Статья "Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе"
«Проектная деятельность на уроках литературного чтения
в начальной школе»
автор: Денисенко Алла Петровна
В последнее годы в образовании наблюдается большой интерес к проектной деятельности
Цель проектной деятельности учащихся начальной школы как одной из личностно- ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций
В последнее время в образовании наблюдается необычайный интерес к проектной деятельности.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.
Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проекты могут классифицироваться:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и создавались стенгазеты.
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Этапы проекта:
1. Целеполагание
Помочь ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени
2. Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели)
3. Выполнение проекта
Практическая часть
4. Подведение итогов
Определение задач для новых проектов
5. Презентация проекта
Демонстрация достижений, продуктов детской
деятельности.
Презентация (защита) проекта
Необходимо:
-
помочь ученикам произвести самооценку проекта
-
помочь учащимся оценить процесс проектирования
-
помочь ученикам подготовить проект к презентации
эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Я хочу поделиться опытом работы над проектом во 2 классе по произведениям о зиме.
Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведѐт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.
- Друзья, скажите, как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?
- Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Зимушка - зима!»
- Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое. Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом) вашей проделанной работы, если мы объединим в одно целое пословицы, скороговорки, поговорки, приметы, рисунки, сочинение и загадки о зиме?
- Правильно, результатом (продуктом) нашей работы будет зимний литературный журнал, который так и называется «Зимушка - зима!»
Но мы его не начнём. А продолжим. Дело в том, что мы уже с ребятами собирали материал, обсудили, (Обмен опытом оформления страничек журнала)оформили. Вот наш продукт. А теперь удача вот такая… проект продолжим мы с вами. Вашими страничками дополним детский журнал.
Ребята знают об этом и ждут продолжения журнала.
Для удобства работы разделимся на группы. В каждой группе свой редактор, художник- оформитель, журналист, корреспондент. Итак, мы начинаем!
Перед вами будущие страницы журнала. Каждая группа создаёт свою страничку…Страничка – это условно, если не умещается на одной, продолжаете на следующих страничках. Будет здорово, если у странички появится название.
Варианты названия странички: Конверт№1
1. Гостья - зима. 2. Волшебница - зима.
3. Чародейка – зима . 4. Красавица - зима.
5. Русская зима 6. Снежная королева
- С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Люди прослеживали серии закономерностей в происходящих событиях, накапливали по этому поводу опыт и отображали этот опыт в создании устного народного творчества, в частности, в поговорках и пословицах. Вспомним пословицы и поговорки о зиме и запишем в журнал, оформляя аккуратно и по- зимнему загадочно.
- В конверте № 2 у вас находятся пословицы и поговорки о зимних месяцах. Но, к сожалению, они рассыпались. Вам нужно отобрать из них только те, которые описывают зиму.
- Но не только в пословицах и поговорках можно «увидеть» приметы зимы. Зимние пейзажи мы можем рассматривать и в произведениях художников. Откройте конверт № 3. Перед вами репродукции картин русских художников. Если вспомните автора и название картины, запишите. А можно и своё мастерство продемонстрировать. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.
Зимой у нас много забав… А кому бывает не до песен? Холодно, голодно…Подумайте и определите, какая птица зимует с нами. Вам в помощь загадка в конверте №4, которая, к сожалению, рассыпалась. Если соберёте, можно отгадать о какой птице идёт речь.
- Как вы думаете, чего ещё не хватает в нашем литературном журнале?
- Конечно, стихотворений. Вспомните, кто из поэтов посвящал свои стихотворения Зиме? Многие из них учили наизусть. Запишите строфу и автора. А можете в рубрике «Проба пера» поделиться строчками собственного сочинения.
- Итак, материал для журнала собран. Вы уже начали оформлять страницы. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
- Итак, странички журнала у нас уже готовы. Сейчас наступает самый ответственный момент. Каждой группе предоставляется возможность рассказать о своей работе, познакомить нас со своей зимней страничкой.
- Подошёл к концу наш урок. Мы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что зима – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!
- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели?
- Действительно, посмотрите, из ваших страничек получился великолепный журнал под названием «Зимушка - зима!» В него вошли пословицы и поговорки, загадки, стихотворения, картины и рисунки о зиме. Создавая этот журнал, вы пробовали себя в роли писателя, исследователя, художника.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисенко Алла Петровна
→ Публикатор 30.11.2019 0 4023 274 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.