Статья "ФГОС во внеурочной деятельности"


Проектная и исследовательская деятельность 

членов историко-краеведческого клуба «Прометей» 

в условиях реализации ФГОС

 

Клепикова Людмила Николаевна,

учитель истории,

руководитель историко-краеведческого клуба «Прометей»

МБОУ «Новоусманский лицей»,

 

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

С 2015 года я являюсь руководителем историко-краеведческого клуба «Прометей» в Новоусманском лицее. Тематика работы клуба основана в большей степени на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению истории и традиций родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений. В первую очередь, программа занятий исторического клуба «Прометей» позволяет обратить внимание на историю повседневности – ту историю, которая закреплена в судьбах рядом живущих людей, в своей семье. Когда ребята делают первые шаги в работе над проектом, особенно неоценима помощь родителей.

В нашем учебном заведении активно применяется практика сотрудничества учащихся начальной школы с клубами и секциями среднего и старшего звена. Так, совместная деятельность обучающихся с историко-краеведческим клубом духовно-нравственного направления «Прометей», в основе которого лежит исследовательская деятельность, представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 1 - 11 классов.

При разработке и реализации исследовательских проектов школьники учатся работать с разнообразными историческими источниками (вещественными и письменными, фото и аудио документами и т.д.), самостоятельно добывать знания, работать с разными формами представления информации, объективно оценивать полученные знания. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим малой родины - он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Так, в ходе подготовки проектов ученики рассказывают о своих земляках, приводят примеры благородного служения человека своей Родине. Многие из ребят, знакомясь с творчеством земляков, посещают краеведческие музей, музеи-квартиры, выставки. Впоследствии это может стать основой исследовательского материала.

Важно отметить наших постоянных партнеров. Это Новоусманский межпоселенческий центр досуга, детская библиотека им. А.С. Пушкина, районный краеведческий музей, районная газета Новоусманская «Нива». С 2017 года мы активно сотрудничаем с Новоусманским благочинием. По инициативе благочинного Новоусманского церковного округа был образован краеведческий кружок при храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

Узнав, что большая часть наших школьных проектов касается Православия, нас пригласили для выступления на одно из заседаний кружка. Мы создавали проекты по Казанскому и Спасскому храмам, и по святым источникам Новоусманского района, кроме того составили, используя разные источники, летопись истории села Новая Усмань. Так было принято решение о совместном сотрудничестве. Теперь мы также являемся членами краеведческого кружка при храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Это сотрудничество дало нам очень много не только положительных эмоций, но и историко-краеведческих знаний, которые мы получаем на совместных встречах. В первую очередь, еженедельные заседания кружка, которые проходят всегда очень интересно. В подготовке к заседаниям принимают участие все члены кружка. Также экскурсии: по храмам и монастырям Воронежа; по разрушенным и восстановленным храмам Новоусманского благочиния; посещения школьных музеев района, в которых также хранится бесценная информация об истории нашего района; это встречи с интересными людьми и старейшими прихожанами наших храмов.

«Люди нашего села» – одно из наиболее важных для нас направлений. Летом 2019 года посетили Рождественскую Хаву, были в гостях у внучатой племянницы священномученика Александра Лебедева; беседовали с 96-летней прихожанкой Казанского храма Киреевой Александрой Михайловной, которая рассказала о работе полевой хлебопекарни в годы войны на территории села Рогачёвка; встречались с Пасморновым Леонидом Михайловичем, который вспоминал о восстановлении Казанского храма, о селе Безбожник.

 Результатом нашей совместной деятельности являются проекты и исследования, которые занимают призовые места на различных конкурсах и конференциях.

Участие в сетевом проекте «Моя семейная реликвия», презентации своих исследований в кинозале Казанского храма, участие в краеведческих олимпиадах и викторинах – это далеко не весь перечень мероприятий, в которых ребята принимают активное участие.

Краеведение – это полноценная наука. Многое нужно проверять собственным опытом, работать в архивах, встречаться с реальными людьми, посещать места интересующих событий. Приятно, что краеведческая тема интересна не только молодому любопытному поколению, но и родителям, которые от собственных детей узнают много интересного об истории родного края, видят в этом серьезный воспитательный момент.

Среди наших прихожан много пожилых людей, и у членов нашей краеведческой «общины» есть важная миссия – записывать их воспоминания и воспоминания своих бабушек и дедушек. Радует, что каждый, кто посещает наш кружок, старается работать. Так появилась идея создания печатного листка, в котором будут размещаться материалы, имеющие значение для изучения истории Новоусманского района. Такой печатный листок стал выходить, и в нем, действительно, печатаются материалы ребят, результаты их исследований.

В программу нашего школьного историко-краеведческого клуба включены также мероприятия, посвященные изучению славных страниц Русской истории (в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России»), которые способствуют формированию и развитию гражданских и нравственных качеств личности.

У нашего школьного клуба есть свой информационный стенд, на котором мы оформляем материалы к различным памятным датам и событиям.

Познавательная активность – сознательное, творческое познание учеником окружающего мира и явлений. Она неразрывно связана с  исследовательской деятельностью – процессом поиска неизвестного, новых знаний. Такая деятельность  способствует обучению приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитию активности и самостоятельности учащихся; сотрудничеству; подготовке ребят к жизни в современном мире.

 


Полный текст материала Статья "ФГОС во внеурочной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клепикова Людмила Николаевна  Публикатор
23.04.2020 0 1096 214

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК