Статья "Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности"


«Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности»

Актуальность проблемы определяется тем, что именно познавательный интерес является основополагающим мотивом обучения, необходимым условием для воспитания у детей познавательного отношения к миру, что особенно актуально сейчас, когда все познавательные устремления детей замыкаются средствами массовой информации, интернетом, компьютерными играми, определяя психологию, поведение и мировоззрение ребенка. В связи с этим, от педагогов требуется раскрыть перед детьми мир во всем своем широчайшем разнообразии, пробудить их интерес к познанию окружающего мира. Большими возможностями в формировании познавательного интереса здесь обладает именно внеурочная воспитательная работа в силу своей занимательности и творческого аспекта.

Цель исследования: выявить, обосновать и реализовать условия эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования: условия эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности станет эффективным, если будут обеспечены следующие условия:

1) вовлечение младших школьников в разнообразную практическую деятельность, которая бы способствовала формированию определенной направленности познавательного интереса, а также активному личностному развитию отдельно взятого ученика;

2) учет во внеурочной деятельности критериев и уровней развития познавательного интереса у младших школьников;

3) совместная работа школы и семьи в рамках педагогического взаимодействия «ребенок – родители – сверстники – педагог – социум – среда».

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать познавательный интерес как проблему исследования в теории обучения и воспитания.

2. Определить особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте.

3. Рассмотреть воспитательную работу с младшими школьниками как средство формирования у них познавательного интереса.

4. Обосновать условия эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования: использование предлагаемых материалов окажет действенную помощь начинающим учителям начальных классов по формированию познавательного интереса у младших школьников. Материалы практической главы могут быть использованы в организации воспитательной работы в детских образовательных, досугово-развлекательных или оздоровительных учреждениях, школах, специализированных центрах развития.

В первой главе дипломной работы отражены теоретические основы познавательного интереса детей: история изучения познавательного интереса как проблемы в теории обучения и воспитания, его особенности и стадии; также изучен вопрос воспитательной работы как средства формирования у детей познавательного интереса.

Во второй главе дипломной работы отражены условия эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, а также изложены организация, ход и результаты педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились 3А и 3Б начальные классы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) №11 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ишимбай Республики Башкортостан.

На констатирующем этапе эксперимента в обеих группах был изучен существующий уровень познавательного интереса по трем методикам: «Методике определения уровня познавательной активности обучающихся», «Методике с конвертами», Методика анкетирования. Диагностика показала низкий уровень познавательного интереса в обоих классах.

На формирующем этапе эксперимента контрольная группа ребят (3А класс) в рамках внеурочной деятельности занималась по основной общеобразовательной программе, экспериментальная группа (3 Б класс) занималась по разработанному и предложенному нами календарно-тематическому плану внеурочной деятельности по развитию познавательного интереса. Программа внеурочной деятельности, составленная нами, учитывала разнообразие типов, форм и методов внеклассной работы.

На контрольном этапе, нами снова была проведена диагностика уровня познавательного интереса в обоих классах, которая показала лучший результат в экспериментальной группе.

1. По методике Медведевой на начало эксперимента большинство ребят экспериментального класса показали частично-активный и относительной активный уровень познавательного интереса, (умеют рабо­тать по схеме, предложенной учителем, но не про­являют инициативы при решении учебных задач), то к концу эксперимента познавательный уровень большинства ребят этого класса поднялся на ступень выше и стал соответствовать исполнительно-активному, когда ученики с го­товностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог и умеют работать само­стоятельно, активно и увлеченно. В контрольном классе на конец эксперимента познавательный уровень большинства ребят соответствовал рецепционному (ученики об­ладают определенной суммой знаний и умеют приме­нять их в стандартной ситуации при ре­шении учебных задач).

2. По методике с конвертами на начало эксперимента основные направленности познавательных интересов у детей контрольного и экспериментального классов приблизительно одинаковые. К концу эксперимента основными направлениями познавательных интересов детей в экспериментальном классе стали познавательное, социальное и проблемно-ценностное общение, что является следствием целенаправленной и обширной работы по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлению воспитательной внеурочной работы. В контрольном классе приоритеты интересов остались за игровой и досугово-развлекательной деятельностью.

3. По методике анкетирования на начало эксперимента в контрольном и в экспериментальном классе преобладают показатели низкого и среднего уровня сформированности познавательного интереса. К концу эксперимента, показатель высокого уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальном классе увеличился практически втрое за счет уменьшения показателя низкого уровня, показатель среднего уровня сформированности остался неизменным. В контрольном классе показатель познавательного интереса (показал незначительные изменения) по разным уровням показал незначительное повышение показателя высокого и среднего уровня, и уменьшение низкого уровня по сравнению с констатирующим этапом.

Таким образом, проведенный нами педагогический эксперимент подтвердил нашу гипотезу и показал

 

 

 


Полный текст материала Статья "Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моисеева Екатерина Николаевна  Публикатор
15.03.2020 0 1524 209

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК