другая информационная работа.

- шефская деятельность: помощь ученикам начальной школы и воспитанникам дошкольных учреждений в изучении правил дорожного движения, разработка маршрутов безопасного подхода к школе, создание карты опасных зон перехода проезжей части в районе школы.

- патрульно-рейдовая деятельность: под руководством работников Госавтоинспекции участие в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы, внешкольных учреждений по месту жительства по соблюдению Правил дорожного движения, организации досуга детей и подростков.

- культурно-досуговая деятельность: создание агитбригад, проведение викторин, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей, организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей в рамках деятельности отрядов ЮИД являются:

создание условий для свободного выбора каждым учащимся направления и вида деятельности в отряде;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности школьников;

системно-деятельностный характер содержания программы работы отряда ЮИД;

личностно-ориентированный подход к участникам отряда ЮИД и другим детям и школьникам, создание «ситуации успеха» для каждого;

признание за ребенком права на пробу и ошибку в решении, в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранных им видов деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

В структуру работы отряда входит: штаб отряда ЮИД и отделения (группы) по направлениям работы. Количество учащихся в группах произвольное.

 

 

 

Штаб отряда ЮИД

 

 

Командир отряда ЮИД

Заместитель командира отряда ЮИД

Командиры отделений (групп)

 

 

Отделения отряда ЮИД

по направлениям деятельности

 

 

Отделение учебной работы

Отделение информационной работы

Отделение шефской помощи

Отделение культурно-досуговой работы

Отделение патрульно-рейдовой работы

 

Руководство работой отряда ЮИД осуществляет штаб, в который входят: командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Штаб избирается на общем собрании отряда (в малочисленных отрядах избирается только командир).

Отряды ЮИД участвуют в мероприятиях посвященных Единому дню дорожной безопасности, городских детских конференциях, всероссийских интернет-олимпиадах, фестивалях, акциях, соревнованиях, конкурсах, слетах районного и городского уровня.

Подводя итог, можно отметь необходимость развивать следующие направления работы с отрядами ЮИД:

- проведение ответственными по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении разъяснительной работы с учащимися, педагогами, родителями по данному направлению (престиж движения ЮИД);

- взаимодействие отрядов ЮИД, как форма преемственности, с дошкольными образовательным учреждениями, с целью проведения в игровой форме разъяснительных мероприятий по правилам дорожного движения;

- стимулирование инициативы проведения проектно-исследовательской деятельности в области безопасности дорожного движения в масштабе реального времени;

- анализ реальных проблемных ситуаций для профилактической работы отряда ЮИД с учащимися начальной школы.

 

Список литературы:

  1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 № 864

  2. Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 489, которая включает в себя подпрограмму 2 «Комплексные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге»

  3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990 – 96 с.

  4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями/ авт.-сос. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Педагог, 2007. – 222 с.

  5. Рабинович П.Д, Филамофитский М.П. Обучение учащихся безопасному поведению на дорогах и работа с их родителями в образовательных учреждениях. Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» / Сборник материалов конференции. Томск: 2010. – 148 с.

  6. Сборник докладов и статей «Новое в профессиональном образовании специалистов для сферы обеспечения БДД». Институт безопасности дорожного движения. – СПб.: СПб ГАСУ, 2009. – 116 с.


Полный текст материала Статья "Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334 Невского района Санкт-Петербурга" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Спицына Марина Александровна  MarinaSpicina
23.10.2019 0 1400 272

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК