Статья "Развитие логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"


Развитие логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Роль математики в развитии логического мышления велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки".

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями".

Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное. Главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

 

Приёмы развития логического мышления

           Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

       Необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Такие задания включаю в занятия в определенной системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.

 В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приёмами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения.

Курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание , воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). 

На занятиях кружка «Математика вокруг нас» использую следующие приёмы:

«Высказывания» (истинные, ложные)

«Приём сравнения, выделение свойств предметов»

«Приём сравнения, существенные и несущественные свойства»

«Приём классификации»

Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

«Приём обобщения»

На каждом уроке математики отвожу 5 - 7 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приёма классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Нестандартные задачи начинаем решать в 1 классе. Предлагая учащимся нестандартные задачи, формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их.

Необходимо вводить решение занимательных задач, которые способствуют развитию мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и т.д.

  В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учеников активизируется.      

 

  Использование учителем начальной школы различных форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.



 


Полный текст материала Статья "Развитие логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скоробогатько Татьяна Александровна  Публикатор
13.05.2020 0 2659 252

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК